Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:58, курсовая работа
Под эксплуатацией пожарных рукавов понимается их использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение.
3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУКАВОВ
Под эксплуатацией пожарных рукавов понимается их использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение.
3.1. использование всасывающих рукавов
Всасывающие рукава размещаются на пожарных автомобилях в пеналах, а на мотопомпах в специально отведенных местах.
Укомплектовывать автомобиль неисправными и грязными рукавами запрещается.
Для удобства извлечения рукавов из пеналов и предохранения их от истирания под рукава подкладывают прокладочные ленты. При извлечении рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений.
При заборе воды с пирса или крутого берега водоема рекомендуется использовать вторую (разгрузочную) веревку, привязывая ее за горловину сетки. Разгрузочная веревка воспринимает вес воды, находящейся во всасывающей линии, и помогает избежать повреждения всасывающих рукавов.
Для предотвращения замерзания воды в рукавах всасывающей линии при длительной работе пожарного насоса на небольших расходах часть воды следует сбрасывать обратно в водоем через напорный рукав, присоединенный к свободному патрубку насоса.
При прокладке всасывающей линии необходимо следить за тем, чтобы в места соединения не попадал песок, земля и т.п., нарушающее герметичность. Не следует допускать резких перегибов, механических повреждений рукавов, запрещается перемещение рукавов волочением.
При работе на пожарах и учениях не допускать попадания на рукава нефтепродуктов и едких химических веществ.
3.2. Использование напорных рукавов
Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться по возможности на непроезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути - под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло) (рис. 5).
рис .5 использование рукавного колена
1 рукав; 2 колено
Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав (рис. 6).
рис.6 рукавные задержки
Запрещается сбрасывать на рукавные
линии части разбираемых
Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.
При возникновении течи в
рукаве она должна быть немедленно
устранена путем установки
а) ленточный зажим (рис.7) для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;
б) корсетный зажим (рис. 8) для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
В качестве зажима может быть
использован также отрезок
рис. 7 ленточный зажим
рис . 8 корсетный зажим
После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.
В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.
3.3. Техническое обслуживание пожарных рукавов
Техническое обслуживание - это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных рукавов в исправном состоянии. При выявлении дефектов рукавов одновременно производится их ремонт.
Техническое обслуживание, ремонт и хранение пожарных рукавов может производиться на рукавных базах (постах) или в пожарных частях.
В общем виде технологическая схема обслуживания рукавов приведена на рис. 9.
напорные всасывающие
рукава рукава
рис. 9 технологическая схема обслуживания рукавов.
3.4. Подготовка рукавов для постановки в боевой расчет
Рукава, поступающие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергают входному контролю на соответствие требованиям табл.П.1; П.2 и П.3 (в части размеров), проверяется наличие маркировки и штамп ОТК.
3.4.1 . Всасываюцие рукава
Маркировка рукавов должна содержать наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов группы 2), длину и дату изготовления. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие (ГОСТ 28352) отожженной цинкованной проволокой ГОСТ 792 диаметром 2,0-2,6 мм, или другой, не уступающей ей по механическим и антикоррозионным свойствам, или металлическими оцинкованными хомутами. Рукава, навязанные на головки, подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме в соответствии с п.З. 5. з. настоящей инструкции.
3.4.2 . Напорные рукава
Маркировка должна быть нанесена на расстоянии не менее 150 мм от наружного конца скатки и содержать:
-наименование предприятия-
-внутренний диаметр, мм;
-длину рукава в скатке, м;
-дату изготовления (месяц, год);
-обозначение стандарта;
-штамп ОТК.
На другом конце рукава должна быть маркировка, содержащая сокращенное наименование предприятия-изготовителя.
Льняные и льноджутовые рукава могут поставляться бухтами. На рукавах, вырезанных из бухты, где заводская маркировка отсутствует, восстанавливается маркировка наружного и внутреннего концов бухты.
Каждая партия рукавов сопровождается паспортом, содержащим следующие сведения:
- наименование предприятия-
- дата изготовления;
- обозначение технических условий;
- номер партии;
- количество мест в партии;
- диаметр рукавов;
- суммарная длина поставляемых рукавов;
- заключение ОТК о приемке партии.
Льняные и льноджутовые рукава, поступающие бухтами массой до 50кг, перед навязкой головок разрезают на части длиной, кратной 20м. При делении бухты рукавов не должно быть отходов, для этого предполагаемый остаток равномерно распределяют по всем частям рукава. Так например, при длине рукава в бухте 104 м, его разрезают на пять частей длиной 20,8 м каждая.
Рукава, проведшие входной контроль, навязывают на соединительные головки типа ГР (ГОСТ 28352) мягкой оцинкованной проволокой ГОСТ 792 диаметром 1,6-1,8 мм или другой с аналогичными показателями. Для навязки рукавов диаметром 150 мм следует применять проволоку диаметром 2 , 0 мм .
Навязка рукавов на соединительные головки может быть произведена на устройстве НТ 159.000 (рис. 10) или другом аналогичном устройстве и состоит из следующих операций:
Намотать проволоку на
катушку 2 и установить ее на ось. Конец
проволоки пропустить через направляющие
ролики и натяжное устройство, отжав
предварительно пружину педалью, в
проточку механизма скрутки проволоки
5 на величину, равную 1,5-2,0 оборотам вокруг
навязываемого рукава.
Закрепить головку рукавную
в патроне, рукав в скатке разместить
на вращающемся синхронно с
Привод отключить, конец проволоки освободить из стопора, при этом другой конец проволоки остается в натянутом состоянии. Свободный конец проволоки закрепить в стопоре механизма скрутки, натянув его предварительно усилием от руки, и вращением рукоятки скрутить его с натянутым концом в "косичку" на величину, достаточную для перевода проволоки в соседнюю проточку на штуцере головки. После этого растормозить проволоку, отжав педалью диски натяжного устройства, скрученный участок проволоки пригнуть к рукаву вдоль оси головки, свободный конец ее натянуть и закрепить в стопоре на патроне, как было перед навивкой первых трех витков, палец перевести в
рис .10 устройство навязки и перекатки рукавов
(нт 159000, ту 220 рсфср 47-90)
1 - рама; 2 - катушка с проволокой; 3 - привод;
4 - патрон для закрепления рукавной головки;
5 - механизм навязки и скрутки проволоки;
6 - направляющее кольцо;
7 - педаль включения и отключения электропривода;
8 - натяжное устройство с отжимной педалью.
положение напротив проточки на штуцере, куда будут укладываться следующие три витка проволоки и включить привод. После укладки последнего витка проволоки привод отключить, конец проволоки скрутить и откусить, оставив "косичку" длиной 15-20 мм, последнюю пригнуть молотком к рукаву так, чтобы она не мешала повороту полугайки головки на штуцере.
Наносить клей ли краску на штуцер рукавной головки или на внутреннюю поверхность рукава в месте навязки запрещается, т.к. они разрушающе действуют на материал гидроизоляционного покрытия рукава.
Устройство НТ 159.000 выпускается на Давлекановском заводе ППО ЦС ВДПО (Башкортостан) и позволяет полностью механизировать процесс навязки рукавов. Черниговское предприятие "Пожтехника" (Украина) выпускает универсальное устройство НТ 117.000, позволяющее проводить навязку, перекатку и мойку рукавов, а так же испытывать на прочность лестницы, пояса и пожарные веревки (рис. II). В устройстве НТ 117.000 отсутствует узел скрутки проволоки. Проволока скручивается вручную с помощью плоскогубцев. Остальные операции по навязке рукавов проводят аналогично описанным выше.
рис .11 устройство обслуживания
и испытания пожарно-
1 - барабан с проволокой и колодочным тормозом;
2 - привод (ручной и с помощью электродвигателя);
3 - электродвигатель; 4 - патрон
для закрепления рукавной
В ряде гарнизонов пожарной охраны при навязке головок на концы рукава под проволоку одевают дополнительно отрезки рукава того же диаметра длиной 10-15 см. Это позволяет увеличить срок службы рукава до ремонта.
рукава диаметром 89 мм "навязывают" на головки разжимными кольцами при помощи гидравлического или винтового прессов (рис. 12).
рис . 12 приспособление для навязки соединительных головок разжимными кольцами
1 - рукав; 2 - соединительная головка ; 3 - головка с выдвижными сухариками ; 4 - корпус; 5 - манометр; б - конус ; 7,9 - корпус домкрата; 8 - трубка манометра ; 10 -рычаг домкрата.
Конец рукава 1 пропускают внутрь штуцера 2 соединительной головки. в рукав устанавливают стальное оцинкованное кольцо, которое разжимают в приспособлении, где радиально расположенные сухарики равномерно разжимают кольцо по окружности. Радиальное перемещение сухариков осуществляется перемещением конуса 6 в осевом направлении при помощи винта или плунжера гидравлического насоса. Давление жидкости в цилиндре приспособления определяется по манометру 5, величина давления зависит от материала и толщины стенки кольца, и определяется экспериментально ( ~ 3,5—5,0 МПа).