Расходы бюджета Республики Беларусь и пути ихоптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются расходы бюджета Республики Беларусь.
Цель работы – разработка путей оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты расходов бюджета Республики Беларусь;
– предложить направления совершенствования оптимизации расходов бюджета.

Файлы: 1 файл

Расходы бюджета Республики Беларусь и пути их оптимизации.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим предлагается перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным. При  этом Министерство финансов Республики Беларусь будет иметь возможность  внести на рассмотрение правительства  не один, а несколько вариантов проекта бюджета (республиканского и консолидированного). Одобренный правительством вариант проекта бюджета на очередной бюджетный год представляется на рассмотрение президента.

Программа реформирования бюджетного планирования должна включать такой важный аспект, как сокращение целевых бюджетных фондов в составе бюджета в целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам. Это предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием. Закрепление доходов за конкретными расходами увеличивает возможность возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета. Вероятность этого выше, чем больше удельный вес доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета. Таким образом, уже на стадии планирования закладываются нежелательные ситуации, которые могут иметь место при исполнении бюджета.

Для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.

Несмотря на то, что  расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.

Поэтому требуется усилить  социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Поскольку бюджетные  ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.

Преобладающая часть  средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

Стратегические направления  расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта  проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития.

Определение приоритетов  и направлений расходования бюджетных  ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения  эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность  в выборе направлений и объектов  финансирования за счет средств  государственного бюджета.

2. В целях обеспечения  отраслям экономики равного доступа  к бюджетным ресурсам упразднить  целевые бюджетные фонды в составе бюджета.

3. Обеспечить реструктуризацию  доходов бюджета на отрасли  хозяйства на базе инвентаризации  собственных доходов отраслей. Усилить  роль собственных источников  в обеспечении текущей деятельности  предприятий и организаций.

4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.

5. Высвободившиеся бюджетные  ресурсы направлять в виде  адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей - населению и предприятиям.

6. Разработать механизм  перевода убыточных отраслей  на хозяйственный расчет и  самофинансирование. Это в первую  очередь имеет отношение к  отраслям сельского хозяйства  и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.

7. Снизить бюджетное  финансирование отраслей хозяйства  за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.

8. Повысить уровень  планирования расходов бюджета  на основе их собственности,  исключения из состава расходов  любых затрат, непосредственно не  связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Целевой характер использования  расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Республики Беларусь, руководитель соответствующего органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Расходы республиканского бюджета в 2011 году составили 57,7 трлн. рублей, что на 12,1 трлн. рублей или на 26,6 % больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 223,2 %. В 2011 году снизилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2010 годом.

Расходы бюджета сектора  государственного управления за январь-июнь 2012 года составили 92,8 трлн. рублей, или 47,6 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета в январе-июне 2012 года составили 42,3 трлн. рублей, или 44,9 процента уточненного годового плана.

Программа реформирования бюджетного планирования должна включать такой важный аспект, как сокращение целевых бюджетных фондов в составе бюджета в целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам. Это предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием. Закрепление доходов за конкретными расходами увеличивает возможность возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета. Вероятность этого выше, чем больше удельный вес доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета. Таким образом, уже на стадии планирования закладываются нежелательные ситуации, которые могут иметь место при исполнении бюджета.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3: принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Вступил в силу с 1 января 2009 г.
  2. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» от 15 октября 2010 г. № 176-З. Принят Палатой представителей 14 сентября 2010 года.
  3. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» от 14 декабря 2011 г. № 450-З. Принят Палатой представителей 28 декабря 2011 года.
  4. Корженевская Г.М. Государственный бюджет: Учеб.-метод. пособие / Междунар. гуманитар.-эконом. ин-т. – Минск: Веды, 2004. – 166 с.
  5. Лейко Т.А. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Ред. Лейко Т.А. – Минск: БГЭУ, 2010. – 298с.
  6. Марусик З.Р. Государственный бюджет: курс лекций для студентов / Марусик З.Р.; Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2008. – 88 с.
  7. Мельникова Н.А. Бюджетная и налоговая системы Республики Беларусь: учебное пособие для студентов экономического и юридического факультетов БГУ. – Минск: БГУ, 2009. – 262 с.
  8. Неверов Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие для студентов вузов / Неверов Д.А. Минск: БГЭУ, 2009. – 179 с.
  9. Потапова Н.В., Драган Т.М. Краткий курс лекций и общие методические указания по курсу «Государственный бюджет» / Сост. Потапова Н.В., Драган Т.М.; Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет, Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита. – Брест: БрГТУ, 2008. – 51 с.
  10. Ромаш М.В., Ролева Т.Г. Государственный бюджет: учебно-методическое пособие / Ромаш М.В., Ролева Т.Г.; Международный институт трудовых и социальных отношений. – Минск: МИТСО, 2008. – 96 с.
  11. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. – Минск: БГЭУ, 2011. – 289 с.
  12. Тетерина Л.М., Бохан Т.И. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для студентов вузов / Тетерина Л.М., Бохан Т.И.; Минский институт управления. – Минск: МИУ, 2008. – 220 с.
  13. Ткачук М.И., Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / Ткачук М.И., Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; Ред. Ткачук М.И. – Минск: Выш.шк., 2009. – 240 с.
  14. Трячкова И.В. Государственный бюджет как инструмент макроэкономической стабилизации (на примере Республики Беларусь): автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.01 / Трячкова И.В.; Белорусский государственный университет. – Минск, 2012. – 20 с.
  15. Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб. пособие / Бел. гос. экон. ун-т. – Минск: БГЭУ, 2007. – 80 с.
  16. http://www.minfin.gov.by/

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 




Информация о работе Расходы бюджета Республики Беларусь и пути ихоптимизации