Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические подходы к изучению денежно-кредитной политики

5
1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в денежно-кредитной политике

5
Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике

7
2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка в России

12
Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России
17
Инструментарий проведения денежно-кредитной политики
23
Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России

28
Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

30
Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации
34
Заключение
39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсач Банк дело=).docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации

 

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

  • изменение уровня резервных требований;
  • изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;
  • покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);
  • определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:

      • совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
      • уменьшение долларизации российского денежного обращения;
      • усиление стимулов инвестиционной активности;
      • совершенствование налоговой системы;
      • снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
      • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
      • развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
      • усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

  1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;
  2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;
  3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;
  4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;
  5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;
  6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;
  7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;
  8. Внедрение достижений и средств научно – технического прогресса на все уровни кредитного рынка;
  9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;
  10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;
  11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;
  12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;
  13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка;
  14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

 

Заключение

 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Центральный Банк РФ при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

      • создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;
      • последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2014 г.);
      • повышение темпов экономического роста;
      • укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;
      • ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;
      • использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда;
      • стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;
      • стимулирование кредитных операций;
      • совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

При реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

Поэтому целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:

  1. совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
  2. снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен
  3. уменьшение долларизации российского денежного обращения;
  4. усиление стимулов инвестиционной активности;
  5. усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса;
  6. изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны платить банки;
  7. предоставление государственных гарантий.;
  8. достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной сферы;
  9. обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно-кредитной политики;

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

 

Список использованных источников

 

  1. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ. - 2003. – 342с.
  2. Афанасьев М., Кривоногов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. – 2005. – №11. – С.57-70.
  3. Банковское дело/ Под. ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2003. – 576с.Булатов А. С. Экономика – М.: Юристъ, 2002. – 896с.
  4. Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. – 2005. - №3. – С. 48-61.
  5. Васильев Ю.В. Бюджет 2006 – бюджет развития // Финансы. – 2005. – №10. – С.30-32.
  6. Гайдар Е. Экономический рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. – 2003. - № 5. – с.4-18.
  7. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с.479.
  8. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. – 2005. – №8. – С.23-27.
  9. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // МЭиМО. – 2005. - №3. – С.28-35.
  10. Жуков А.Д. Об основных принципах финансово – экономической политики Правительства РФ на 2005 г. // Финансы. – 2004. – №11. – С.3-7.
  11. Захаров В.С. О рисках банковской системы // Деньги кредит. – 2004. - №3. – С.6-10.
  12. Иванов Ю.О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. – 2004. - №2. – С. 93 – 95.
  13. Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики. – 2005. – №11. – С.70-84.
  14. Крупнов Ю.С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. – 2004. - №15. – С.2-19.
  15. Мурычев Н. Российский банковский сектор: консолидации и корпоративное управление // Вопросы экономики. – 2005. - №5. – С. 65-76.
  16. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001 – 2008 г. г.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. – 2005. - №9. – С.3 – 13.
  17. Наличный и безналичный оборот в российской экономике: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: КНОРУС, 2004. – 186с.
  18. Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке // Финансы. – 2003. - №3. – С. 21-24.
  19. Овчинников А.П. Денежный рынок: проблемы сегодня // Финансовая газета. – 2005. – №11. – С.4.
  20. Ромашова И.Б. Управление денежным капиталом // Финансы и кредит. – 2004. - №7. – С.13-16.
  21. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2005 г.// Деньги кредит. – 2005. - №8. – С.7-14.
  22. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации» от 27.06.2002 № 86-ФЗ и -
  23. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.02.1996 № 17 (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
  24. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги кредит. – 2005. - №2. – С.6-10.
  25. Фетисов Г.Г. Инфляция и рост регулируемых цен // Финансы. – 2005. - № 7. – с.15-19.
  26. Фетисов Г.Г. К вопросу об устойчивости банковской системы // Финансы. – 2003. - № 2. – С.11-14.
  27. Финансовая хроника // Финансы. – 2005. - № № 1–12

Информация о работе Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации