Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

19. Сбалансированность бюджетов: дефицит республиканского и местных бюджетов, его утверждение. Источники финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов.

Файлы: 1 файл

КР. Госбюджет.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

19. Сбалансированность бюджетов: дефицит республиканского и местных бюджетов, его утверждение. Источники финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета (ст. 2 БК). Пределы дефицита бюджета устанавливаются при его ежегодном принятии, утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии со ст. 1 закона «О республиканском бюджете на 2014 год» установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2014 год в сумме 0 (ноль) рублей.

В соответствии со ст. 48 БК предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Предельные уровни дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов районов.

Как правило, предельный уровень дефицита бюджета закрепляется путем сопоставления конкретных совокупных величин доходов и расходов бюджета.

В случае принятия бюджета с дефицитом источники финансирования дефицита бюджета утверждаются:

1. по  республиканскому бюджету – законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

2. по  местным бюджетам – решениями соответствующих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами. Профицит образуется или за счет увеличения доходов, или за счет сокращения расходов.

Причины бюджетного дефицита следующие:

- чрезмерные  государственные расходы;

- спад производства;

- массовый выпуск денег,

- излишние, неоправданные социальные программы;

- хищения;

- оборот  теневого капитала в огромных  масштабах;

- потери  произведенной продукции и многое  другое, что не поддается учету.

К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ – это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков.

Существуют три основных способа финансирования дефицита бюджета:

- монетизация  бюджетного дефицита (эмиссия, расширения кредитов и т.д.);

- внешнее  долговое финансирование (например, получение безвозмездных субсидий  из-за рубежа или льготных займов  по низким ставкам с длительными  сроками погашения);

- внутреннее  долговое финансирование.

Ст. 50-51 БК определяют источники финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:

- государственные  займы;

- средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;

- иные  источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:

- бюджетные  кредиты;

- займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

- средства  от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;

- изменения  остатков средств на счетах  по учету средств соответствующего  местного бюджета;

- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Ст. 49 БК особо акцентирует внимание на том, что кредиты Национального банка Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.

Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Исполнение республиканского бюджета за отчетный финансовый год: подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета, документы и материалы, вносимые в Палату представителей одновременно с проектом Закона, проведение внешней проверки отчета об исполнении, рассмотрение парламентом РБ.

Исполнение бюджета – важнейшая стадия бюджетного процесса. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов. На данной стадии бюджетного процесса и происходит, с одной стороны, аккумуляция в бюджете запланированных на конкретный финансовый год налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны, распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное финансирование отраслей народного хозяйства.

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь.

Непосредственное обеспечение исполнения республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, которое определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г. Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.

В Республике Беларусь предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, которая обеспечивается органами государственного казначейства, представляющая собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включающая в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса. Основные положения данной стадии нашли свое конституционное закрепление как в отношении республиканского (в соответствии с ч. 1 ст. 135 Конституции Республики Беларусь отчеты об исполнении республиканского бюджета представляются на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года), так и местных бюджетов (ч. 2 ст. 135 Конституции Республики Беларусь определяет, что отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок).

Подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь.

В соответствии с п. 1 ст. 114 Бюджетного кодекса при подготовке проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляются следующие документы и материалы:

- сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета;

- сведения о предоставленных гарантиях Правительства Республики Беларусь;

- сведения о состоянии государственного долга Республики Беларусь;

- сведения о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета;

- сведения о наличии кредиторской задолженности по бюджетным средствам республиканского бюджета.

 Данные документы и материалы  прилагаются к проекту закона  об утверждении отчета об исполнении  республиканского бюджета за  отчетный год при внесении  его в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применяются при утверждении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. В свою очередь, Совет Министров Республики Беларусь представляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь, который вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Параллельно в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение, используя материалы и результаты проведенных проверок, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь или его представителя об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применялись при утверждении соответствующего местного бюджета за отчетный финансовый год.

Отчеты об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции Республики Беларусь отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов подлежат опубликованию.

Контроль присутствует на всех стадиях бюджетного процесса. В частности, на стадии составления бюджета представительная власть контролирует выполнение исполни тельной властью предусмотренных Законом сроков представления материалов по проекту бюджета. Рассматривая в постоянных комиссиях и на сессии, представленные исполнительной властью проекты бюджетов, представленная власть контролирует выполнение законов, касающихся доходов и расходов бюджета, и в первую очередь пакета законов о налогах, об образовании, здравоохранении, культуре, приоритетном развитии села и агропромышленного комплекса и др. Однако именно на стадии исполнения бюджетный контроль имеет наибольшее значение, так как именно в процессе исполнения бюджета реализуются установленные законом бюджетные показатели. В ходе исполнения бюджета проверяется качество бюджетного планирования в целом, выполнение государственными органами своих бюджетных полномочии. Вся работа по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета окажется бессмысленной, если в процессе исполнения не будет обеспечено выполнение закона о бюджете на конкретный финансовый год. Поэтому исполнение бюджетов всех уровней находится под постоянным контролем.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов