Школа поведенческих наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

1 Основные представители школы поведенческих наук
В послевоенный период развитие науки управления идет по двум важнейшим направлениям, которые различаются подходами к исследованиям и используемым управленческим инструментарием. Эти направления, образно говоря, подходят к древу науки управления с разных сторон и, взаимодополняя друг друга, обеспечивают его дальнейший рост и развитие.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 28.71 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев вопрос об отличительных чертах школы человеческих отношений от остальных направлений в менеджменте, приходим к выводу, что каждое научное направление в теории управления соответствовало времени, в каком оно получало наибольшее распространение и отвечало его требованиям. С развитием наук, таких как психология, социология, учёные начинали использовать их подходы к человеческим ресурсам, изучая, анализируя их воздействие на трудовую обстановку, на производительность и на взаимодействие людей в процессе производства. Различные школы и направления не следует противопоставлять, наоборот, они дополняют друг друга, т.к. некоторые из их постулатов продолжают существовать и оказывать влияние на производственные отношения. Переход от классической школы к наиболее поздней ситуационной школе - это не путь от ошибочных взглядов к истине, а познание новых свойств и методов управления.

Рассмотрев вопрос об иерархической теории потребностей А. Маслоу, приходим к выводу, что сама по себе классификация мотивационных факторов не является самой ценной и интересной находкой. Подобные попытки предпринимали и другие учёные. Достоинство концепции Маслоу в ее «двигательной пружине» - принципе иерархии: потребности каждого нового уровня становятся актуальными и насущными только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии ещё называют принципом доминанты. Интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом. Они выстраиваются в определённом порядке: на одном полюсе находятся неконтролируемые, неподвластные человеку потребности (дыхание, голод), на другом - контролируемые и управляемые. Все потребности функционируют циклически, т. е. вновь повторяются по кругу. Напрашиваются несколько тезисов:

- только неудовлетворённая  потребность организует поведение  индивида, заставляя его предпринять  действия для её удовлетворения;

- если низшие потребности  присущи всем людям в равной  мере, то высшие - в неодинаковой  степени;

- даже достигший высшего  признания и самовыражения человек  нуждается в пище.

Рассмотрев вопрос об основных представителях школы поведенческих наук, можно сделать вывод о том, что их исследования в области социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название "управление персоналом". Они полагали, что им удалось решить проблему эффективного достижения целей организации. Однако последующие исследования и неудачные попытки применить на практике свои теории и мысли показали, что многие ответы на вопросы управления были правильными частично и действовали в ограниченных ситуациях. Но, тем не менее, каждый из представителей школы внёс значительный вклад в её развитие, а также в теорию и практику управления в целом.

Рассмотрев вопрос об основных аспектах школы поведенческих наук, можно сделать следующие выводы: так как её считают преемником школы человеческих отношений, то она, безусловно, имеет с ней что-то общее. Однако вскоре она отошла от неё и сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений. Концепции поведенческих наук были направлены на оказание помощи работникам в осознании собственных возможностей и на повышение эффективности использования её человеческих ресурсов. Эта школа была особенно популярна в 60-е годы. Как и её предшественники, она декларировала, что имеется один наилучший подход решения управленческой проблемы, а правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности организации. Большое значение придаётся опыту и способностям менеджера. Так как поведение конкретного человека непредсказуемо и всегда является загадкой, то главным становится подбор менеджера, способного руководить от природы. Главное правильно подобрать и расставить руководителей.

Рассмотрев вопрос о сходствах и различиях школ поведенческих наук и человеческих отношений, можно сделать вывод о следующем: Школы созданы на основе гуманистического отношения к трудящимся, учитывают влияние человеческого фактора на процесс производства, содержат в себе не только узкие теоретические мышления, но и разработки и принципы таких наук как психология, социология, математика, кибернетика. Школа поведенческих наук и школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду. Однако, выделившись из русла «человеческих отношений», школа поведенческих наук более детально изучает методы налаживания межличностных отношений в коллективе. Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является тенденция к интернационализации менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, разных областей социальных наук, их коллективное творчество в этой области знаний.

 
Список используемой литературы

1. Петров В.В. Школы менеджмента: Учеб. пособие. Модуль 1, Саратов: СГТУ, 2003, 152 с.

2. Кравченко А.И. Социология  менеджмента: Учебное пособие для  ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999, - 366 с.

3. Беркович Д.М. Формирование  науки управления производством. Краткий исторический очерк. М., 1973.

4. Блейк Р.Р., Моутон Дж.С. Научные методы управления. Киев. 1990

5. Коротков Э.М. Концепция  менеджмента. М.: 1996.

6. Петров В.В. Общий менеджмент: Цикл лекций-бесед. Саратов, 2000.

7. Кравченко А.И. История  менеджмента, М.: Академический проект, 2002.

8. История менеджмента  под редакцией Поршнева А. Г., Валового  Д. В. и т. д. М.: Инфра-М, 1997 г.

9. Петров В.В. Стратегический  менеджмент, Модуль 4, Саратов, СГТУ, 2003, 258 с.

10. Вершигора Е.Е. Основы  управления: Учебное пособие для  ВУЗов - Минск: Высшая школа, 1985, 208 с.

11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие - М.: ГНОМ-пресс, Элит-2000, 2001 г. 440 с.

12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.: Фирама Гардарика, 1996 - 416 стр.

13. Глущенко Е.В. Теория  управления, М.: Вестник, 1997 - 336 стр.

14. Семёнов А.К. Основы  менеджмента: Учебное пособие, М.: ИТК  «Дашков и К», 2005 - 300 стр.

15. Семёнова И.И. История менеджмента, Учебное пособие, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 - 222 стр.

16. Самыгин С.И., Столяренко  Л.Д. Психология управления: Учебное  пособие, Ростов на Дону: Феникс, 1997 - 512 стр.

17. Уткин Э.А. Мотивационный  менеджмент - М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999 - 256 стр.

18. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом, психология. - М.: Высшая школа, 1999 - 304 стр.

 


Информация о работе Школа поведенческих наук