Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:08, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
- определение перспектив развития государственных доходов.
Введение
1. Роль, функции и виды доходов бюджетов
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2. Формы доходов государственного бюджета
2.1 Налоговые доходы государственного бюджета РФ
2.2 Неналоговые доходы государственного бюджета РФ
3. Перспективы развития государственных доходов на 2010 год
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы
В 2010-2012 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета
с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и
2011 годах, с дальнейшим снижением
в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном
выражении в 2010-2012 годах планируется
рост доходов в среднем на 7% в
год. Таким образом, учитывая значительное
снижение доходов федерального бюджета
по сравнению с объемами доходов
в 2008 году и необходимость поддержания
финансовой стабильности, планируется
снижение объема расходов федерального
бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до
18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый
объем расходов должен обеспечить исполнение
принятых социальных и иных первоочередных
расходных обязательств Российской
Федерации.
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения
расходов федерального бюджета над доходами,
то есть планируется дефицит федерального
бюджета с последовательным его снижением
с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Выводы и предложения
1. Будучи экономической формой распределительных
отношений и являясь частью финансов,
государственный бюджет характеризуется
теми же чертами, которые присущи финансам
в целом. Однако есть и особенности, отличающие
его от других сфер и звеньев финансовых
отношений. К их числу относятся следующие:
1) государственный бюджет является особой
экономической формой перераспределительных
отношений, связанной с обособлением части
национального дохода в руках государства
с целью удовлетворения потребностей
всего общества и отдельных государственно-территориальных
образований;
2) пропорции бюджетного перераспределения
в большей степени, чем у других звеньев
финансов, определяются потребностями
расширенного воспроизводства в целом
и задачами, стоящими перед обществом
на каждом историческом этапе его развития;
3) область бюджетного распределения занимает
центральное место в составе государственных
финансов. Ни одно из других звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
(межотраслевое, межтерриториальное и
тому подобное) и многоуровневого (федеральный,
региональный, городской и тому подобное)
перераспределения средств как бюджет;
4) сфера действия распределительной функции
государственного бюджета определяется
тем, что в отношения с бюджетом вступают
почти все участники общественного производства.
Государственный бюджет — это основной
финансовый план государства, имеющий
силу закона. Его функционирование осуществляется
посредством особых экономических форм
—доходов и расходов, выражающих последовательные
этапы перераспределения стоимости общественного
продукта, концентрируемого в руках государства.
В местный бюджет поступают также ассигнования
на финансирование осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых
органам местного самоуправления, ассигнования
на финансирование реализации органами
местного самоуправления федеральных
законов и законов субъектов РФ, ассигнования
на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти, приводящих
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов муниципальных образований.
2. В доходы федерального бюджета поступают
также налоги на капитал (доходы от денежного
капитала, процентные доходы от вкладов,
от покупки ценных бумаг и тому подобное).
Однако в целом доля налогов с финансовых
операций, недвижимости и капитала составляет
не более 3% доходов федерального бюджета.
На наш взгляд, в условиях, когда доля смешанного
дохода в ВВП неуклонно растет, эти налоги
должны составлять более значимую часть
доходов федерального бюджета.
Увеличение доходов от сдачи в аренду
недвижимого имущества, находящегося
в федеральной собственности, может быть
увеличено за счет:
- повышения стоимости аренды. Средняя
ставка арендной платы за 1 кв. м объекта
недвижимости РФ в 2004 г. составила всего
1,8 тыс. руб. в год, что явно ниже ее возможной
рыночной величины;
- повышения степени контроля за обязательным
прохождением арендных платежей через
органы федерального казначейства. Только
в 2004 г. 204,9 млн руб. доходов от сдачи в аренду
федерального имущества не прошли через
органы федерального казначейства;
- сокращения задолженности по перечислению
арендных платежей в федеральный бюджет.
По состоянию на 1 января 2005 г. эта задолженность
составила 2,3 млрд руб. или 18,3% от суммы
поступлений в 2004 г.;
- формирования полного реестра государственной
недвижимости, в том числе за рубежом.
Что касается доходов от сдачи в аренду
земли, то этот вид неналоговых доходов
за последние несколько лет существенно
увеличился. Так, если в 2005 г. доходы федерального
бюджета от сдачи в аренду земли составляли
1,0 млрд руб., то в 2006 г. они составят 2,0 млрд
руб. Планируется, что в 2007—2008 гг. эти доходы
составят по 4 млрд руб. в год. Хотя доходы
от аренды земли каждый год увеличиваются,
однако и в этой части неналоговых доходов
существуют определенные резервы. На наш
взгляд, они связаны с завершением работы
по разграничению собственности на землю.
3. Учитывая значительное снижение доходов
федерального бюджета по сравнению с объемами
доходов в 2008 году и необходимость поддержания
финансовой стабильности, планируется
снижение объема расходов федерального
бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП
в 2012 году. При этом прогнозируемый объем
расходов должен обеспечить исполнение
принятых социальных и иных первоочередных
расходных обязательств Российской Федерации.
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения
расходов федерального бюджета над доходами,
то есть планируется дефицит федерального
бюджета с последовательным его снижением
с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого предпринимательства
в Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации.- 2008.-№ 31.-Ст.4006
2. Постановление Правительства РФ от 22.04.2006
№ 249 (в ред. от 23.02.2008) «Об условиях и порядке
предоставления средств Федерального
бюджета, предусмотренных на государственную
поддержку малого предпринимательства,
включая крестьянские хозяйства» // Собрание
законодательства РФ.- 2005.- № 18.- Ст. 1681
3. Закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ «Об утверждении
программы поддержки малого предпринимательства
в Республике Татарстан на 2005-2010 годы»
(ред. от 17.07.2006)// Республика Татарстан.
- 2005.- № 218.- 29 октября.
4. Белотепова, Н. Совершенствование кредитования
предприятий малого бизнеса/ Белотепова
Н. // Предпринимательство.- 2007.- № 4.- С.57-63
5. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности: учебное
пособие/ Биншток Ф.И.; под ред. М.Г. Лапусты.-
2-е изд., перераб. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.-200с.
6. Вьюгина, В. Малый бизнес в решении социальных
задач регионов/ Вьюгина В. // Предпринимательство.-
2008.- № 5.- С. 59-63
7. Григорян, Р. Совершенствование финансово-кредитного
механизма муниципальной поддержки предпринимательства
/ Григорян Р.// Предпринимательство.- 2008.-
№ 4.- С.128-131
8. Давыдова, Л.В. Малое предпринимательство
в реформируемой экономике: роль и значение/
Давыдова Л.В., Будовская Л.А.// Финансы
и кредит.- 2008.- № 13(253).- С.48-53
9. Дудин, М. Государственная политика в
области малого предпринимательства в
современных условиях развития России/Дудин
М. // Предпринимательство.- 2008.- № 4.- С.203-205
10. Малый бизнес: возможности инвестиционного
налогового кредитования // Библиотечка
Российской газеты.-2008.-Выпуск № 13
11. Меркушев, А. Малый бизнес и развитие
сельских территорий/ Меркушев А. // Предпринимательство.-
2008.- № 4.- С.108-113
12. Мещерякова, Л. Роль эффективности предпринимательской
деятельности для социально-экономического
развития региона/ Мещерякова Л. // Предпринимательство.-
2008.- № 2.- С. 125-130
13. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития
малого бизнеса в России / Морозко Н.И.
// Финансы и кредит.- 2007.- № 28.- С.55-63
14. Нестеренко, Ю.К. разработке концепции
государственной поддержки малого инновационного
предпринимательства / Нестеренко Ю.//
Российский экономический журнал.- 2008.-
№ 9-10.- С.123-125
15. Никологорский, Д.О методах государственной
поддержки малого и среднего бизнеса/
Никологорский Д. О // Проблемы теории и
практики управления.- 2006.- № 11.- С.72-78
16. Онучак, В. Оценка эффективности региональных
программ развития малого предпринимательства/
Онучак В.//Проблемы теории и практики
управления.- 2008.- № 2.- С.81-89
17. Предпринимательство: учебник / М.Г.Лапуста,
А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай;
под ред. М.Г. Лапусты.- 4-е изд., испр. и доп..-
М.: ИНФРА-М, 2007.- 667 с.
18. Преображенский, Б. Анализ инновационных
процессов в малом и среднем предпринимательстве/
Преображенский Б., Шинкараева Н. // Предпринимательство.-
2007.- № 6.- С.68-71
19. Преображенский, Б. Создание инфраструктуры
поддержки малого инновационного предпринимательства
// Предпринимательство.- 2007.-№ 4.- С.18-24
20. Прудников, В.М. Государственное регулирование
предпринимательской
деятельности: учебное пособие / Прудников
В.М..- М.: ПРИОР, 2006.- 250 с.
21. Семин, Р.Н. Развитие институциональной
среды: финансовая под-держка малого бизнеса
//Финансы и кредит.- 2007.- № 19(259).- С. 59-68
22. Тахумова, О. Перспективные формы развития
предпринимательства на региональном
потребительском рынке/ Тахумова О.// Предпринимательство.-
2007.-№ 3.- С.5-7
23. Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой
принцип развития / Ушачев И.// Экономист.-
2008.- № 9.- С.18-25
24. Файрушина, Р.А. Государственная поддержка
формирования инфраструктуры инноваций
/ Файрушина Р.А.// Экономический вестник
Республики Татарстан.- 2008.-№ 4.- С.36-41
25. Хайт М.М., Развитие малого бизнеса на
основе реструктуризации крупных предприятий
// Вестник Московского Университета.-
Серия 6 «Экономика».- 2007.- № 4.- С.32-43
26. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой
экономике: тенденции и перспективы развития/
Хамидуллин Ф.Ф..- К.: Издательство Казанского
Университета, 2006.-180 с.
27. Хутаев, Р. Взаимодействие государства
и коммерческих банков по вопросам кредитования
малого бизнеса России / Хутаев Р.// Предпринимательство.-
2007.- № 4.- С.132-135
28. Шабалин, А.А. Инновационная активность
малых предприятий РТ // Экономический
вестник Республики Татарстан.- 2007.- №
3-4.- С. 64- 67
29. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая
среда предпринимательства: учебно-методическое
пособие/ Широков Б.М.- М.: Финансы и статистика,
2006.- 496 с.