ВВЕДЕНИЕ
Бюджет и
государственная бюджетная
система в целом являются
совокупностью экономических отношений,
возникающих в процессе распределения
и перераспределения ВНП и
национального дохода. Бюджет активно
воздействует на все стадии воспроизводства,
поэтому развитие и совершенствование
бюджета следует рассматривать, прежде
всего, на основе развития и совершенствования
экономических отношений, которые выступают
в количественной и качественной
формах доходов и расходов.
Определение сущности,
роли и места бюджета
в системе воспроизводства
служит основным методологическим
пунктом развития теории
бюджетного планирования и использования
ее результатов в создании
и совершенствовании бюджетной
системы. Сущность бюджета
нельзя рассматривать вне
конкретных экономических условий,
поскольку она зависит
от системы производственных
отношений, того или иного способа
производства и определяется
ею.
В условиях
перехода к рынку бюджет
является не только единственным
плановым документом, утверждаемым
в качестве закона, но и
основой, вокруг которой организуется
система финансового хозяйства
в целом, финансовое планирование
и прогнозирование на основе
единой финансовой политики
государства.
Бюджетная система РФ состоит
из бюджетов трех уровней:
Первый уровень -
федеральный бюджет и
бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
Второй уровень
— бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные
бюджеты.
Бюджетная классификация
включает:
- классификацию доходов
бюджетов РФ;
- функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию
расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников
внешнего финансирования дефицита
федерального
бюджета;
- классификацию видов
государственных внутренних долгов
РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
- классификацию видов
государственного внешнего долга
РФ и государственных
внешних активов;
- ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.
Определение экономической
сущности бюджета помогает понять
его роль и значение в
условиях перехода к рынку.
Взаимоотношения предприятий
и организаций с бюджетом
в этих условиях представляют
собой постоянно обновляющий
процесс. Экономическая сущность
бюджета является отправным
методологическим пунктом в совершенствовании
бюджетного планирования, более
полном использовании особенностей
его доходов и расходов
в современных условиях.
Глава1 Сущность, бюджета и его
планирования
По определению Института
дипломированных управляющих бухгалтеров
по управленческому учету (США), бюджет
— это количественный план в денежном
выражении, подготовленный и принятый
до определенного периода, обычно показывающий
планируемую величину дохода, которая
должна быть достигнута, и/или расходы,
которые должны быть понижены в течение
этого периода, а также капитал,
который необходимо привлечь для
достижения данной цели. Процесс разработки,
утверждения, контроля и анализа бюджетов
называется бюджетированием. На отечественных
предприятиях термин «бюджет» часто заменяется
термином «смета». Система бюджетирования
состоит из системы бюджетного планирования
деятельности структурных подразделений
предприятия; системы сводного (комплексного)
бюджетного планирования деятельности
предприятия. Эти системы включают процессы
формирования бюджетов, структуры бюджетов,
ответственность за формирование и исполнение
бюджетов, процессы согласования, утверждения
и контроля исполнения бюджетов.
Целями внедрения принципов
бюджетного планирования являются:
1. Установление жесткого
текущего (оперативного) контроля за поступлением
и расходованием средств хозяйствующего
субъекта.
2. Достижение большей
гибкости в управлении и контроле
за себестоимостью продукции.
3. Повышение точности
плановых показателей (для целей
налогового и финансового планирования).
В соответствие с данными
целями в качестве основных задач
бюджетирования можно выделить:
Планирование операций, обеспечивающих
достижение целей организации. Координация
различных бизнес-функций и структурных
подразделений хозяйствующего субъекта.
Согласование интересов отдельных
работников и групп в целом
по организации.Мотивация руководителей
всех рангов к достижению целей своих
центров ответственности.Оценка выполнения
плана центрами ответственности и эффективности
работы менеджеров на местах.
Обучение менеджеров.
Таким образом, основными
преимуществами внедрения принципов
бюджетного планирования являются следующие:
Бюджет оказывает положительное
воздействие на мотивацию и на
строй коллектива.
Бюджет позволяет координировать
работу предприятия в целом.
Бюджет позволяет усовершенствовать
процесс распределения ресурсов
и тем самым осуществить режим
строгой экономии финансовых ресурсов
предприятия, что особенно важно
для выхода из финансового. Бюджет способствует
процессам коммуникации в организации.
Постоянный анализ бюджета позволяет
своевременно вносить корректирующие
изменения в деятельность хозяйствующего
субъекта. Однако наряду с этими преимуществами
существуют и негативные факторы, препятствующие
внедрению систем бюджетирования на отечественных
предприятиях:
1. Рыночный фактор, а именно,
сложность и дороговизна внедрения
системы бюджетирования.
2. Социально-психологические
факторы, в частности, такие
как интриги внутри хозяйствующего
субъекта, которые могут повлиять
на распределение ресурсов; конфликты,
которые могут возникнуть между
лицами, ответственными за разработку
бюджетов и лицами ее контролирующими;
частое завышение потребности
в ресурсах менеджерами структурных
подразделений.
1.1Социально-экономическая
сущность и функции бюджета
Государственный бюджет - это
ведущее звено финансовой системы
и основная финансовая категория. По
материальному содержанию государственный
бюджет представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда денежных
средств государства, а по социально-экономической
сущности - это основное орудие перераспределения
национального дохода.Государственный
бюджет возник с появлением государства.
На ранних стадиях развития государства
не существовало разграничений между
ресурсами государства и собственными
ресурсами монарха. Только в период первых
буржуазных революций, прежде всего,
в Центральной Европе происходит отторжение
главы государства от казны.Таким образом,
возникает общественный фонд денежных
средств - бюджет, которым глава государства
не может лично распоряжаться. Однако,
только с приходом к власти буржуазии
бюджет приобретает форму документа, утверждаемого
законодательным органом. Со временем
формирование и использование бюджета
стали носить систематический характер,
т. е. возникли системы государственных
доходов и расходов с присущими им определенным
составом, структурой, законодательством.
Примечательно то, что основные направления
расходной части бюджета не изменялись
в течение многих столетий.Родоначальником
процесса составления и утверждения бюджета
является Англия. В России первая роспись
государственных доходов и расходов была
составлена в 1645 году. С 1802 года такие росписи
стали составляться ежегодно. И лишь с
1811 года начинается постоянное составление
бюджета России. В условиях промышленного
капитализма XIX века бюджетное распределение
производилось в пользу буржуазии - капиталистов
и землевладельцев. К. Маркс, анализируя
английский бюджет на 1852/1853 год, составленный
министром финансов Дизраэли -выразителем
интересов крупных землевладельцев, назвал
его «рядом мероприятий к улучшению положения
праздных классов», а бюджет на 1853/1854 год,
составленный Гладстоном, представляющим
интересы промышленной буржуазии, - «классовым
бюджетом, бюджетом буржуазии». Характеристику
государственного бюджета XX столетия
дал В.И. Ленин в статье «По поводу государственной
росписи», в которой он анализировал бюджет
царской России на 1902 год, составленный
министром финансов С.Ю.Витте. Основные
расходы бюджета направлялись на военные
цели, на содержание императорского двора
и особого корпуса жандармов, на выплату
процентов по государственному долгу,
субсидий землевладельцам и капиталистам.
На цели просвещения ассигнования составляли
менее 5% общей суммы расходов бюджета,
и по этому показателю Россия была далеко
позади стран Западной Европы и США. Незначительные
средства направлялись на помощь голодающему
вследствие неурожая населению. Доходы
бюджета базировались на косвенном обложении,
прежде всего товаров массового потребления.
Крупные поступления (30% всех доходов)
обеспечивала государственная винная
монополия. Поэтому бюджеты царской России
часто называли «пьяными бюджетами»*.
С начала XX века основной тенденцией в
области расходов государственного бюджета
является постоянное их увеличение. Скачкообразный
рост расходов происходит в периоды войн,
когда они увеличиваются в десятки раз.
После войны расходы незначительно снижаются,
и вскоре начинается их дальнейший рост.
Произошли существенные изменения и в
структуре налогов - основного дохода
государственных бюджетов. Если в XIX веке
главными были косвенные налоги, включаемые
в цены товаров, то в XX веке, особенно во
второй половине, резко повысилось значение
прямых налогов и главных из них - подоходного
налога с физических лиц и налога на прибыль
корпораций. В переводе с английского
слово «бюджет» («budget») означает «мешок
с деньгами, кошелек». А точнее, так называли
портфель, в котором английский министр
казначейства носил деньги и регулярно
выступал с отчетом перед Палатой лордов.
В наши же дни в законодательстве Российской
Федерации появилось вполне легальное
определение бюджета. В соответствии со
ст. 6. Бюджетного кодекса Российской Федерации
от 31 июля 1998г. №145 - ФЗ бюджет определяется
как форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.По
экономической сущности государственный
бюджет - это денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу распределения национального
дохода (частично и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Социально-экономическую роль бюджета
трудно переоценить. Бюджет-это основа
функционирования средств государства
в целом, а также его национально-государственных
и административно-территориальных образований;
это, пожалуй, единственный источник денежных
средств, находящихся в полном и непосредственном
распоряжении органов государственной
или муниципальной власти. Централизация
денежных средств в бюджетах позволяет
маневрировать финансовыми ресурсами
и сосредотачивать их на решении важнейших
задач экономического и социального характера,
обеспечивает проведение единой государственной
экономической и финансовой политики.
Бюджет является важнейшим инструментом
финансового регулирования. Бюджетное
регулирование - это процесс распределения
доходов и перераспределения средств
между бюджетами разных уровней в целях
выравнивания их доходной базы. Входя
в число важнейших хозяйственных функций
государства, бюджетное регулирование
носит многоцелевой характер, в частности
это:
- поддержание стабильности
экономики;
- обеспечение ее сбалансированности;
- предотвращение кризисных
ситуаций;
- проведение антикризисных
мероприятий;
- обеспечение структурных
сдвигов.
Основой бюджетного регулирования
является закрепление источников доходов
за бюджетами разного уровня. В
составе бюджетов могут создаваться
целевые и резервные бюджетные
фонды, средства которых в целях
осуществления социальных, экономических
и других программ, ликвидации последствий
стихийных бедствий, покрытия дефицита
могут передаваться безвозмездно в
виде субвенций, субсидий и дотаций
в бюджеты нижних уровней. С помощью
этих рычагов государство может
оказывать регулирующее воздействие
и на товаропроизводителей. Бюджетное
регулирование достаточно развито
не только в централизованно планируемой
экономике, но и в рыночной экономике.
Таким образом, бюджет —
это объективно обусловленное звено
финансовой системы, публичных финансов,
централизованный фонд денежных средств,
предназначенный для обеспечения
функций государства и его
территориальных подсистем. Финансовые
отношения, возникающие у государства
с предприятиями (учреждениями) и
населением, называются бюджетными и
регулируются Бюджетным кодексом РФ.
Эти отношения представляют собой
часть финансовых отношений, но имеют
определенную специфику.
Во-первых, они возникают
в распределительном процессе, обязательным
участником которого является государство
(в лице органов власти различных
органов управления). Бюджетные отношения
в процессе функционирования материализуются
(овеществляются) в бюджетном фонде
страны, имеющем сложную организационную
структуру. Величина бюджетного фонда
отражает степень централизации
финансовых ресурсов в руках государства
и определяется такими факторами, как
уровень развития экономики, методы
хозяйствования на предприятиях; решаемые
обществом экономические и социальные
задачи, масштабы намечаемых структурных
изменений в народнохозяйственных
пропорциях и т.п. В составе бюджетного
фонда создаются резервы, функционирующие
в специфических формах. Экономическая
сущность понятия государственного
бюджета раскрывается через совокупность
бюджетных отношений по формированию
и использованию бюджетного фонда
страны. Существуют три подхода к
определению бюджета.
Во-первых, по своей экономической
сущности государственный бюджет представляет
собой денежные отношения, возникающие
у государства с физическими
и юридическими лицами.
