Проблема сбалансированности государственного бюджета. Связь между экономическим ростом и сбалансированностью бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:27, доклад

Описание работы

Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.
Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год [6 гл. 6 ст.114].

Файлы: 1 файл

сбалансированность. проблемы.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Проблема сбалансированности государственного бюджета. Связь между экономическим ростом и сбалансированностью бюджета

Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.

Экономический рост - это увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии. Экономический рост  –  то состояние экономики, к которому стремится каждое государство, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства [7 с. 7 ].

Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет  денежные средства на те статьи бюджета, цели которых - удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.

Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется  уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию  на мировой арене.

Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона  Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год [6 гл. 6 ст.114].

Доходы бюджета поступают в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.

Неналоговые доходы бюджета образуются: 
- доходы от  государственной собственности; 
- от продажи объектов государственной собственности (приватизации); 
- реализации государственных запасов; 
- получение процентных платежей по займам, предоставленных государством в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства [1 с. 98].

Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:

1. Сбалансированный бюджет

2. Дефицит

3. Профицит

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны, но и профицит также является источником проблем для государства: проблем  рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.

Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается   следующей концепции  - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. В случае, если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении [13 с 197].

В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов [9 с. 77].

В наше время наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %.  А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, необходимо отметить, что экономический рост, наблюдаемый в эти годы являлся восстановительным, во многом вызван реформами после смены общественного строя. Его темпы постепенно начали спадать [2 c. 612].

Рассмотрим итоги исполнения бюджетов в 2006-2011х гг: 

В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный, это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в  1999—2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.

В 2009 – 2010 гг.  наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации [10].

Затем состояние экономики стабилизировалось, в  2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2012 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1.Завершение вступления  России в ВТО

2. Невысокие темпы  инфляции и стабильный валютный курс 
3. Относительно невысокий уровень безработицы

В то же время:

1.Произошло замедление  роста экономики практически  до нуля

2.Отток капитала  за рубеж (более $70 млрд), который  наблюдался даже в условиях  экономического роста;

3. Сохранение доминирования государства в экономике;

4.Сохранение зависимости  от нефтяных цен и отсутствие  сдвигов в этой сфере [14].

Однако уже  в 2013 году экономический рост в России начал замедляться. Причины такой ситуации глава правительства Дмитрий Медведев видит  в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. Также на российской экономике сказывается  неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.

Можно сделать вывод, что оптимальным состоянием государственного бюджета России является сбалансированный бюджет.

При профиците бюджета хоть и появление дополнительных денежных средств вызывает определенные проблемы их рационального использования, но эти средства можно направить на различные благие цели, среди которых:

  • развитие экономики
  • инновации
  • выплата государственных трансфертов

И таким образом достигать сбалансированности экономики.

Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации 
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте  [12].

Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере  покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.


Информация о работе Проблема сбалансированности государственного бюджета. Связь между экономическим ростом и сбалансированностью бюджета