Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:17, реферат
Бюджетирование как составная часть управления предприятием в рыночных условиях становится сегодня обязательным для крупных фирм и холдингов, подавляющего большинства средних компаний и большого числа малых предприятий. Значимость бюджетирования понимается многими руководителями организаций, даже не имеющих специального образования. Однако, как показывает моя практика в качестве бизнес-консультанта, бюджетирование часто используется для того, чтобы контролировать расходы подразделений или ряд значимых с точки зрения владельцев бизнеса и топ-менеджмента отдельных показателей (например, размер дебиторской задолженности).
Введение………………………………………………3
1 Понятие, цели и задачи бюджетирования………...4
2 Процесс бюджетирования………………………….7
3 Состав операционных бюджетов………………….11
4 Состав финансовых бюджетов……………………17
Заключение…………………………………………...20
Список используемой литературы………………….21
Содержание.
Введение………………………………………………3
1 Понятие, цели и задачи бюджетирования………...4
2 Процесс бюджетирования………………………….7
3 Состав операционных бюджетов………………….11
4 Состав финансовых бюджетов……………………17
Заключение…………………………………………...
Список используемой литературы………………….21
Введение
Бюджетирование как составная
часть управления предприятием в
рыночных условиях становится сегодня
обязательным для крупных фирм и
холдингов, подавляющего большинства
средних компаний и большого числа
малых предприятий. Значимость бюджетирования
понимается многими руководителями
организаций, даже не имеющих специального
образования. Однако, как показывает
моя практика в качестве бизнес-консультанта,
бюджетирование часто используется
для того, чтобы контролировать расходы
подразделений или ряд значимых
с точки зрения владельцев бизнеса
и топ-менеджмента отдельных
Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.
Бюджетирование позволяет в режиме реального времени (ежедневно) получать показатели рентабельности каждого товара, подразделения и потребителя (каждой сделки). Оперативный управленческий учет помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка, а также видеть экономические проблемы в момент их возникновения и устранять их до того, как они нанесли ощутимый материальный ущерб.
Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях управления, и ядром такой системы является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов. Планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи - корректировки планов для достижения приемлемого общего результата. С использованием автоматизированной системы бюджетирования данная экономическая задача в крупной организации может быть решена в течение 1 часа и, соответственно, время на принятие решения сокращается от традиционных 2-3 дней до нескольких часов.
Существует разные подходы к автоматизации бюджетирования в организациях: ведется разработка собственных решений на основе MS Excel-Acsess, используются готовые программные продукты такие, как бюджетный модуль в составе ERP-системы, специализированные системы бюджетирования и др. Анализ возможностей специализированных программ, представленных на российском рынке, показал, что многие программные комплексы отвечают требованиям, предъявляемым руководством организаций. Они дают возможность гибко моделировать все бизнес-процессы на предстоящий плановый период с учетом внешних и внутренних факторов, позволяют автоматически рассчитывать экономически обоснованные показатели деятельности организации.
Внедрение системы бюджетирования
– сложный организационный
Важно в самом начале планирования
установить цели составления бюджета,
определить, составление каких документов
будет наилучшим образом
Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие этапы:
Бюджетирование (сметное планирование) - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.
Бюджет - это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций:
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.
Сущность бюджетирования
состоит в разработке взаимосвязанных
планов производственно-финансовой деятельности
организации, ее подразделений исходя
из текущих и стратегических целей
функционирования, контроля за выполнением
этих планов, в использовании корректирующих
воздействий на отклонения от параметров
их исполнения. В информационном отношении
- это система, интегрирующая результаты
процессов планирования, учета, контроля
и анализа стоимостных
Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.
I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности организации, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.
II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам товаров.
III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовых товаров, который организация поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой.
Итак, для каждого вида товаров и для каждого периода (месяца, квартала):
Планируемый объемпроизводства |
= |
Планируемыйобъем продаж |
+ |
Требуемые запасына конец периода |
– |
Запасы на началопериода |
(3.1) |
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).
На основе бюджета производства разрабатываются:
1) бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении;
2) бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.
Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.
После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:
3) производственные – на основе данных об объеме производства;
4) коммерческие – на
основе данных об объеме
Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.
Следующим шагом является
определение ожидаемого притока
денежных средств, с учетом планируемого
объема продаж и схемы расчетов с
покупателями; и ожидаемого оттока
денежных средств, с учетом плана
приобретения производственных ресурсов
и схемы расчетов с поставщиками.
В результате выясняется, существует
ли вероятность дефицита денежных средств
для обеспечения текущей
IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:
5) планируемый отчет о прибылях и убытках;
6) планируемый баланс;
7) планируемый отчет о движении денежных средств.
Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.
Таким образом, формирование
бюджета – это процесс
Последовательность
Схема формирования основного бюджета
Данная схема описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.
Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для организации. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния организации.
В зависимости от того, как корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets), фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets) и гибкие (Flexed budgets).
Современные компьютерные технологии
позволяют значительно
Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком: