Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:27, доклад
Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.
Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год [6 гл. 6 ст.114].
Проблема сбалансированности государственного бюджета. Связь между экономическим ростом и сбалансированностью бюджета
Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.
Экономический рост - это увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии. Экономический рост – то состояние экономики, к которому стремится каждое государство, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства [7 с. 7 ].
Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюджета, цели которых - удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.
Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.
Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год [6 гл. 6 ст.114].
Доходы бюджета поступают в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.
Неналоговые доходы бюджета
образуются:
- доходы от государственной
- от продажи объектов государственной
- реализации государственных
- получение процентных платежей по займам,
предоставленных государством в предшествующие
периоды и других источников.
Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства [1 с. 98].
Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:
1. Сбалансированный бюджет
2. Дефицит
3. Профицит
Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны, но и профицит также является источником проблем для государства: проблем рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.
Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается следующей концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. В случае, если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении [13 с 197].
В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов [9 с. 77].
В наше время наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
После кризисного спада эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.
Однако, необходимо отметить, что экономический рост, наблюдаемый в эти годы являлся восстановительным, во многом вызван реформами после смены общественного строя. Его темпы постепенно начали спадать [2 c. 612].
Рассмотрим итоги исполнения бюджетов в 2006-2011х гг:
В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный, это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в 1999—2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.
В 2009 – 2010 гг. наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации [10].
Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.
Экономика России в 2012 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:
1.Завершение вступления России в ВТО
2. Невысокие темпы
инфляции и стабильный
валютный курс
3. Относительно невысокий уровень безработицы
В то же время:
1.Произошло замедление роста экономики практически до нуля
2.Отток капитала за рубеж (более $70 млрд), который наблюдался даже в условиях экономического роста;
3. Сохранение доминирования государства в экономике;
4.Сохранение зависимости от нефтяных цен и отсутствие сдвигов в этой сфере [14].
Однако уже в 2013 году экономический рост в России начал замедляться. Причины такой ситуации глава правительства Дмитрий Медведев видит в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. Также на российской экономике сказывается неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.
Можно сделать вывод, что оптимальным состоянием государственного бюджета России является сбалансированный бюджет.
При профиците бюджета хоть и появление дополнительных денежных средств вызывает определенные проблемы их рационального использования, но эти средства можно направить на различные благие цели, среди которых:
И таким образом достигать сбалансированности экономики.
Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами:
Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.
Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.