Во-вторых, эти отношения
возникают по поводу перераспределения
национального дохода в связи
с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного для
финансирования экономики, нужд обороны,
государственного управления, социально-культурных
мероприятий.
В-третьих, бюджет может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории, так как он является экономической
формой существования объективно обусловленных
распределительных отношений.
Бюджет, являясь одной
из основных экономических категорий,
в свою очередь, объединяет другие экономические
категории (налоги, государственные
расходы и пр.) так как через
бюджет осуществляется постоянная мобилизация
ресурсов и их расходование. Исходя
из экономической сущности бюджета и в
связи с необходимостью ее реализации
государственный бюджет выполняет следующие
основные функции:
•перераспределение национального
дохода (НД) и внутреннего валового
продукта (ВВП);
•государственное регулирование
и стимулирование экономики;
•развитие социальной сферы;
•контроль за образованием
и целевым использованием централизованного
фонда денежных средств.
Таким образом, используя
бюджет, государство, во-первых, вносит
глубокие изменения в пропорции,
складывающиеся как на стадии производства,
так и на стадии первичного распределения
национального дохода.
Во-вторых, важное значение
принадлежит социальной функции государственного
бюджета. В бюджетах всех промышленно
развитых зарубежных стран наблюдается
значительный рост затрат, связанных с
воспроизводством рабочей силы: расходов
на образование, здравоохранение, социальное
страхование и обеспечение.
В-третьих, в настоящее
время государство осуществляет
вмешательство в экономику для
преодоления возникающих в ней
кризисных явлений путем направления
на эти цели значительных средств
бюджета. Государственное регулирование
экономики впервые стало возможным
в результате резко увеличившегося
огосударствления части национального
дохода в большинстве промышленно
развитых стран, что было вызвано
милитаризацией экономики в период
Первой мировой войны и событиями экономического
кризиса 30-х г. XXв.
В-четвертых, контрольная
функция бюджета проявляется
в том, что федеральный бюджет
является основной сферой перераспределения
НД и ВВП. Бюджет широко используется
для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов
с учетом требований наиболее рационального
размещения производительных сил, развития
экономики и социальной сферы на всей
территории страны, включая республики,
края, области, районы. Ни одно из других
звеньев финансовой системы не осуществляет
такое многовидовое (межотраслевое, межтерриториальное
и т.д.) и многоуровневое (федеральный,
республиканский, краевой, городской и
т.п.) перераспределение средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции
определяется тем, что в отношения с бюджетом
вступают почти все участники общественного
производства. Основным объектом бюджетного
перераспределения является чистый доход,
однако, это не исключает возможности
перераспределения через бюджет и части
стоимости национального дохода, а иногда
и национального богатства.В настоящее
время средства государственного бюджета,
прежде всего, должны направляться на
финансирование структурной перестройки
экономики, комплексных целевых программ,
наращивание научно-технического потенциала,
ускорения социального развития и социальную
защищенность наименее обеспеченных слоев
населения. Бюджет выступает важным инструментом
регулирования и стимулирования экономики
и развития социальной сферы. Государственная
поддержка оказывается приоритетным отраслям
хозяйства — авиастроению, космическим
программам, атомной промышленности,
энергомашиностроению и некоторым другим.
Такая поддержка связана также с реализацией
высокоэффективных и быстроокупаемых
проектов. Для регулирования экономики
должна активно использоваться налоговая
политика путем применения гибкого и действенного
налогового механизма. Развитие социальной
сферы в определяющей мере зависит от
бюджетных средств. В то же время уровень
развития данной сферы является одним
из основных факторов экономического
благополучия. Ускоренное развитие способностей
человека- главный двигатель прогресса.
В социальной политике к таким приоритетам
относятся поддержка наименее защищенных
слоев населения (пенсионеров, инвалидов,
студентов, малообеспеченных семей), а
также учреждений здравоохранения, образования
и культуры. В этих целях должны быть существенно
усилены гарантии социальных и экономических
прав граждан России, активизирована социальная
политика, обеспечивающая адресную защиту
социально слабых слоев населения, обеспечено
эффективное использование денежных средств,
выделяемых на социальные цели, на решение
жилищной проблемы.