За 75 лет
формирования регулярного бюджета
на федеральном уровне 57 раз он сводился
с отрицательным сальдо. Проблема
дефицита стала «проблемой №1» для
внутренней политики США. После 30 «дефицитных»
лет, в течение которых разрабатывались
и принимались различные законы
для борьбы с дефицитной основой проектирования
и финансирования государственных расходов,
в 1998 финансовом году федеральный бюджет
был сведен с положительным сальдо в 69,2
млрд. долларов.
Бюджетный процесс и
финансовый аппарат управления.
В принятии и исполнении государственных
экономических и бюджетных решений участвуют
большинство учреждений и организаций
государственного аппарата США. Основы
бюджетной политики государства на следующий
год сообщаются в ежегодном бюджетном
послании, с которым президент США обращается
к Конгрессу и нации в начале года. Это-
документ. Обосновывающий бюджетную стратегию;
к нему прилагается проект федерального
бюджета, который конгрессменам предстоит
обсуждать в течении примерно восьми следующих
месяцев перед его утверждением. Финансовый
год в США начинается с 1 октября.
Бюджетное послание и проект
федерального бюджета готовит Административно-
бюджетное управление ( АБУ ). В его
обязанности входит также разработка
федеральной бюджетной политики
на оперативном уровне и конкретных
бюджетно- налоговых мероприятий; практическое
управление и координация экономической
и финансовой деятельности федеральных
министерств и ведомств.
Президент США
в качестве главы исполнительной
власти отвечает перед Конгрессом за
разработку и исполнение федерального
бюджета, руководители правительственных
ведомств- за составление бюджетных заявок
для формирования общего бюджетного проекта,
представляемого затем конгрессменам.
АБУ координирует эту работу, в то время
как министерство финансов ( Казначейство
)США занимается сбором налогов и исполнением
расходной части бюджета.
Таким образом,
АБУ является центральным органом
в системе исполнительной власти
США, непосредственно приводящим в
действие все рычаги бюджетно-
налогового регулирования.
Процесс утверждения
расходов в Конгрессе отличается
рядом особенностей. Главной из них
можно считать трехступенчатость
данного процесса. Она заключается
в том, что сначала в « профильном
» комитете Конгресса должна быть утверждена
программа. На которую требуется выделить
средства. Только после этого комитет
по ассигнованиям приступает к обсуждению
вопроса о выделении средств. Таким образом,
сначала конгресс « выдает разрешение
» на принципиальное осуществление программы
и только потом обсуждает вопрос о ее стоимости,
длительности и т.д. наконец, на базе закона
об общих ассигнованиях выделяются средства
на расходы в конкретном финансовом году
- « живые деньги ». Три ступени утверждения
дают возможность провести тройной контроль
над предлагаемыми программами.
Работа над
федеральным бюджетом считается
важнейшей частью деятельности высшего
законодательного органа страны. Ею занимаются
не менее двух третей его состава,
утверждение бюджета в конгрессе
подчинено строму графику.
Управление
финансами охватывает деятельность
государства, связанную с проведением
им общей финансовой политики, финансовым
планированием, координацией финансовых
ресурсов, использованием финансов в
интересах экономической и социальной
политики, разработкой налогового
законодательства.
В США управление
финансами возложено на министерство
финансов ( казначейство) и административно-
бюджетное управление .
Основными функциями
министерства финансов являются разработка
финансовой и налоговой политики, контроль за соблюдением
финансовых законов, осуществление деятельности
в качестве финансового агента правительства,
чеканка монеты и эмиссия денежных знаков.
Одним из подразделений
министерства является Служба внутренних
доходов ( СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим
в федеральный бюджет. Для более эффективного
контроля СВД построена по децентрализованному
принципу и имеет три уровня учреждений-
национальные, региональные и окружные.
Вопросами сбора
доходов занимаются также таможенная
служба и бюро по алкогольным
напиткам, табачным изделиям и огнестрельному
оружию. Первая ведает сбором таможенных
доходов и осуществляет контроль за соблюдением
таможенных правил. Вся территория страны
разделена на 9 таможенных округов и имеет
около 300 оперативных таможенных пунктов.
Бюро по алкогольным напиткам, табачным
изделиям и огнестрельному оружию осуществляет
контроль за соблюдением законов, связанных
с производством и продажей этих предметов,
а так же за поступлением доходов от их
обложения.
Важную роль в министерстве финансов
службы, занимающиеся вопросами внутренних
займов и управлением государственным
долгом. В США имеется большое разнообразие
государственных ценных бумаг, с помощью
которых мобилизуются временно свободные
денежные средства.
В состав министерства входит Служба
контроля за денежным обращением. На нее
возлагается общий контроль за деятельностью
национальных банков, которых насчитывается
4600, их операциями. Она дает разрешение
на образование новых национальных банков,
перевод штатных банков в разряд национальных,
слияние национальных банков, открытие
у них филиалов.
Министерство
определяет также финансовую политику
США за рубежом, связанную с вопросами
торговли, платежного баланса, занимается
координацией иностранных капиталовложений
в экономику США и американских
инвестиций за рубежом.
Административно-
бюджетное управление ( второе финансовое
ведомство США ) является центральным
органом, осуществляющим прогнозирование,
управление, контроль и координирование
правительственных программ и их финансирование. Среди финансовых
задач этого ведомства- составление федерального
бюджета и разработка финансовых программ,
осуществление оперативного контроля
по управлению бюджета в общефедеральном
масштабе. Вместе с тем на управление возложен
ряд административных функций, превращающих
его в одно из ведущих ведомств в системе
органов высшей исполнительной власти.
Местные бюджеты
в США, их функциональная направленность
и формирование
Налоговая политика
США - один из важнейших рычагов воздействия
на экономику.
Налоговая система
- это не только структура налоговых
изъятий, но и комплекс мер по регулированию
налоговой политики страны, осуществляемых
органами государственного управления
всех уровней власти и всех ее ветвей.
В США существует
мощная сеть административно-территориальных
органов управления и при этом их отличает
не только многообразие форм, но и независимость
в проведении экономической политики.
Местные правительства
не только уполномочены выделять приоритеты,
но и обладают стабильными источниками финансирования в виде собственных
средств - доходов бюджетов местных органов
власти. В 1996 г. их доля в статье доходов
совокупного бюджета составляла 803,7 млрд.
долл. (около 30%). Основой столь солидных
местных бюджетов является налоговая
база, которая исчисляется 271 млрд. долл.
(примерно 17,5% всех поступивших в консолидированный
бюджет США налогов).
Являясь частью
финансовой системы государства, бюджеты
местного самоуправления берут на себя
не только финансовые обязательства
в целях уменьшения давления на федеральный бюджет,
но и расходы, связанные с государственным
регулированием экономики, стабилизацией
экономической ситуации и стимулированием
экономического роста на подведомственной
территории, содействуя проведению политики,
соответствующей интересам региона.
Местным органам
власти принадлежит заметная роль в
регулировании размещения производительных
сил - целевом использовании земель.
Экономические, финансовые и административные
меры, принимаемые местными органами
власти, стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей
хозяйства, создают условия для повышения
конкурентоспособности частных предприятий.
Широкое участие
местных администраций в финансировании
базисных отраслей экономики, а также
в затратах на образование, здравоохранение,
охрану и использование природных
ресурсов, предотвращение загрязнения
окружающей среды способствует организации
новых рабочих мест, расширению занятости
населения.
Наряду с
традиционным финансированием из местных
бюджетов таких служб, как полицейская,
пожарная, санитарная, рекреационная,
все чаще из бюджетов выделяются средства
на развитие экономической инфраструктуры
(в частности, капиталоемких и требующих
государственного контроля объектов:
строительство мостов, дорог и т. д.)
Подобное
финансирование - важное условие повышения конкурентоспособности
американских компаний на внешнем и внутреннем
рынках. Кроме того, улучшаются условия
для привлечения промышленных предприятий
в определенные районы, создается благоприятный
инвестиционный климат. Расходы на финансирование
инфраструктуры позитивно сказываются
на развитии экономики, так как местные
органы власти в числе прочих поддерживают
базовые отрасли экономики (транспортную,
машиностроительную, строительство). Доля
местных бюджетов в общегосударственных
расходах на инфраструктуру весьма значительна:
в среднем за 90-е годы до 40%. Средства местных
бюджетов используются для расширения
государственного потребления (финансирование
закупок товаров и услуг, капиталовложений
в торговлю, транспорт и др., выплата зарплаты).
В 90-е годы по всем позициям их величина
составила около 50%.
Местные органы
власти осуществляют жилищное строительство
для тех, чьи доходы ниже среднего
уровня. Доля местных бюджетов в
финансировании жилищных программ в
среднем превышает 50% общенациональных расходов.
Самая крупная
статья расходов местных администраций
в США приходится на образование.
За период с 1990 по 1996 г. затраты на образование
из местных бюджетов выросли почти
на 27,2%.
Меньше всего
средств из местных бюджетов выделяется
на социальное вспомоществование: на
них приходится 17,5 млрд. долл., или 17,8% расходов;
57,2 млрд. долл., или 58,6% этих расходов, берет
на себя федеральное правительство; 23,1
млрд. долл., или 23,6% поступает, из бюджетов
штатов.
Суммарные расходы
всех органов местного самоуправления в 1990
г. составили 581 млрд. долл. (26,1% консолидированного
бюджета США), в 1996 г. - 794 млрд. долл. (примерно
28%). Увеличение расходов местных бюджетов
говорит об усилении экономической деятельности
государства вообще и о повышении роли
местных органов власти в осуществлении
государственных мероприятий, в частности
(см. табл. 1, прил. 1).
Доходные
статьи местных бюджетов в основном
опираются на поимущественный налог
(в отдельных муниципальных образованиях
до 75% всех налоговых поступлений), общие и выборочные
налоги с продаж в некоторых случаях -
до 30% всех налоговых поступлений.
Доходная
часть бюджетов низших эшелонов власти
формируется из трех источников: налоговые
поступления; неналоговые поступления;
субсидии федерального и штатских правительств.
Федеральная
помощь - это средства, получаемые от
правительства в виде разного
рода дотаций, субсидий, кредитов, которые
условно можно разделить на целевые
(программные) и свободные. Свободные
средства, получаемые от федерального
правительства, расходуются сообразно
обстоятельствам - по усмотрению местных
правительств, а целевые (программные)
средства идут только на осуществление
целевых федеральных социально-экономических
программ. Федеральная и штатская помощь
в местных бюджетов в 1990 г. составляла
190,7 млрд. долл. (32,8%), в 1996 г. - 270,5 млрд. долл.
(33,6%).
За исключением
помощи федерального и штатского
правительства, все источники поступлений
в бюджеты являются собственными
доходами местных правительств.
К неналоговым
источникам доходов местных бюджетов
относятся: доходы от предоставления коммунальных
услуг, доходы от продажи муниципальной
собственности, доходы страховых фондов,
доходы от продажи облигаций, ряд административных
удержаний, сборы, платежи за лицензии,
штрафы, пошлины и т. д. Всего неналоговые
доходы в собственных источниках дохода
в 1990 г. составляли 188,3 млрд. долл., или 48,3
и 32,4% общих доходов местных бюджетов,
а в 1996 г. 262,7 млрд. долл. (соответственно
49,2 и 32,6%).
Налоговые
доходы в местных бюджетах.
Собственные налоговые источники
играют большую роль в наполняемости местных
бюджетов. Так, в 1996 финансовом году налоговые
поступления составили 270,7 млрд. долл.,
что обеспечило 50,7% собственных доходов
и 33,6% общей суммы доходов.
Конституция
США исходит из необходимости разграничения
налогов между федеральным правительством,
правительствами штатов и местными органами
власти. Распределение доходов между звеньями
бюджетной системы осуществляется в соответствии
с полномочиями каждого уровня бюджетной
системы.
Местные налоги
можно разделить на три основные
группы.
Первая группа
- преимущественная собственность местных
органов власти. В нее входят как
прямые (имущественные и промысловые
налоги, налог с наследства и дарений),
так и косвенные (общий и выборочный налог с продаж) налоги.
Вторая группа
представляет собой надбавки к общегосударственным
налогам. В данном случае местные
налоги отдельно не взимаются, а в
местные бюджеты поступают надбавки
или отчисления, устанавливаемые
в определенном проценте к федеральным налогам.
Третья группа
- это собственные налоги местных
органов власти, которые собираются
только на местах. Это налоги на собак,
зрелища и другие мелкие виды налоговых
сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Государственный бюджет
является важным инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной сферы.
С его помощью на основе бюджетного механизма
государство, обеспечивая перераспределение
национального дохода, изменяет структуру
общественного производства, влияет на
результаты хозяйствования, осуществляет
социальные преобразования. При этом государство
применяет различные формы прямого и косвенного
воздействия на экономику - субсидирование
организаций и предприятий, государственные
инвестиции, бюджетное финансирование
отраслей, определяющих научно- технический
прогресс, добиваясь в конечном итоге
изменения народнохозяйственных пропорций.
Использование
бюджетного механизма для регулирования
экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение
государства денежными средствами.
Оно позволяет целенаправленно
влиять на темпы и пропорции развития
общественного производства.
В современных условиях хозяйствования,
когда повышается роль государства
в регулировании экономических
процессов, особенно важно изменить
направления вложения бюджетных
средств с целью обеспечения стратегического
направления развития экономики, создания
необходимой производственной инфраструктуры.
Через налоговую политику, бюджетное финансирование
представляется возможным влиять на различные
стороны хозяйствования, способствуя
ускорению обновления производственных
фондов, быстрейшему внедрению в производство
научно-технического прогресса. Совершенствование
механизма бюджетного финансирования
науки, государственной системы подготовки
и переподготовки кадров для народного
хозяйства, использование льготного налогового
режима в части обложения прибыли от реализации
новых видов продукции и других подобных
бюджетных мер позволяют стимулировать
научные открытия и новые технические
достижения, сокращать сроки их внедрения
в производство.