Виды планирования
В мировой практике
сформировались две методологии
прогнозирования и планирования
экономического и
социального развития.
Первая из них основана на марксистской
Теории расширенного воспроизводства,
На первой методологии базировалось
планирование в условиях
командно-административной системы
(директивное планирование).
вторая — на кейнсианской,
монетарной и других теориях.
Вторая методология является
основой прогнозирования и
планирования в странах
с рыночной экономикой.
В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология.
Виды планирования
- Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Принципы — это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.
- Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.
- Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.
Виды планирования
Планирование имеет свои виды:
1. Стратегическое или перспективное планирование; 2. Среднесрочное планирование; 3. Тактическое (текущее или бюджетное).
В зависимости от направленности и характера решаемых задач:
1. Общее планирование деятельности фирмы; 2. Планирование деятельности отдельных подразделений; 3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.
С точки зрения организационной структуры предприятия:
1. Планирование производства; 2. План сбыта; 3. План материально-технического снабжения; 4. Финансовое планирование
В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:.
1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование: * Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) * Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).
В зависимости от длительности (сроков) планового периода:
Виды планирования
- Законодательство о финансовом планировании:
Главный источник - Конституция РФ, конституции субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.
Федеральный Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 г.
Правительством РФ подготовлен законопроект, определяющий основные принципы и содержание деятельности по организации государственного стратегического планирования в Российской Федерации
В соответствии с проектом государственное стратегическое планирование (процесс государственного стратегического планирования) - это регламентируемая законодательством деятельность федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ и укрепления национальной безопасности.
В законопроекте определены:
полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере государственного стратегического планирования;
задачи и структура системы государственного стратегического планирования;
процесс государственного стратегического планирования.
Методы прогнозирования и планирования
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Методы прогнозирования и планирования
Методы прогнозирования и планирования
Среди всех возможных классификационных признаков планов наиболее важными являются: цель, период, предмет, уровень, содержание
¦ матричное планирование затрат производства на основе матриц «затраты—выпуск» (модели Леонтьева);
¦ оптимальное планирование, включающее в себя целевую функцию, набор ограничений и др.;
¦ адаптивное планирование, учитывающее динамику ресурсов предприятия.
По методике разработки плана
Классификация планов предусматривает разграничение частных планов по принципу определения объекта планирования. Она близка к классификации по предмету планирования, но не идентична ей. Определяющим при данном подходе является не признак сферы планирования, а конкретные материальные объекты, такие как основные фонды предприятия, оборотные средства предприятия, виды производимой продукции, рабочая сила и др.
по признаку «содержание плана»
Классификация планов основана на разграничении частных планов по функциям управления, среди которых выделяются следующие функциональные планы:
¦ службы менеджмента, ответственной за управлением производством;
¦ маркетинга;
¦ финансовый, в том числе прибыли, инвестиции, рентабельности;
¦ персонала;
¦ ресурсный;
¦ организационный и др.
по признаку «предмет планирования»
Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. В практике планирования деятельности предприятий и в научной литературе встречаются различные варианты определения сроков для каждого вида планов. Обычно краткосрочными считают планы на период до одного года или до трех лет. Бизнес-план может быть текущим (сроком на один год) и перспективным (сроком от трех до пяти лет). Долгосрочными принято считать планы на период от трех и более лет, от пяти и более лет, от десяти и более лет. Такая неопределенность затрудняет информационно-аналитическую работу, направленную на сопоставление данных по своему предприятию с характеристиками предприятий конкурентов и сопоставление со средними отраслевыми показателями. Возникают также трудности в случаях, когда стоит задача агрегирования данных в пределах отрасли или территории.
В зависимости от горизонта планирования
стратегические и оперативные (тактические, бизнес-планы) планы, которые должны быть взаимосогласованы. Оперативные планы являются базой для регулирования производства и ежедневной деятельности фирмы.
По целевой ориентации
Методы прогнозирования и планирования
Виды прогнозирования
Прогнозы, как и планы, классифицируются по ряду признаков. Ряд направлений классификации экономических прогнозов совпадает с классификацией планов. Рассмотрим лишь те аспекты классификации прогнозов, которые отличны от классификации планов.
различают прогнозы дискретные,
для которых характерен тренд
со скачкообразными изменениями
в фиксированные периоды времени,
периодические – для них свойственна
непериодическая функция времени
и циклические – с периодической
функцией времени.
В зависимости от выбора хронологических
точек фиксации показателей
выделяют поисковый и нормативный
прогнозы. Поисковый прогноз определяет
возможное состояние экономики
предприятия в будущем в предположении,
что сохранятся действующие тенденции.
Основным методом разработки
поискового прогноза является
экстраполяция современных тенденций
(трендов) на предстоящие годы. Нормативный
прогноз (программный, целевой) разрабатывается
с целью определения тех путей
и сроков, которые могли бы
обеспечить в будущем достижение
такого состояния предприятия
и таких результатов его деятельности,
которые желательно достигнуть
в будущем, т. е. определить, что
необходимо сделать для достижения
цели. Основным методом нормативного
прогнозирования является интерполяция,
при которой заданы параметры
на две даты – текущий период
и дата прогноза. На годы, разделяющие
эти две даты, необходимо рассчитать
прогнозные значения показателей.
По признаку проблемно-целевой
ориентации
Методы прогнозных плановых расчетов
Нормативный (нормализованный) метод
Заключается в обосновании плановых показателей по технически обоснованным нормам, применительно к конкретным условиям работы (внутренней и внешней среде). Однако этот метод планирования предусматривает наличие технически обоснованных норм по каждому виду работ с учетом детально складывающихся ситуаций по производству и сбыту продукции (услуг). Это, в большинстве случаев, создает нереальную обстановку на предприятии, т.к учесть ежедневные (квартальные, месячные и т.п.) изменения в условиях работы практически невозможно. В этой связи, качество норм может быть недостаточным для улучшения планирования. В конечном счете, этот метод планирования не гарантирует совпадения на рынке интересов производителей продукции и интересов ее потребителей.
Однако достоинство метода заключается в учете местных условий (внутренних и, отчасти, внешних факторов). Это достоинство в сочетании с планированием от достигнутого уровня производства с учетом выявленных значений по спросу на конкретный вид продукции (услуг) предприятия позволяет применить пофакторный метод планирования, являющийся наиболее совершенным, так как он сочетает точное отражение действительности с увязкой интересов предприятий-потребителей (рынка).
Методы прогнозных плановых расчетов
При пофакторном методе
Плановый показатель равен достигнутому, скорректированному на выявление изменения условий работ в планируемом периоде по сравнению с предшествующим периодом. Плановый показатель увеличивается под влиянием повышающих и, уменьшается под влияниям понижающих факторов. Таким образом, планируется такая совокупность тех и других факторов, при которой обеспечивается наибольшее (оптимальное) улучшение планового показателя по сравнению с достигнутым. В этой ситуации планирования учитывается уникальность и предприимчивость работы маркетинговой службы предприятия. Главным, при пофакторном методе, является расчет изменений в показателях под влиянием соответствующих факторов, что должно найти отражение в соответствующих формах плана и широких исследованиях внутренней и внешней среды, рисков и чрезвычайных ситуаций, неожиданностей со стороны потребителей, поставщиков и конкурентов на рынке сбыта продукции.