Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 13:57, контрольная работа
Налогово – бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая к тому времени система этих отношений не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ ..…………………….….4
Межбюджетные отношения ………………………………………...…….....9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Университет Российской академии образования»
Красноярский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Бюджетная система РФ»
Тема:
Развитие бюджетной системы РФ
Выполнил:
студент 4 курса группы 3-41
Факультета экономики и бизнеса
И.С. Капустин
Проверил преподаватель:
Красноярск 2012
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Налогово – бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая к тому времени система этих отношений не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Несмотря на проведенные в 1999 году мероприятия по реформированию межбюджетных отношений, начало которому было положено в 1994 году, и имеющийся прогресс в методологии расчетов финансовой поддержки регионов, указанные выше проблемы остаются актуальными, и действующая система таких отношений еще в значительной степени не отвечает основополагающим требованиям.
В первом вопросе контрольной работы кратко описана эволюция бюджетной системы РФ, принципы ее функционирования и правовые основы. В третьей части первого вопроса рассмотрено бюджетное право, его источники, субъекты и нормы. Второй вопрос посвящен межбюджетным отношениям, раскрыты понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений, а также перечислены несколько форм оказания прямой финансовой поддержки и рассмотрена основная деятельность Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).
1 БЮДЖЕТНОЕ
УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ
Бюджетная система Российской Федерации – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ. Она состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень
– федеральный бюджет и
Развитие бюджетной системы началось еще IV- VII вв, с момента образования княжеств, когда основным источником княжеской казны были военная добыча, выкуп или дань, собираемая с народа. Вначале они носили натуральную форму (птица, скот, меха, мед и др. товары), а затем приобрели и денежную.
Первое устойчивое государственное образование исторически сложилось к концу 882 года вокруг города Киева. Во главе стоял князь, который имел свой совет (думу) и аппарат управления. Казна формировалась за счет средств собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Средства казны расходовались на нужды княжества.
Начиная с ХIII в единицей обложения . на Руси являлись соха, двор, тягло. Все собранные средства расходовались на содержание войска, строительство городов – крепостей, содержание аппарата управления и семьи князя – феодала. С образованием Московского княжества (ХVв.) начала складываться двухзвенная бюджетная система, состоящая из княжеской казны и местных бюджетов. Доходы составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением) и др. За счет казны содержались царские наместники, уездные и другие служащие.
С укреплением Московского княжества в ХVIIв. были введены откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, с народов Урала, Поволжья и Сибири стал собираться ясак (мехами). В 1722 году стрелецкая подать была заменена на подушную подать (взималась со всех лиц мужского пола).
В начале ХIХв. в результате реформ Петра I Россия была разделена на 9 губерний, губернии на 50 провинций, которые разделялись на уезды. Был создан ряд министерств, в губерниях – казенные палаты, в уездах – казначейства. Казенные палаты распределяли налоги на население, вели учет поступлений и расходов, выдавали средства на мероприятия.
В ходе реформ в 1861 году были созданы органы местного самоуправления – земства. Мирские повинности были переоформлены в земские, подушная подать с мещан заменена на поземельный налог, для кочевников введена кибиточная подать, введен акциз на производство спиртных напитков, промысловый налог.
В 1862 году впервые были разработаны правила государственной отчетности финансовых средств – произошла бюджетная реформа. Земства ведали местными хозяйственными делами (школами, больницами, дорогами). 25% земского бюджета составляли пособия из государственного бюджета. Городские бюджеты формировались за счет налогов с городских предприятий, сдачи в аренду земли, сбор с недвижимого имущества, сбор с владельцев лошадей. Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета.
После февральской революции в 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. Доходы и расходы формировались на основании иностранных займов. В январе 1918 правительство составило первый советский бюджет на полгода. Конституцией 1918 г. было установлено федеральное устройство и заложены основы бюджетного устройства. Предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов, которые формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемыми губернскими, уездными, городскими советами; надбавок в размере 40% к подоходному налогу; доходов от местных предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета. Однако в условиях военного времени реальными были только ежемесячные бюджеты.
К концу
1920г. произошло слияние
1.2 Принципы функционирования бюджетной системы, ее правовые основы
К общим
принципам, характеризующим бюджет,
можно отнести следующие
Бюджетные
отношения в государстве
1.3 Бюджетное право, его источники, субъекты и нормы
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав РФ и ее субъектов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово – правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Основным источником бюджетного права в РФ являются:
1) Конституция РФ;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3) Налоговый кодекс РФ.
4) законы, принятые на соответствующий год: ФЗ «о федеральном бюджете», Законы субъектов РФ о бюджете субъектов РФ; Правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах.
5) Законы,
регулирующие бюджетные
Особое
место в бюджетном праве
2.1 Понятие,
принципы, этапы и направления
реформирования межбюджетных
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
Отличительной чертой в РФ является предоставления субъектам право самостоятельно формировать свои отношения с местными органами власти. Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы была поддержана субъектами.
Для каждого
органа власти формирование и исполнение
бюджета заключается в
Разграничение
расходных полномочий между региональными
и местными уровнями власти регламентируются
законодательством РФ: предметы ведения
местного самоуправления перечислены
в законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления»;
список расходов, финансируемых из
местных бюджетов приводиться в
БК РФ. Однако эти законы не полностью
разграничивают расходные полномочия
и не всегда позволяют однозначно
трактовать, какие расходы должны
лечь на плечи региональных властей,
а какие – стать
Для того чтобы каждый уровень нес ответственность перед населением за качество и количество предоставляемых услуг, законодательство должно сформулировать
1. какие
именно услуги будут
2. какие услуги и в каком объеме будут дотироваться из бюджета;