Расходы на социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ планирования расходов на социальную политику.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1) выявить сущность и особенности планирования расходов на социальную политику;
2) рассмотреть социальные программы Нижегородской области;
3)рассмотреть систему социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного опыта планирования расходов бюджета РФ на социальную политику
1.1 Сущность планирования расходов бюджета РФ по отрасли «Социальная политика»
1.2 Особенности планирования расходов бюджета РФ на социальные выплаты
ГЛАВА 2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика» на примере бюджета Нижегородской области
2.1 Возможности совершенствования существующих методов планирования расходов
2.2 Системы социальных программ населения в Нижегородской области
ГЛАВА 3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика» на примере Нижегородской области
3.1 Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории субъекта РФ единого социального пространства
3.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации идет по тому же пути. Основными тенденциями эволюции бюджетного законодательства в Российской Федерации становятся финансирование не расходов, а выполняемых исполнителями  функций, расширения самостоятельности  и полномочий распорядителей и получателей  бюджетных средств и смещение акцентов с контроля за исполнением сметы на контроль за достижением заявленных результатов. Расширяются горизонты планирования, осуществляется переход от краткосрочного к среднесрочному планированию. В международной практике средствами повышения эффективности бюджетных расходов являются также привлечение к оказанию бюджетных услуг частного сектора, реорганизация бюджетных учреждений, изменение их организационно-правовой формы, что приводит к повышению их самостоятельности в распоряжении ресурсами, ответственности за достижение финансовых результатов и тем самым к росту эффективности расходования средств. В настоящее время существуют следующие основные направления повышения эффективности бюджетных расходом, распространенные в международной практике и актуальные для нашей страны:

1) внедрение инструментов  БОР;

2) реформирование бюджетного  сектора (реструктуризация бюджетной  сферы);

3) совершенствование финансового  менеджмента в госсекторе.

Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов и, как следствие, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления является внедрение программно-целевого принципа формирования и исполнения муниципального бюджета. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов внедрение элементов программной структуры расходов бюджета создаст предпосылки перехода от "затратного" принципа формирования и исполнения бюджета к "результативному" - нацеленному на достижение конкретных целей и задач.

Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом  на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств  на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются  в следующем:

  • для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;
  • измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года (например, при оценке эффективности реализации программы по лечению наркомании потребуется время, чтобы выявить процент успешно вылеченных пациентов).

В настоящее время в  рамках проводимой бюджетной реформы, использования методов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Министерство финансов Нижегородской области ведет работу по внедрению новых методов и подходов к планированию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг. Данный переход вызван необходимостью строгой экономии бюджетных средств, оптимизацией расходов на содержание бюджетной сети, а также обусловлен требованиями законодательства.

Однако переход к финансированию государственных (муниципальных) услуг  не может быть выполнен одномоментно и требует выполнения ряда мероприятий, часть из которых должна быть глубоко проработана методологически. Министерство финансов Нижегородской области в данном направлении провело следующую работу[13]:

  • сформирован перечень бюджетных услуг, по которым должен проводиться учет потребности в их предоставлении;
  • разработаны подходы к параметрам качества, определен порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг принятым стандартам;
  • проведена оценка выполняемых функций и решаемых задач органов исполнительной власти Нижегородской области и описаны основные функции и задачи субъектов бюджетного планирования, результаты реализации функций;
  • разработаны количественные показатели для оценки функций и задач субъектов бюджетного планирования;
  • разработаны положения и методика оценки эффективности областных и ведомственных целевых программ;
  • сформированы доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности и параметры среднесрочного финансового плана на основе реестра расходных обязательств областного бюджета.

В настоящее время  Министерство финансов Нижегородской  области, координируя работу всех участников бюджетного процесса, разрабатывает  нормативно-правовые документы, позволяющие  регламентировать процесс планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг в соответствии с государственными заданиями.

Методические рекомендации по оценке стоимости государственных  услуг включают в себя два подхода (учетно-подушевой и нормативно-подушевой) и позволяют осуществить поэтапный переход к новым методам планирования расходов. Основным методом расчета стоимости услуг, реализующим положения Бюджетного кодекса о планировании бюджетных ассигнований в соответствии с государственными заданиями, является нормативно-подушевой метод планирования расходов учреждений. Данный метод основан на расчете нормативно-финансовых затрат на единицу потребителя на основании установленных нормативов и требований к качеству оказания услуги.  
В Нижегородской области модель и методы нормативно-подушевого финансирования были реализованы в образовании. А в настоящее время в рамках развития проекта внедрения модели БОР область ее применения будет расширена. Отрасли образования и здравоохранения являются пилотными для перехода на планирование по оказываемым услугам, и расходы их подведомственной сети учреждений будут в первую очередь спланированы в рамках государственных заданий. Остальные социально-значимые отрасли также готовятся к поэтапному переходу на новый уровень планирования расходов в разрезе бюджетных услуг. 

 

 

 

 

 

2.2  Системы социальных программ населения в Нижегородской области

 

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или  иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический  эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан  и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и  т.д.

Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

  • формулирование проблемы и способов ее решения,
  • анализ внешней среды,
  • составление проекта программы,
  • внедрение (принятие мер программы),
  • получение результатов,
  • сопоставление цель-результат

Губернатор Нижегородской  области Валерий Шанцев отметил, что все социальные программы, принимаемые  Правительством Нижегородской области, направлены  на улучшение качества жизни нижегородских семей. Кроме того, активно решается проблема повышения заработной платы. Расходы на заработную плату и социальные выплаты остаются основным фактором, обусловливающим рост текущих расходов бюджета города. Город Нижний Новгород по-прежнему испытывает потребность в модернизации или замене устаревшей инфраструктуры, что требует выделения значительных средств капитального характера. Потребность в капитальных расходах останется одним из долгосрочных факторов нагрузки на бюджет Нижнего Новгорода.

