Принципы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год. В чём проблема? Как её решать? В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому разви­тию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть зако­нодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных орга­нов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и испол­нения бюджетов всех уровней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
Принципы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения ………... 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...… 16
Список литературы …………………………………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Бюджетная система РФ

на тему: «Принципы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения»

 

 

 

 

 

Выполнила: Анникова Е.С.

Проверила: Сартакова О.А.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

Принципы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения ………... 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...… 16

Список литературы …………………………………………………………….. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета – вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год. В чём проблема? Как её решать? В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Необходимо наметить пути решения проблем, которые целесообразно разбить на две группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов [2, с.28].

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм – сочетание принципов централизации и децентрализации во взаимоотношениях государственных органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной бюджетной политики, бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений при высокой степени самостоятельности бюджетов всех уровней и на основе единства общегосударственных интересов всех граждан.

Бюджетный федерализм в сфере межбюджетных отношений базируется на следующих принципах:

  • сочетания интересов, обеспечивающего высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета;
  • наличия трехуровневой бюджетной системы и равенства прав бюджетов одного уровня;
  • применение единых для всех субъектов Российской Федерации критериев в процессе бюджетного регулирования и бюджетного выравнивания.

Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма [10, с.19]:

  • сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
  • законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
  • наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
  • использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;
  • закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
  • установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.

Распределение расходных полномочий и доходных источников  между уровнями бюджетной системы РФ

Бюджетные обязательства (полномочия) и ответственность подлежат разграничению между уровнями власти и управления в Российской Федерации на следующие типы:

а) определение объема и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, уровня власти, на который возлагается ответственность за это определение, выработка стандартов и контроль за их соблюдением;

б) финансирование и ответственность за финансирование требуемого объема государственных и муниципальных услуг;

в) предоставление конкретных услуг и ответственность за организацию предоставления услуг (как непосредственно, так и через частный сектор).

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены принципы бюджетной системы Российской Федерации, распределены сферы компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных взаимоотношений, определены источники доходов и направления расходов по всем уровням бюджетной системы.

Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений по уровням бюджетной системы распределены следующим образом.

На федеральном уровне осуществляется:

  • Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  • Разграничение доходного потенциала по уровням бюджетной системы.
  • Установление минимальных государственных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных и муниципальных услуг.
  • Установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.

За уровнем субъектов Российской Федерации закрепляются права, регулирующие взаимоотношения между субфедеральным уровнем государственного управления  и органами местного самоуправления, в том числе передача собственных доходов бюджетам других уровней, включая определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд.

На уровне местных бюджетов осуществляется лишь регулирование процесса формирования и исполнения местных бюджетов.

Разграничение расходных полномочий между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации

Распределению доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти.  Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть   максимально приближены к той административной границе, в интересах которой они осуществляются.

Расходы бюджетов делятся на три категории: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. Они могут осуществляться в таких формах, как:

  • ассигнование на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам;
  • ассигнования на обязательные выплаты населению (пенсии, стипендии, пособия, другие социальные выплаты);
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение государственного долга;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • резервные фонды.
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации разграничил расходы по бюджетам разных уровней, выделив четыре группы расходов:
  • расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
  • расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

 

Распределение доходных источников между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетным кодексом четко разграничены доходы между бюджетами разных уровней.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации

1. Налоговые доходы:

  • федеральные налоги и сборы;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина.

2. Неналоговые доходы:

  • доходы от использования государственного имущества;
  • доходы от продажи государственного имущества;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, после уплаты ими налогов;
  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и затрат.

Обособленно учитываются в доходах федерального бюджета доходы федеральных целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Налоговые доходы:

  • региональные налоги и сборы;
  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов.

2. Неналоговые доходы:

  • доходы от имущества субъектов Российской Федерации;
  • доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, после уплаты ими налогов.

Доходы местных бюджетов Российской Федерации

1. Налоговые доходы:

  • местные налоги и сборы;
  • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
  • государственная пошлина, за исключением зачисляемой в федеральный бюджет.

2. Неналоговые доходы:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • доходы от продажи муниципального имущества;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и др.

Информация о работе Принципы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения