Реализация принципов Бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:01, доклад

Описание работы

Сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Принцип сбалансированности закреплен в Бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 33), как один из принципов бюджетной системы Российской Федерации, и означает, что объем расходов бюджета должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита за минусом выплат, связанных с источниками финансированием дефицита бюджета.
Наибольшую проблему, по моему мнению, представляет сбалансированность бюджетов субъектов РФ. На 2011 год 56 бюджетов субъектов Российской Федерации были исполнены с дефицитом бюджета.

Файлы: 1 файл

Эссе принципы.docx

— 26.54 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

Эссе

 

 

на тему:

 

«Реализация принципов Бюджетной системы Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Ф 2-4 (с)

 Спичёнкина А.П.

Проверила:

Минькина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Реализация принципа сбалансированности бюджета

Сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Принцип сбалансированности закреплен в Бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 33), как один из принципов бюджетной системы Российской Федерации, и означает, что объем расходов бюджета должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита за минусом выплат, связанных с источниками финансированием дефицита бюджета.

Наибольшую проблему, по моему мнению, представляет сбалансированность бюджетов субъектов РФ. На 2011 год 56 бюджетов субъектов Российской Федерации были исполнены с дефицитом бюджета. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в условиях ряда неурегулированных проблем финансового и регионального содержания. Одной из основных проблем является интеграция резервных фондов субъектов РФ в механизм сбалансированности их бюджетов. На сегодняшний момент создание резервных фондов осуществляется на базе методологических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации. Необходима законодательная регламентация основ формирования и использования резервных фондов субъектов Российской Федерации, а также внесение некоторых изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Решение проблем сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации позволит добиться эффективного исполнения данных бюджетов, снизить размер их дефицита, минимизировать зависимость субъектов Российской Федерации от федерального бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу  Российской Федерации с 1.01.2009 г. субъекты Российской Федерации вправе создавать Резервные фонды, средства которых могут быть направлены на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности его доходов.

Данные фонды могут  создаваться для целей: обеспечения  финансирования расходов в период сезонного сокращения доходов бюджетов; компенсации снижения доходов бюджета субъекта Российской Федерации в связи с рецессией; финансирования значимых расходов субъекта Российской Федерации.

Таким образом, резервные  фонды могут выступать активным инструментом сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Между тем он не нашел должного применения до настоящего времени. Создание резервных фондов позволит субъектам Российской Федерации самостоятельно выходить из кризисных ситуаций и обеспечить стабильность исполнения расходных обязательств.

Учитывая все проблемы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и применяя пути их решения, можно добиться эффективного исполнении этих бюджетов, снизить объемы бюджетных дефицитов и обеспечить самостоятельное сбалансирование бюджетов субъектов Российской Федерации, минимизируя зависимость от федерального бюджета.

 

Реализация принципа результативности и эффективности  использования бюджетных средств

В Бюджетном кодексе в статье 34 закреплен «Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств», согласно которому «при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств». То есть принцип эффективности расходов — это «тот же результат за меньшие деньги или за те же деньги больший результат». Так в основе оценки эффективности оценивается результат, полученный при расходовании средств в сопоставлении с затратами.

Повышение эффективности  бюджетных расходов на оказание услуг  обществу является одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования и реформирования на всех уровнях системы общественных финансов.

В экономической литературе понятие «эффективность» как  относительное понятие выражается соотношением результата от какого-либо мероприятия и затрат на его осуществление. Однако, несмотря на закрепление данного принципа в БК РФ, бюджетное законодательство не дает четкого понимания о том, что же подразумевается под эффективностью бюджетных расходов.

Международная практика реформирования бюджетного процесса нацелена на повышение  эффективности бюджетных расходов и развивается в направлении  отказа от сметного планирования в  пользу системы управления государственными финансами по критериям результативности, введения различных форм мониторинга, оценки и бюджетирования, ориентированного на результат. Реформа бюджетного процесса в Российской Федерации идет по тому же пути. Основными тенденциями эволюции бюджетного законодательства в Российской Федерации становятся финансирование не расходов, а выполняемых исполнителями функций, расширения самостоятельности и полномочий распорядителей и получателей бюджетных средств и смещение акцентов с контроля за исполнением сметы на контроль за достижением заявленных результатов. Расширяются горизонты планирования, осуществляется переход от краткосрочного к среднесрочному планированию. В международной практике средствами повышения эффективности бюджетных расходов являются также привлечение к оказанию бюджетных услуг частного сектора, реорганизация бюджетных учреждений, изменение их организационно-правовой формы, что приводит к повышению их самостоятельности в распоряжении ресурсами, ответственности за достижение финансовых результатов и тем самым к росту эффективности расходования средств.

В настоящее время существуют следующие основные направления  повышения эффективности бюджетных расходом, распространенные в международной практике и актуальные для нашей страны:

1) внедрение инструментов  бюджетирования, ориентированного на результат;

2) реформирование бюджетного  сектора (реструктуризация бюджетной  сферы);

3) совершенствование финансового  менеджмента в госсекторе.

 

Реализация принципа прозрачности (открытости) бюджетной  системы Российской Федерации

В настоящее время органы государственной власти стремятся  обеспечить максимальную открытость процессов  происходящих в сфере государственного управления, в том числе в финансовой сфере. Наибольшее внимание уделяется  процессам использования и расходования бюджетных средств. Об этом свидетельствуют многочисленные проверки, проводимые Счетной палатой Российской Федерации, постоянный мониторинг использования бюджетных средств, проводимый Министерством финансов Российской Федерации. Также причиной, по которой должна обеспечиваться прозрачность – закрепление в Бюджетном Кодексе Российской Федерации в статье 28 принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ, значение которого отражено в статье 36.

Реализация данного принципа позволяет обеспечить большую степень открытости в управлении государственными финансами и улучшить контроль над расходованием бюджетных средств, также он позволяет обеспечить дальнейшую демократизацию бюджетного процесса, позволяющую обществу получать информацию о составлении и исполнении бюджетов.

Вопрос о том каким  образом и на какие цели расходуются бюджетные средства является актуальным в настоящее время и для представителей госструктур, и для каждого налогоплательщика.

В настоящее время все  большее количество граждан России стараются быть вовлеченными в бюджетный процесс. Также все большее количество граждан обращают внимание на отчеты об исполнении бюджета, на то, является ли информация, отраженная в отчете об исполнении бюджета, достоверной, действительно ли расходование бюджетных средств произошло на те цели, которые были указаны в федеральных целевых программах.

Одним из наиболее известных  примеров является пример бразильского города Порту-Алегри. Жители сформировали систему советов (от районных до совета представителей). На уровне районных советов жители формировали список требований от своего района (например, асфальтирование дороги, строительство школы). Эти требования направлялись в Народный совет, который определял приоритеты расходования бюджетных средств. Далее эти приоритеты направлялись в Совет представителей, где представители населения совместно с городской администрации уточняли выбранные приоритеты с учетом финансовых возможностей городского бюджета. Окончательное решение о расходовании бюджетных средств принималось на трехсторонней встрече должностных лиц городской администрации, Совета представителей и Палаты советников. Этот эксперимент позволил создать действительно прозрачный механизм по использованию бюджетных средств, который к тому же обеспечивал целевое расходование данных средств. Более того, благодаря такой системе повысилось доверие к городской администрации, значительно снизился процент граждан, уклоняющихся от уплаты налогов.

Особо хочется сказать, что, несмотря на все меры, предпринимаемые  для обеспечения должного уровня прозрачности (открытости) бюджетов и  бюджетного процесса в целом, проводимые органами государственной власти, решение данного вопроса невозможно без соблюдения государственными служащими этических норм. На сегодняшний день разработаны и утверждены Кодекс профессиональной этики работника органов налоговой службы, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации. Данные документы разработаны в связи с рекомендациями МВФ по обеспечению надлежащего уровня прозрачности в налогово-бюджетной сфере.

Также следует отметить, что информация о бюджетах должна отвечать таким критериям, как достоверность и понятность. К сожалению, на сегодняшний день эта идея не в полной мере реализована в российской бюджетной практике. Информация о финансовой деятельности государства и, в частности, о бюджетах должна представляться в таком виде, чтобы каждый гражданин мог в ней разобраться и сделать собственные выводы. Однако на практике бюджетные данные или бюджет обычно публикуются в средствах массовой информации или помещаются на интернет-сайтах в таком формате, который доступен для понимания, как правило, только специалистам в бюджетной сфере. Эти отчеты должны быть ориентированы на широкий круг граждан; в них должны быть не только представлены цифровые показатели, но и произведен анализ процессов формирования и исполнения бюджетов, наглядно представлены показатели доходов, расходов (по утвержденному плану), показатели доходов, расходов по перспективному плану (на два года), итоговые достигнутые результаты.

Стоит отметить, что, несмотря на некоторые проблемы в реализации принципа прозрачности (открытости) в Российской Федерации, в законодательстве достигнуты значительные улучшения по вопросам обеспечения надлежащего уровня прозрачности (открытости) бюджетного процесса. В БК РФ закреплены такие принципы, как полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, результативность и эффективность использования бюджетных средств, достоверность бюджета, подведомственность расходов бюджетов, единство кассы. Разрабатываются и постепенно вводятся в действие профессиональные кодексы поведения госслужащих различных министерств, проводится регулярный аудит по вопросам соблюдения бюджетного законодательства, регулярно формируются отчеты об исполнении федерального бюджета (оперативный отчет, ежемесячный отчет, ежеквартальный, годовой), проводится мониторинг качества финансового менеджмента, разработаны принципы по эффективному и ответственному управлению общественными финансами.

Все вышеперечисленные меры способствуют формированию и обеспечению надлежащего уровня прозрачности в бюджетно-налоговой сфере и призваны обеспечивать открытость, достоверность и доступность бюджетных процессов.


Информация о работе Реализация принципов Бюджетной системы Российской Федерации