Роль бюджетного планирования и прогнозирования в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:20, реферат

Описание работы

В данном реферате рассматривается механизм распределения бюджетных расходов на образование и здравоохранение. Бюджетирование данных отраслей является проблемой для нашей страны, так как бюджет социальной сферы напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны.
Достижение этого, требует выполнения ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы и безусловное выполнение государством своих обязательств.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Бюджетное финансирование образования 4
3. Бюджетное финансирование здравоохранения 11
4. Заключение 18
5. Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  им. Н. П. ОГАРЁВА»

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

Реферат

на тему: « Роль бюджетного планирования и прогнозирования в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации»

 

 

 

 

                                                             Выполнила: студентка 4 курса 408 гр

                                                           специальности «финансы и кредит»

                      Иванова М.В.

                                                Проверила: профессор, д.э.н.

                        Леонтьева И.Н.

 

 

 

 

 

 

Саранск 2012г.

Содержание

 

    1. Введение                                                                                              3
    2. Бюджетное финансирование образования                                        4
    3. Бюджетное финансирование здравоохранения                             11
    4. Заключение                                                                                        18
    5. Список использованной литературы                                              19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема «Роль бюджетного планирования и прогнозирования  в обеспечении конституционных прав граждан» в настоящие время наиболее актуальная. В данном реферате рассматривается механизм распределения бюджетных расходов на образование и здравоохранение. Бюджетирование данных отраслей является проблемой для нашей страны, так как бюджет социальной сферы  напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны.  
Достижение этого, требует выполнения ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы и безусловное выполнение  государством своих обязательств.  
Социальная политика – сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Она направлена на реализацию социальных  функций государства. 
Государство и структуры местного самоуправления заинтересованы в «социальном мире», в том, чтобы граждане были лояльными к государственной власти и ответственными налогоплательщиками. А граждане в свою очередь заинтересованы в благоприятных условиях труда и проживания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетное финансирование образования

 

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального  образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации организация  и предоставление бесплатного и  доступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

- Президент Российской  Федерации (высшее должностное  лицо);

- Федеральное Собрание  Российской Федерации (законодательная  власть);

- Правительство Российской  Федерации (исполнительная власть);

- Министерство финансов Российской Федерации;

- федеральные министерства  и ведомства, имеющие в своем  ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального  бюджета;

- Федеральное казначейство, Государственный банк;

- образовательные учреждения  федерального ведения (бюджетополучатели).

На уровне субъектов  Российской Федерации:

- Президент, Глава  Администрации (высшее должностное  лицо);

-законодательные органы  субъектов Российской Федерации  (законодатель);

- правительства субъектов  федерации;

- министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации;

- министерства и ведомства  субъектов федерации (обычно это  министерства, управления, комитеты  по образованию, по науке и  образованию и т. д.);

- казначейства, банки;

- образовательные учреждения  ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).

На муниципальном уровне:

- законодатели муниципального  уровня;

- финансовые отделы;

- отделы народного  образования;

- казначейства, банки,  отделения банков;

- муниципальные образовательные  учреждения (бюджетополучатели).

Разработка проекта  бюджета по отрасли «Образование», представляющего собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования страны, региона или отдельного муниципального образования в разрезе статей бюджетной классификации может осуществляться двумя основными способами.

1. Разработка каждым  учреждением системы образования проекта сметы с последующим сведением этих проектов в сводную смету;

2. Разработка общей  сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной

сметы по отдельным учреждениям.

Первый способ применяется  в условиях стабильного финансирования, в условиях плановой экономики, например. Именно таким способом предписывалось разрабатывать проекты бюджетов еще в 1930-е и последующие годы. Он позволяет максимально учесть особенности каждого учреждениям системы образования. Основная нагрузка ложится на разработчиков в учреждениях, органу управления образованием «остается» проверить обоснованность расчетов и включить разработанные проекты смет в проект бюджета.

С точки зрения государственного управления системой образования первый способ является наиболее либеральным, поскольку предлагает органу управления образованием следовать предложениям учреждений, не осуществляя каких-либо управленческих воздействий.

 Издержки такого  подхода представляются очевидными: отсутствие стимулов к экономии  и рациональному использованию  средств финансирования, рост расходов  и т. д. Разумеется, в таком  явном виде эти издержки не  проявлялись и не проявляются,  поскольку даже в этом случае орган управления принимает меры к ограничению необоснованного роста расходов посредством согласования проектов смет и др.

