Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель работы - анализ планирования расходов на социальную политику.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1) выявить сущность и особенности планирования расходов на социальную политику;
2) рассмотреть социальные программы Нижегородской области;
3)рассмотреть систему социальной защиты населения.
Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного опыта планирования расходов бюджета РФ на социальную политику
1.1 Сущность планирования расходов бюджета РФ по отрасли «Социальная политика»
1.2 Особенности планирования расходов бюджета РФ на социальные выплаты
ГЛАВА 2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика» на примере бюджета Нижегородской области
2.1 Возможности совершенствования существующих методов планирования расходов
2.2 Системы социальных программ населения в Нижегородской области
ГЛАВА 3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика» на примере Нижегородской области
3.1 Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории субъекта РФ единого социального пространства
3.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации идет по тому же пути. Основными тенденциями эволюции бюджетного законодательства в Российской Федерации становятся финансирование не расходов, а выполняемых исполнителями функций, расширения самостоятельности и полномочий распорядителей и получателей бюджетных средств и смещение акцентов с контроля за исполнением сметы на контроль за достижением заявленных результатов. Расширяются горизонты планирования, осуществляется переход от краткосрочного к среднесрочному планированию. В международной практике средствами повышения эффективности бюджетных расходов являются также привлечение к оказанию бюджетных услуг частного сектора, реорганизация бюджетных учреждений, изменение их организационно-правовой формы, что приводит к повышению их самостоятельности в распоряжении ресурсами, ответственности за достижение финансовых результатов и тем самым к росту эффективности расходования средств. В настоящее время существуют следующие основные направления повышения эффективности бюджетных расходом, распространенные в международной практике и актуальные для нашей страны:
1) внедрение инструментов БОР;
2) реформирование бюджетного
сектора (реструктуризация
3) совершенствование финансового менеджмента в госсекторе.
Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов и, как следствие, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления является внедрение программно-целевого принципа формирования и исполнения муниципального бюджета. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов внедрение элементов программной структуры расходов бюджета создаст предпосылки перехода от "затратного" принципа формирования и исполнения бюджета к "результативному" - нацеленному на достижение конкретных целей и задач.
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:
В настоящее время в
рамках проводимой бюджетной реформы,
использования методов
Однако переход к
В настоящее время
Министерство финансов Нижегородской
области, координируя работу всех участников
бюджетного процесса, разрабатывает
нормативно-правовые документы, позволяющие
регламентировать процесс планирования
бюджетных ассигнований на оказание
государственных услуг в
Методические рекомендации
по оценке стоимости государственных
услуг включают в себя два подхода
(учетно-подушевой и нормативно-подушевой)
и позволяют осуществить поэтапный переход
к новым методам планирования расходов.
Основным методом расчета стоимости услуг,
реализующим положения Бюджетного кодекса
о планировании бюджетных ассигнований
в соответствии с государственными заданиями,
является нормативно-подушевой метод
планирования расходов учреждений. Данный
метод основан на расчете нормативно-финансовых
затрат на единицу потребителя на основании
установленных нормативов и требований
к качеству оказания услуги.
В Нижегородской области модель и методы
нормативно-подушевого финансирования
были реализованы в образовании. А в настоящее
время в рамках развития проекта внедрения
модели БОР область ее применения будет
расширена. Отрасли образования и здравоохранения
являются пилотными для перехода на планирование
по оказываемым услугам, и расходы их подведомственной
сети учреждений будут в первую очередь
спланированы в рамках государственных
заданий. Остальные социально-значимые
отрасли также готовятся к поэтапному
переходу на новый уровень планирования
расходов в разрезе бюджетных услуг.
2.2 Системы социальных программ населения в Нижегородской области
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.
Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что все социальные программы, принимаемые Правительством Нижегородской области, направлены на улучшение качества жизни нижегородских семей. Кроме того, активно решается проблема повышения заработной платы. Расходы на заработную плату и социальные выплаты остаются основным фактором, обусловливающим рост текущих расходов бюджета города. Город Нижний Новгород по-прежнему испытывает потребность в модернизации или замене устаревшей инфраструктуры, что требует выделения значительных средств капитального характера. Потребность в капитальных расходах останется одним из долгосрочных факторов нагрузки на бюджет Нижнего Новгорода.
Министерством экономики были подведены итоги реализации областных и ведомственных целевых программ, а также региональных адресных программ в 2012 году.[13]
I. Областные целевые программы
На реализацию мероприятий 49 ОЦП из средств областного бюджета в 2012 году было направлено 20,7 млрд.рублей.
В сравнении с 2011 годом, по ряду отраслей объемы финансирования программы выросли в несколько раз:
Традиционно значительный объем средств областного бюджета – 6,5 млрд.рублей направлен на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения».
В течение 2012 года работы велись на 176 объектах программы, из них завершено строительство и реконструкция 89 объектов, из них:
Особенностью 2012 года
стало усиление внимания
В число основных приоритетов Правительства области в 2012 году вошли:
II. Ведомственные целевые программы
В 2012 году на территории области реализовывались 7 ВЦП, на реализацию которых было направлено 212,6 млн.рублей средств областного бюджета и привлечено дополнительно 592,7 млн.рублей федеральных средств на: решение вопросов занятости населения, проведение противопожарных мероприятий в учреждениях социального обслуживания населения, проектные и реставрационные работы объектов культурного наследия, выплату именных стипендий, социальную поддержку малоимущих граждан.
III. Региональные адресные программы
В целях улучшения жилищных условий граждан, в Нижегородской области в 2012 году были реализованы региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
За 2012 год на реализацию 7
региональных программ из областного
бюджета направлено более полумиллиона
рублей. Дополнительно на мероприятия
по переселению граждан
Также за последние годы произошли заметные улучшения положения детей и в Нижегородской области, и в России. На территории региона реализуются различные социальные программы, на которые выделяются значительные средства из областного и федерального бюджета.[14]