Расходы бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Экономическое содержание расходов бюджетной системы. Классификация расходов бюджетной системы. Формирование бюджетных расходов и направления бюджетного финансирования.

Файлы: 1 файл

итог.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


1. Экономическое  содержание расходов бюджетной  системы

 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить. назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

 Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств т.д. Сочетание тих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Основное назначение расходов бюджета проявляется в  использовании бюджетных средств  органами государственной власти и  местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.

На величину и структуру  расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Динамика бюджетных  показателей свидетельствует, что  бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в  количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем  расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Расходы бюджета —  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции  государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Таким образом, под расходами  бюджетов следует понимать сложную  систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, в процессе функционирования которой  такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  расходов бюджетной системы

 

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.

     Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения об использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.

Детализация, группировка  доходов и расходов облегчают  проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений и бюджетов за несколько лет, определение динамики расходов и их удельного веса, а также степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, полной и своевременной аккумуляцией средств, использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

 

 

Бюджетная классификация

Обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации. Изменения, происшедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в расходной части бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.

В августе1996 г. был принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (№115-ФЗ), а в 2005 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в этот Закон и БК РФ. Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направления средств.

Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

Экономическая классификация  расходов бюджетной системы

Показывает их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств в рамках экономической классификации на капитальные затраты и для их большей детализации в их составе выделяются три группы расходов:

- поступление нефинансовых активов;

- поступление финансовых активов;

- выбытие финансовых активов.

 

Функциональная классификация расходов бюджетной системы

Отражает сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана природной среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

Такая классификация  наглядно отражает роль государства  в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.

Ведомственная классификация

 Позволяет выделить соответствующие министерства, другие государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюджетных средств. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Классификации расходов по целевому назначению,

 т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Территориальной классификацией расходов

В Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы местных бюджетов. Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования.

 

 

3. Формирование  бюджетных расходов и направления  бюджетного финансирования

Бюджетный кодекс РФ в  целях обеспечения единства подходов на различных уровнях бюджетной  системы определяет, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется на основании единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг. Данные нормы и нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.

Основой для определения  объема расходов бюджета соответствующего уровня является прогнозируемый объем мобилизации доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Необходимость усиления аналитической и активной направленности прогнозов предопределил выбор следующих принципов прогнозирования:

комплексность, выражающаяся в полноте охвата основных элементов  хозяйства региона в процессе прогнозирования, а также предвидения  последствий рекомендуемой стратегии социально-экономического развития региона;

системность, предопределяющая, с одной стороны, необходимость  рассмотрения хозяйства региона  как части экономики страны, а  с другой - как системы, состоящей  из сложной совокупности взаимосвязанных объектов основного производства, производственной и социальной инфраструктуры;

альтернативность, соблюдение которой повышает надежность рекомендаций по выбору перспективной структурной  и инвестиционной политики, а также  при обосновании концепции межрегиональных и внешнеэкономических связей;

многовариантность как  в постановке целей и задач, так  и выборе путей и сроков достижения поставленных целей, а также ранжирование параметров перспективного развития региона  в зависимости от темпов развития трансакционной экономики, развития частного сектора и методов бюджетного регулирования перспективных процессов;

Информация о работе Расходы бюджетной системы