Ретроспективный анализ денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данного курсового проекта является изучение теоретического материала по теме «Система планов предприятия».
При написании данного курсового проекта были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием - план как центральное звено управления предприятием;
2. Рассмотреть структуру планов;
3. Изучить виды и элементы системы планирования;
4. Провести анализ системы планирования в ОАО «РЖД».

Файлы: 1 файл

Дубровский.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Введение

Ключевым элементом финансово-кредитной  системы любого развитого государства  сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной  денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования  экономики. Соответственно без овладения  методами деятельности центральных  банков, инструментами денежно-кредитной  политики не может быть эффективной  рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце рассмотреть  функции и методы центрального банка  при проведении денежно-кредитной  политики, а также затронем мировой  опыт использования инструментов данной политики.

На современном этапе  развития многих государств мира дискуссия  о роли и функциях центральных  банков, начавшаяся практически с  момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших социалистических странах  и их переход к рыночной экономике  отчетливо показали огромную роль центрального банка западного образца в  осуществлении важнейших социально - экономических преобразований. Недавно  новый статус центрального банка  принят во Франции, на самом высоком  уровне идут дебаты по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается  положение о чрезвычайных экономических  полномочиях центрального банка  в США. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их с полномочиями и  степенью независимости от правительственных  органов.

На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре  влияния двух долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе широкомасштабного внедрения  автоматизированных систем обработки  информации и средств дальней  связи в банковской деятельности; снижение барьеров на экономических  и политических границах. Эти процессы открывают новые возможности  для развития системы платежей и  расширения финансовых рынков. В то же время они оказывают влияние  на изменение управленческой структуры, частью которой является центральный  банк со своей особой ролью в регулировании  этих процессов.

 

Российская экономика и ее финансовая составляющая — небольшие по размерам, открытые, разбалансированные системы, не прошедшие и середину пути в рыночной трансформации, занимающие нишу в 1–2% в мировом хозяйственном и финансовом обороте. Как следствие, российская финансовая система объективно является преимущественно «пассивным» объектом, отражающим с кратным усилением воздействие внешних глобальных факторов, формирующих мировую экономическую и финансовую динамику.

Российская экономика и ее финансовая система подвержены экстремальной  волатильности. Их динамика находится за границами, обычными для индустриальных стран. Соответственно, в экономике России не в полной мере действуют механизмы тонкой настройки денежно-кредитной политики, используемые в развитых странах в «обычные времена». Они всегда схожи с той «медициной катастроф», которую центральные банки развитых стран применяют только в кризисных ситуациях. Использование инструментов денежно-кредитной политики не носит характера регулирования «долей процента». Более расширенное (в сравнении с индустриальными странами) применение имеют нерыночные инструменты  центрального банка (лимиты кредита, процента, эмиссии, прямые запрещения и ограничения на операции, на виды сделок, на финансовые инструменты, на рынки, на финансовые стратегии и т.п.).

Задача денежно-кредитной политики — повысить финансовую глубину российской экономики, существенно снизить разбалансированность финансовой системы, сделать ее более оцененной в глобальных финансах с тем, чтобы лучше противостоять негативным экстерналиям, демонстрировать бóльшую устойчивость в волнах мировой финансовой динамики, постепенно увеличивая свое влияние в глобальных финансах.

Ретроспективный анализ денежно-кредитной  политики

Копирование учебников, следование догматам и мифам — всем этим насыщена история экономической и финансовой политики России 1990-х — 2000-х гг.

Закрепленность рубля, длящаяся периодами  в несколько лет (1996–1998 гг., 2005–2008 гг.), неизменно заканчивалась рыночными шоками (август — сентябрь 1998 г., октябрь 2008 — январь 2009 гг.), с установлением более естественных курсовых соотношений с мировыми валютами.

В середине 1990-х гг. политика финансовой стабилизации не была своевременно изменена на политику стимулирования экономического роста. Это привело к постоянно  кризисному состоянию экономики  и сокращению возможностей оздоровления государственных финансов и рынка  корпоративных финансовых активов, сделало экономику страны и фондовый рынок более уязвимыми к внешним кризисам.

Формулой денежно-кредитной политики, создававшей барьеры для экономического роста и делавшей финансовый рынок  крайне неустойчивым, были сверхжесткая денежная политика + использование  эмиссионного механизма для эксцессивного увеличения участия государства во внутреннем кредите + сверхвысокая доходность финансовых активов + закрепленный валютный курс + частичная либерализация счета капиталов, открывшая вход на рынок для спекулятивных иностранных инвесторов.

Этой политике сопутствовали: сверхтяжелое для формирующейся экономики  налоговое бремя; эксцессивные государственные заимствования, занимающие свыше половины внутреннего кредита. В этой ситуации в стране становится искусственно «мало денег», обостряется зависимость от иностранных инвестиций, более проблемными становятся бюджет и налоги, резко снижается ликвидность банков (в России они одни из самых «мелких» в мире), выше колебания финансового рынка.

Искусственный дефицит денег и  неубывающая тяжесть бюджета  вызывают быстрый рост доли денежных ресурсов страны, используемых государством, все меньшее финансирование оборотных  средств реального сектора (через  кредиты банков) и, в еще меньшей мере, по остатку — инвестиций. Эксцессивное увеличение доли государства во внутреннем кредите стало возможным только за счет вложений Банка России в государственные долговые обязательства. На долю Банка России приходилось примерно 30% рынка ГКО-ОФЗ, а Сберегательного банка — около 20%.

Политика в 1995–1998 гг. жестко закрепленного  валютного курса, в сочетании  с поэтапной либерализацией движения иностранных капиталов (с 1996 г. — на рынке ГКО) привела к искусственному разогреву российского финансового рынка, к свободному приходу и выходу с рынка преимущественно краткосрочных иностранных спекулянтов (доля которых на рынке акций составляла, по оценке, 60–65%, а на рынке ГКО-ОФЗ — 30–35%).

Джордж Сорос в своей книге  «Кризис мирового капитализма», характеризуя нарастание долгового кризиса в  июле — августе 1998 г. в России, писал, что «обычно банковскому кризису противодействует центральный банк путем вмешательства и предоставления наличных средств, а также ссужая деньги под залог и льготные проценты; но в данном случае центральный банк не мог этого сделать в соответствии с условиями МВФ. В результате ситуация становилась… неразрешимой».

Банк России в условиях нарастания кризисных явлений на рынке отказывался  как от обычных операций центрального банка, поддерживающих курс национальной валюты, так и от интервенций на рынке государственных краткосрочных  обязательств. Одновременно Банк России заявлял о том, что он «еще больше ужесточит предоставление кредитов на внутреннем рынке», т.е. не будет  поддерживать ликвидность банков.

Что касается процентной политики, изменение  ставки рефинансирования или ломбардной ставки центрального банка в 90-е  годы оказывало крайне слабое влияние  на состояние российского финансового  рынка. В этих условиях (отсутствие спроса на ГКО–ОФЗ со стороны Банка  России и Сбербанка, вывод средств  другими участниками рынка) крах рынка ГКО-ОФЗ был  неизбежен.

Монетаристские методы регулирования  экономики в России стали применяться  с 1991 г. в соответствии с Законом "О Центральном Банке Российской федерации", принятым в декабре 1990 г.

В настоящее время правовой основой денежно-кредитной политики в России является указанный Закон  с изменениями от 27 декабря 1995 г. Закон предусматривает ежегодное  представление в Государственную Думу не позднее 1 декабря основных направлений единой денежно-кредитной политики на предстоящий год (ст. 44).

При разработке Основных направлений  денежно-кредитной политики Центральный  Банк России (ЦБ) исходит из того, что  в России с начала проведения радикальных  экономических реформ   основная  цель   экономической   политики   достигается

прежде всего путем  ограничения совокупного спроса. По мнению ЦБ, основные причины периодического роста инфляции связаны с проблемой сбалансированности совокупного спроса и предложения.

Для решения этой проблемы Федеральным законом о Банке  России (ст. 35) предусмотрено применение следующих инструментов и методов:

·        процентные ставки по операциям Банка России;

·        нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

·        операции на открытом рынке;

·        рефинансирование банков;

·        валютное регулирование;

·        установление ориентиров роста денежной массы;

·        прямые количественные ограничения.

Закон предусматривает, что  ЦБ может устанавливать одну или  несколько процентных ставок по различным  видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Законом предусмотрены условия  применения обязательных резервов:

·        размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров;

·        нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;

·        нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;

·        при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования;

• при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в банке средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Закон о Банке России предусматривает  проведение Банком операций на открытом рынке. В ст. 39 отмечается, что под  операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Закон предусматривает также  рефинансирование, под которым понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей.

Банку России также разрешено  проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может применять  и прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банку России разрешено устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Все эти инструменты и  методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России.

Так, например, в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1996 год даны предварительная оценка развития экономики России в 1995 г. и основные ориентиры в 1996 г. При оценке развития экономики за 1995 год было отмечено существенное замедление темпов экономического спада и некоторое оживление деловой активности: если в 1992, 1993 и 1994 гг. объем валового внутреннего продукта (ВВП) сократился соответственно на 19, 12 и 15%, то в 1995 г  - лишь на 4% от уровня предыдущего года.

Отмечается усиление регулирующего  воздействия проводимой денежно-кредитной  политики Банка России на формирование основных экономических тенденций. Главным образом это проявилось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Так, если в 1992 г. среднемесячные темпы инфляции составляли 31%, в 1993 г. - 21, в 1994 г.  - 10, то в 1995 г.  - 7,5%.

Вместе с тем возможности  ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют  объективные пределы: рост цен в значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедления процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающегося спада в инвестиционной сфере.

Информация о работе Ретроспективный анализ денежно-кредитной политики