Региональные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:10, реферат

Описание работы

Бюджетные права Российской Федерации и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения. Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

Содержание работы

1. Бюджетные права территориальных органов власти………………..3
2. Анализ состава и структуры доходов бюджета за прошедшие три года, выявление тенденций……………………………………………………..9
3. Анализ состава и структуры расходов регионального бюджета за последние три года, выявление тенденций……………………………………12
Список литературы……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Региональные бюджеты.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

По основным статьям доходов можно выделить их динамику за последние три года.

Отразим динамику основных статей доходов на графике.

 

Исходя из графика, прослеживаются следующие тенденции в структуре доходов:

-  снижается доля налоговых  поступлений: так в 2001 г. они составляли 53,5%, а в 2003 г. произошло снижение  доли на 12,2%;

- в то же время увеличивается доля безвозмездных перечислений, которая достаточно высока и в 2003 г. составляет более 1/3 всех доходов бюджета. Такое положение с указанными выше основными статьями доходов характерно для дотационного региона, каким является Новосибирская область.

- еще одна характерная черта  дотационных регионов – увеличение  доли целевых бюджетных фондов, средства из которых направляются на развитие региона в качестве субвенций: с 2001 г. доля доходов по этой статье возросла на 3,8 %;

- происходит постепенное снижение  доли неналоговых доходов, прежде  всего от имущества, находящегося  в государственной собственности или от деятельности: такое положение объясняется как приватизацией, так и неэффективным использованием такого имущества: снижение незначительное, но характерное;

- в то же время положительной  тенденцией является довольно  значительное повышение в рамках статьи доходов их  доли  от предпринимательской деятельности: рост составил 1,5% в структуре бюджета, а в рамках статьи рост произошел в 2,5 раза. Такое положение говорит об развитии предпринимательства в Новосибирской области, о большей дисциплинированности предпринимателей в выплате налогов.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной статьей доходов бюджета Новосибирской области являются налоговые поступления, однако, почти сравнима с ней доля дотаций из федерального бюджета.

 

3. Анализ состава и структуры расходов регионального бюджета за последние три года, выявление тенденций

 

В таблице 2 приведены данные о расходах бюджета Новосибирской области за период 2001-2003 гг.

Таблица 2

 

Расходы областного бюджета Новосибирской области в 2001-2003 гг.

Наименование статей расходов регионального бюджета

Сумма тыс.руб.

Доля статьи расхода во всех расходах, %

Сумма тыс.руб.

Доля статьи расхода во всех расходах, %

Сумма тыс.руб.

Доля статьи расхода во всех расходах, %

А

1

2

3

4

5

6

Всего расходов

8 138 190,6

100,0

14122132,6

100

16151248,7

100

Государственное управление и местное самоуправление

250 547,0

3,07

437786,1

3,1

477086,2

2,9

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

372 850,0

4,6

593129,5

4,2

773208,6

4,7

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

20 400,0

0,2

14122,1

0,1

16451,2

0,1

Промышленность, энергетика, и строительство

351 117,0

4,3

621373,8

4,4

756757,4

4,6

Сельское хозяйство и рыболовство

367 800,0

4,5

6778623,4

4,8

740306,2

4,5

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

21 546,8

0,26

42366,4

0,3

49353,7

0,3

Продолжение таблицы 2

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

195 878,0

2,4

437786,1

3,1

526440,0

3,2

Развитие рыночной инфраструктуры

13 000,0

0,15

29656,5

0,21

49291,0

0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

117564,0

1,4

296564,7

2,1

411281,2

2,5

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

15778,6

0,19

29651,1

0,21

27967,1

0,17

Образование

321 029,7

3,9

494274,6

3,5

559342,4

3,4

Культура, искусство и кинематография

191 443,8

2,3

211832,0

1,5

197415,0

1,2

Средства массовой информации

191443,8

2,3

310686,9

2,2

394830,0

2,4

Здравоохранение и физическая культура

191 443,8

2,31

338931,2

2,4

345476,2

2,1

Социальная политика

763 569,1

9,3

1440457,5

10,2

1743832,3

10,6

Обслуживание государственного долга

322 586,9

3,9

550763,2

3,9

625147,5

3,8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

2467576,1

30,3

419427,4

29,7

4951825,9

30,1

Прочие расходы

285681,2

3,5

437786,1

3,1

477086,2

2,9

Резервные фонды

106 000,0

1,3

155343,5

1,1

180963,7

1,1

Целевые бюджетные фонды

1 127 900,0

13,8

1482823,8

10,5

1661576,1

10,1

Территориальные дорожные фонды

1 050 000,0

12,9

1285114,0

9,1

1513514,8

9,2

Территориальные экологические фонды

56 200,0

0,6

84732,8

0,6

82256,2

0,5

Территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

21 700,0

0,3

42366,4

0,3

32902,5

0,2


 

Что касается расходов областного бюджета Новосибирской области, то они в занчительной мере направляются на социально значимые государственные услуги (образование, здравоохранение, культура, искусство). Эти расходы в региональном бюджете составляют более 20% (в то время как в федеральном бюджете такие расходы занимают около 7%). Такая тенденция сохраняется на протяжении 3-х последних лет. Существенная часть расходов направляется на поддержку производственной сферы (промышленности, сельского хозяйства и транспорта), их доля составляла в 2001 г. 11,6% в последующие годы тенденция практически сохранилась. Внутри этих статей расходов увеличилась доля расходов на транспорт и производственную сферу и несколько снизилась доля сельского хозяйства. Значительная доля расходов регионального бюджета – это оказание помощи бюджетам муниципальных образований. Так, в Новосибирской области доля этих расходов составляет около 30%. Следует обратить внимание на то, что Новосибирска область получает значительную финансовую помощь из федерального бюджета (около 2,1 млрд. руб. или 26,7% в 2001 г.), а в бюджеты органов местного самоуправления перечислила в 2001 г. 2,5 млрд. руб. или 30,3%). Это свидетельствует о том, что бюджет Новосибирской области является своеобразным передаточным звеном бюджетной системы, потому что органы местного самоуправления (за исключением крупных промышленно развитых городов, являющихся районными центрами) практически лишены собственной налоговой базы.

Анализируя расходы бюджета Новосибирской области, можно сделать вывод, что по структуре расходов бюджеты 2001-2003 годов практически мало отличаются, однако существенное отличие наблюдается в сумме расходов. Так, расходы 2002 г. возросли на 73,5% по сравнению с 2001 годом, а расходы 2003 года выросли еще на 16,5%. Причем за все анализируемые года бюджет Новосибирской области имел дефицит, т.е. доходы превышали расходы: так, в 2001 г. превышение расходов над доходами составило 87683 тыс. руб.; в 2002 г. – 1070579 тыс. руб.; в 2003 г. – 308804 тыс. руб.

Таким образом, тенденция дефицита бюджета усиливается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 1998.
  3. Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 г.»
  4. Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 г.»
  5. Закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 г.»

6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник  для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет  и бюджетная система российской  Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001.

 


Информация о работе Региональные бюджеты