Министерством экономики были подведены итоги реализации областных и ведомственных целевых программ, а также региональных адресных программ в 2012 году.[13]

I. Областные целевые программы

На реализацию мероприятий 49 ОЦП из средств областного бюджета  в 2012 году было направлено 20,7 млрд.рублей.

В сравнении с 2011 годом, по ряду отраслей объемы финансирования программы выросли в несколько  раз:

  • в 3,5 раза увеличилось финансирование правоохранительной деятельности;
  • в 3 раза больше средств направлено на развитие дорожного хозяйства;
  • в 1,5 раз вырос объем финансирования мероприятий по капитальному ремонту и оснащению оборудованием учреждений здравоохранения.

Традиционно значительный объем  средств областного бюджета – 6,5 млрд.рублей направлен на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения».

В течение 2012 года работы велись на 176 объектах программы, из них завершено  строительство и реконструкция 89 объектов, из них:

  • 4 объекта культуры (дом культуры им.В.П.Чкалова в г.Чкаловск, объект культурного наследия – здание Магистрата и музей в г.Арзамас,  реставрация Зачатьевской башни Кремля);
  • 4 объекта образования (3 детских сада в г.г.Бор, Урень, Кулебаки, гимназия в г.Выкса);
  • объекта здравоохранения (корпус больницы МУЗ «Борская ЦРБ» и МУЗ «Павловская ЦРБ»);
  • ФОКа по ул.Карла Маркса г.Н.Новгород и в р.п.Шаранга;
  • бизнес-инкубатор по ул.Ларина и Бизнес-центр в п.Сатис;
  • многоквартирных жилых дома для переселения граждан из аварийного жилого фонда в Вадском, Вачском,  Шатковском районах и г.Бор;
  • 38 объектов газоснабжения в 19 районах и г.Н.Новгород;
  • 18 объектов водоснабжения в 11 районах;
  • объекта консервации сибиреязвенных скотомогильников в Кулебакском, Спасском районах, г.Семенове и берегоукреплениег.Семенов;
  • гараж-автостоянка в микрорайоне «Медвежья Долина» и пожарное депо в п.Дивеево.

 Особенностью 2012 года  стало усиление внимания Правительства  области  развитию дорожной  инфраструктуры в регионе и  в городе Нижнем Новгороде.  Стартовала новая областная целевая  программа «Совершенствование транспортной  инфраструктуры», на финансирование  которой из средств областного  бюджета в 2012 году было направлено  более 7 млрд.рублей. Также мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры реализовывались в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», наибольший объем средств областного бюджета которой (3 млрд.рублей) был направлен на строительство объектов метростроения. В результате: открыто движение метро до ст. «Горьковская», движение автотранспорта по ул.Горького, открыта левобережная эстакада метромоста, автомобильная дорога к жилым домам по ул.Малоэтажная, введено в эксплуатацию 562,6 км отремонтированных автомобильных дорог, 8 мостов и 536,4 тыс. кв.м дворовых территорий, направлены средства на содержание 13 тыс.км. дорог.

В число основных приоритетов  Правительства области в 2012 году вошли:

  • поддержка предприятий реального сектора (3,7 млрд.руб.): оказана поддержка в виде субсидирования, грантов, компенсации части процентной ставки:  сельхозтоваропроизводителям в 48 районах области, предприятиям легкой промышленности, субъектам малого предпринимательства.
  • развитие жилищной политики (2 млрд.руб.): направлены субсидии из областного бюджета в 34 района на создание дорожной и коммунальной инфраструктуры на участках под жилищное строительство; приобретены жилые помещения для обеспечения жильем 441 детей-сирот; предоставлены жилые помещения 503 молодым специалистам;  предоставлены социальные выплаты на приобретение жилья 170 работниками бюджетной сферы и 79 молодым учителям в рамках двух новых программ: «Обеспечение малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта» и «Обеспечение жильем молодых учителей общеобразовательных учреждений».

II. Ведомственные целевые  программы

В 2012 году на территории области  реализовывались 7 ВЦП, на реализацию которых  было направлено 212,6 млн.рублей средств областного бюджета и привлечено дополнительно 592,7 млн.рублей федеральных средств на: решение вопросов занятости населения, проведение противопожарных мероприятий в учреждениях социального обслуживания населения, проектные и реставрационные работы объектов культурного наследия, выплату именных стипендий, социальную поддержку малоимущих граждан.

III. Региональные адресные  программы

В целях улучшения жилищных условий граждан, в Нижегородской  области в 2012 году были реализованы региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

За 2012 год на реализацию 7 региональных программ из областного бюджета направлено более полумиллиона рублей. Дополнительно на мероприятия  по переселению граждан Нижегородской  области из аварийного жилищного  фонда и капитальному ремонт многоквартирных  домов было привлечено 1,2 млрд.рублей средств Фонда реформирования  ЖКХ. В результате из 201 дома в благоустроенные жилые помещения были расселены 2488 человек, отремонтированы 524 многоквартирных дома.

Также за последние годы произошли заметные улучшения положения детей и в Нижегородской области, и в России. На территории региона реализуются различные социальные программы, на которые выделяются значительные средства из областного и федерального бюджета.[14]

Информация о работе Расходы на социальное обеспечение