Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:20, реферат
В данном реферате рассматривается механизм распределения бюджетных расходов на образование и здравоохранение. Бюджетирование данных отраслей является проблемой для нашей страны, так как бюджет социальной сферы напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны.
Достижение этого, требует выполнения ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы и безусловное выполнение государством своих обязательств.
1. Введение 3
2. Бюджетное финансирование образования 4
3. Бюджетное финансирование здравоохранения 11
4. Заключение 18
5. Список использованной литературы 19
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»
Факультет экономический
Кафедра финансов и кредита
Реферат
на тему: « Роль бюджетного планирования и прогнозирования в обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации»
Иванова М.В.
Проверила: профессор, д.э.н.
Леонтьева И.Н.
Саранск 2012г.
Содержание
Введение
Тема «Роль бюджетного
планирования и прогнозирования
в обеспечении конституционных прав граждан» в настоящие время
наиболее актуальная. В данном реферате
рассматривается механизм распределения
бюджетных расходов на образование и здравоохранение.
Бюджетирование данных отраслей является
проблемой для нашей страны, так как бюджет
социальной сферы напрямую влияет на повышение устойчивого
экономического роста и благосостояния
страны.
Достижение этого, требует выполнения
ряда задач, основные из которых это полноценное
финансирование социальной сферы и безусловное
выполнение государством своих обязательств.
Социальная политика – сфера деятельности
государства, связанная с решением проблем,
относящихся к жизни людей и их отношениям
в обществе. Она направлена на реализацию
социальных функций государства.
Государство и структуры местного самоуправления
заинтересованы в «социальном мире», в
том, чтобы граждане были лояльными к государственной
власти и ответственными налогоплательщиками.
А граждане в свою очередь заинтересованы
в благоприятных условиях труда и проживания.
1. Бюджетное финансирование образования
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с законодательством Российской Федерации организация и предоставление бесплатного и доступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание
Российской Федерации (
- Правительство Российской
Федерации (исполнительная
- Министерство финансов Российской Федерации;
- федеральные министерства
и ведомства, имеющие в своем
ведении образовательные
- Федеральное казначейство, Государственный банк;
- образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).
На уровне субъектов Российской Федерации:
- Президент, Глава
Администрации (высшее
-законодательные органы
субъектов Российской
- правительства субъектов федерации;
- министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации;
- министерства и ведомства
субъектов федерации (обычно
- казначейства, банки;
- образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).
На муниципальном уровне:
- законодатели муниципального уровня;
- финансовые отделы;
- отделы народного образования;
- казначейства, банки, отделения банков;
- муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).
Разработка проекта бюджета по отрасли «Образование», представляющего собой сводную смету затрат по всем учреждениям системы образования страны, региона или отдельного муниципального образования в разрезе статей бюджетной классификации может осуществляться двумя основными способами.
1. Разработка каждым учреждением системы образования проекта сметы с последующим сведением этих проектов в сводную смету;
2. Разработка общей сметы расходов по всей планируемой системе образования с последующей декомпозицией разработанной
сметы по отдельным учреждениям.
Первый способ применяется в условиях стабильного финансирования, в условиях плановой экономики, например. Именно таким способом предписывалось разрабатывать проекты бюджетов еще в 1930-е и последующие годы. Он позволяет максимально учесть особенности каждого учреждениям системы образования. Основная нагрузка ложится на разработчиков в учреждениях, органу управления образованием «остается» проверить обоснованность расчетов и включить разработанные проекты смет в проект бюджета.
С точки зрения государственного управления системой образования первый способ является наиболее либеральным, поскольку предлагает органу управления образованием следовать предложениям учреждений, не осуществляя каких-либо управленческих воздействий.
Издержки такого
подхода представляются
Второй способ имел ограниченное распространение в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования образования и был впервые применен в 1997 г. (в 1996 г. было резко сокращено бюджетное финансирование образования из-за дефицита бюджета). Проект сводной сметы по министерствам (ведомствам) с последующим распределением бюджетных ассигнований между бюджетополучателями (подведомственными учреждениями) разрабатывался на основе сводных лимитов, получаемых от органа управления, определяющего финансовую политику (на федеральном уровне — Минфина России).
В практической деятельности применяют оба этих способа. Основным из них является все-таки разработка проектов смет — прогноза потребности в бюджетном финансировании — учреждениями системы образования, а расчеты показателей финансирования системы образования в целом используются для проверки и дополнительного обоснования заявляемых показателей.
Процедура разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах для финансирования образования сложилась достаточно давно. Она была и остается весьма трудоемкой, примерно одинаковой для всех уровней бюджетного финансирования и включает следующие основные этапы:
- разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год с корректировкой на индекс-дефлятор для прогнозируемого (или планируемого) периода и на другие корректирующие коэффициенты, выданные в качестве исходных данных в методических материалах к разработке проекта бюджета;
- согласование проектов смет образовательных учреждений с вышестоящим органом управления образованием и включение их в сводную смету по отрасли (региону, муниципальному образованию), представляемую органом управления образованием в проект бюджета;
- представление сводной сметы органу управления (министерству, управлению, отделу финансов), формирующему проект бюджета соответствующего уровня, согласование проекта бюджета, в т. ч. разногласий по проекту бюджета;
- представление Правительством (федеральным,
субъекта федерации,
- рассмотрение законодателем
включающего в качестве раздела расходы на образование. Следует иметь в виду, что бюджет по расходам, как правило, утверждается в разрезе статей функциональной классификации, т. е. с указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов. Бюджетная роспись, утверждаемая органом, исполняющим бюджет, дополняет этот разрез статьями экономической классификации.
Существует три основных достаточно условных направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования.
1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе
прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах.
2. Экономическое — расчет нормы
рентабельности образования
3. Расчетное — прогнозирование
и расчет потребности
В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода. Распределение ресурсов между уровнями образования и образовательными учреждениями осуществляется в соответствии со сложившимся порядком организации бюджетного финансирования, в основу которого положен принцип формирования сметы расходов бюджетного учреждения.
Действующий механизм определения
потребности образовательных
В основу расчета потребности в бюджетном финансировании положено определение необходимых затрат по каждой статье экономической классификации методом прямого счета, т. е. путем прямого определения расходов, которые необходимы в соответствии с установленными нормами, нормативами и иными решениями, определяющими масштабы деятельности и соответствующие им размеры расходов в условиях конкретного образовательного учреждения или подсистемы образования.
Имеются следующие основные параметры, которые необходимо учесть в расчетах:
- контингент учащихся по уровням образования, формам и программам обучения, коэффициенты приведения контингента, численность отдельных категорий учащихся, нормативные соотношения, позволяющие определить численность преподавателей, иные показатели, позволяющие определить численность работников образовательных учреждений в зависимости от численности учащихся;
- установленную систему оплаты труда работников системы об-разования, включая систему доплат, надбавок и выплат, зависящих от условий и характера работы, занимаемых должностей, территориального расположения и др.;
- нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, преподавателей, работников образовательных учреждений;