Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:15, реферат
Финансовые правоотношения. Виды бюджета. Источники финансового права. Методы финансового контроля. Банковский контроль. Бюджетные права субъектов РФ.
Понятие
и роль бюджета
Бюджет - форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для Как правовой акт
бюджет - это основной финансовый план
образования, распределения и использования
централизованного денежного участников бюджетных отношений5. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме законов; бюджеты
субъектов РФ и бюджеты государственных
внебюджетных фондов верждаются в форме законов субъектов РФ; местные бюдже ты разрабатываются
и утверждаются в форме представительных
органов местного рядке, установленном уставами муниципальных образований. Роль бюджета состоит
в том, что он создает финансовую
основу, необходимую для деятельности
государственных органов и Бюджетные средства предназначены для: функционирования
органов государственного осуществление
международной деятельности национальной обороны; правоохранительной
деятельности и обеспечения функционирования федеральной судебной системы; фундаментальных
исследований и содействия развития промышленности, энергетики и строительства; развития сельского
хозяйства, транспорта, дорожного
хозяйства, информатики, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения; осуществления
социальной политики и т. д. Мин финн РФ как субъект гос контроля Минфин России в
соответствии с Положением, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от
06.03.98 № 273 (в ред. от 27.08.2003 № 529), является
федеральным органом В составе Минфина
России создано Контрольно- В связи с
передачей Министерству Минфин России
осуществляет нижеследующие проводит в
пределах своей компетенции контролирует
в установленном порядке проводит документальные
ревизии и проверки организует ревизии
и финансовые проверки в Осуществляя государственный контроль, Минфин России имеет право: ограничивать, приостанавливать,
а в необходимых случаях и
прекращать в соответствии с
законодательством РФ взыскивать в
установленном порядке с Финансовые органы
субъектов РФ при осуществлении
государственного финансового контроля
за использованием ассигнований соответствующего
бюджета наделяются правами,(аналогичными
правам Минфина России. Банковский контроль Банки осуществляют
предварительный и текущий на получение
ссуды, проведение платежей Банковский контроль
в процессе кредитования Банк России
является органом валютного Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России
вправе назначить и банков. Проверки
могут осуществляться Уполномоченные Советом
директоров представители Банка
России имеют право получать и
проверять отчетность и другие документы
кредитных организаций, при необходимости
снимать копии с Центральный банк
РФ вправе давать кредитным
организациям и их филиалам
обязательные для исполнения
предписания об устранении За нарушение банковского законодательства Банк России имеет право взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления. |
источники
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости
от юридической силы актов,
содержащих правовые нормы, Акты федеральных
органов подразделяются на Законы Российской
Федерации и подзаконные Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридиче скую силу, прямое действие и применяется на всей террито рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. б) Акты Федерального Собрания РФ: %/ федеральные конституционные
законы. Конституционный закон федеральные законы.
Федеральные законы принимаются
Государственной Думой акты Федерального
Собрания (декларации, положения, постановления
и др.). Подзаконные федеральные акты: • указы, распоряжения Президента РФ; • •постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативное акты министерств и других центральных органов; приказы, постановления,
инструкции иных федеральных
органов исполнительной власти. Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ. Законы субъектов РФ: конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов
федерации. Подзаконные акты субъектов РФ: указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления,
распоряжения правительств нормативные акты министерств субъектов РФ; приказы, постановления иных органов субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления: распоряжения; решения., Общепризнанные
принципы и нормы Совокупность
нормативных актов, содержащих
нормы финансового права, Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ; Указ Президента
РФ "О Министерстве Российской
Федерации по налогам и сборам" Виды бюджета Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный
бюджет используется для Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов,
республиканских городов Консолидированный
бюджет области включает в
себя областной бюджет области
и бюджеты районов, областных
городов, расположенных на Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района. Составление Региональный бюджет
(бюджет субъекта РФ) - форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и Бюджет субъекта
РФ и свод бюджетов Изменения, внесенные данным законом, вступают в силу с 1 января 2005 года. Федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты
субъектов РФ составляют Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджетное законодательство
вводит такие понятия, как " Минимальные государственные
социальные стандарты - государственные
услуги, предоставление которых гражданам
на безвозмездной и безвозвратной основах
за счет финансирования из бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
гарантируется государством на определенном
минимально допустимом уровне на всей
территории РФ. |
Финансовое
правоотношение
Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Финансовые правоотношения
отличаются тем, что они: возникают в
сфере финансовой деятельности
государства в процессе одним из субъектов
этих отношений обязательно обязательным
объектом всегда выступают Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Основанием возникновения,
изменения и прекращения Общественные
отношения, возникающие в бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения
в области государственного финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения
в области банковской финансовые правоотношения,
возникающие в области валютные правоотношения. Методы финансового контроля Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают'. Наблюдение предполагает обшее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п. Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др. Финансовый контроль
не может быть сведен только
к аналитической деятельности. Речь
может идти лишь об Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство
закрепляет обязательный и Как правило,
ревизии проводятся на основе
заранее составленной • проверять
на ревизуемых предприятиях денег, ценных
бумаг, товарно-материальных проводить частичные или сплошные инвентаризации; опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от
должностных и материально бюджетные права субъектов РФ Бюджетные права - это
полномочия различных субъектов
бюджетного права. Бюджетные права
РФ и бюджетные права ее субъектов
между собою тесно связаны
и взаимно обусловлены. Характер
такой связи определяется федеративным
устройством Российского Важной стороной
в характеристике бюджетно- Правовой основой
компетенции субъектов РФ Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям с: федеральными органами власти; другими субъектами федерации; • органами
власти местного статус субъектов РФ: установление
порядка составления и составление и
рассмотрение проектов распределение
доходов от региональных определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ; разграничение
полномочий по осуществлению
расходов между бюджетом установление
совместно с органами определение порядка
и условий предоставления предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам; установление
порядка и условий определение перечня
и порядка осуществления осуществление
государственных внутренних и
внешних заимствований |