Второй способ имел ограниченное распространение в условиях резкого  сокращения бюджетного финансирования образования и был впервые применен в 1997 г. (в 1996 г. было резко сокращено бюджетное финансирование образования из-за дефицита бюджета). Проект сводной сметы по министерствам (ведомствам) с последующим распределением бюджетных ассигнований между бюджетополучателями (подведомственными учреждениями) разрабатывался на основе сводных лимитов, получаемых от органа управления, определяющего финансовую политику (на федеральном уровне — Минфина России).

В практической деятельности применяют оба этих способа. Основным из них является все-таки разработка проектов смет — прогноза потребности в бюджетном финансировании — учреждениями системы образования, а расчеты показателей финансирования системы образования в целом используются для проверки и дополнительного обоснования заявляемых показателей.

Процедура разработки прогнозов потребности  в бюджетных средствах для финансирования образования сложилась достаточно давно. Она была и остается весьма трудоемкой, примерно одинаковой для всех уровней бюджетного финансирования и включает следующие основные этапы:

- разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год с корректировкой на индекс-дефлятор для прогнозируемого (или планируемого) периода и на другие корректирующие коэффициенты, выданные в качестве исходных данных в методических материалах к разработке проекта бюджета;

- согласование проектов смет образовательных учреждений с вышестоящим органом управления образованием и включение их в сводную смету по отрасли (региону, муниципальному образованию), представляемую органом управления образованием в проект бюджета;

- представление сводной сметы органу управления (министерству, управлению, отделу финансов), формирующему проект бюджета соответствующего уровня, согласование проекта бюджета, в т. ч. разногласий по проекту бюджета;

- представление Правительством (федеральным,  субъекта федерации, исполнительной  властью муниципального образования)  проекта бюджета законодателю (Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательному органу субъекта Российской Федерации, муниципальному собранию);

- рассмотрение законодателем проекта  и принятие бюджета,

включающего в качестве раздела  расходы на образование. Следует  иметь в виду, что бюджет по расходам, как правило, утверждается в разрезе статей функциональной классификации, т. е. с указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов. Бюджетная роспись, утверждаемая органом, исполняющим бюджет, дополняет этот разрез статьями экономической классификации.

Существует три основных достаточно условных направления определения  потребности в ресурсном обеспечении образования.

1. Социальное — определение  потребности в ресурсах на  основе

прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах.

2. Экономическое — расчет нормы  рентабельности образования путем  сопоставления издержек и выгод образования (сравнение затрат и результата, выраженного в приросте национального дохода или ВВП, полученного за счет роста образовательного потенциала общества); упрощенно — сопоставления затрат на образование с приростом заработной платы получившего образование человека.

3. Расчетное — прогнозирование  и расчет потребности экономики  в рабочей силе и использование  этой потребности в качестве  исходного параметра для определения  потребности образования в ресурсах.

В настоящее время применяются  в разных вариантах все три подхода. Распределение ресурсов между уровнями образования и образовательными учреждениями осуществляется в соответствии со сложившимся порядком организации бюджетного финансирования, в основу которого положен принцип формирования сметы расходов бюджетного учреждения.

Действующий механизм определения  потребности образовательных учреждений в финансировании построен на принципе первичности образовательного процесса, обеспечения нормального функционирования государственных или муниципальных образовательных учреждений, которые обеспечивают реализацию конституционных гарантий и сложившихся государственных обязательств в области образования и требуют для своего функционирования определенного государственного или муниципального бюджетного финансирования. Объемы финансирования должны быть достаточны для осуществления образовательного процесса в параметрах, предусмотренных законодательно, т. е. в соответствии с государственными образовательными программами и стандартами, реализуемыми образовательными учреждениями.

В основу расчета потребности в  бюджетном финансировании положено определение необходимых затрат по каждой статье экономической классификации методом прямого счета, т. е. путем прямого определения расходов, которые необходимы в соответствии с установленными нормами, нормативами и иными решениями, определяющими масштабы деятельности и соответствующие им размеры расходов в условиях конкретного образовательного учреждения или подсистемы образования.

Имеются следующие основные параметры, которые необходимо учесть в расчетах:

- контингент учащихся по уровням образования, формам и программам обучения, коэффициенты приведения контингента, численность отдельных категорий учащихся, нормативные соотношения, позволяющие определить численность преподавателей, иные показатели, позволяющие определить численность работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся;

- установленную систему оплаты труда работников системы об-разования, включая систему доплат, надбавок и выплат, зависящих от условий и характера работы, занимаемых должностей, территориального расположения и др.;

- нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, преподавателей, работников образовательных учреждений;

Информация о работе Роль бюджетного планирования и прогнозирования в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации