Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:02, реферат
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая формирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работника бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
Введение 3
1. Система доходов государственного бюджета 4
1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации 4
2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации 8
2.1. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета 8
2.2. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах бюджета субъекта Российской Федерации 13
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение 3
1. Система доходов государственного бюджета 4
1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации 4
2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации 8
2.1. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета 8
2.2. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах бюджета субъекта Российской Федерации 13
Список использованной литературы 20
Введение
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая формирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работника бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
Целью индивидуальной работы является анализ прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых и косвенных налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
1. Система доходов государственного бюджета
1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней.
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории Российской Федерации, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [1].
Региональные налоги устанавливаются НК Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации, Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством[1].
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги, а также сборы[1].
Таблица 1
Классификация налогов в Российской Федерации в зависимости от уровня установления
Уровень установления |
Налоги |
Федеральные |
- налог на добавленную - акцизы; - налог на доходы физических лиц; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование - государственная пошлина. |
Региональные |
- налог на имущество - транспортный налог; - налог на игорный бизнес. |
Местные |
- земельный налог; - налог на имущество физических лиц. |
1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации [1]
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
При использовании традиционной классификации налогов, иногда, в особую группу выделяют пошлины и сборы, то есть эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам. Этот вопрос является дискуссионным, ученые расходятся во мнении, и в настоящий момент нет определенного единого решения, о том в какую группу входят пошлины и сборы.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
В данной работе, в качестве субъекта Российской Федерации я буду рассматривать субъект Республики Татарстан, а именно его доходы.
Республика Татарстан традиционно занимает ведущую роль в инвестировании, в такие виды деятельности, как «Здравоохранение» и «Образование». Начиная с 2009 года, наблюдается существенный рост капиталовложений, обеспеченных предприятиями государственного сектора. На сегодняшний день их доля достигла 25% в общем объеме инвестиций крупных и средних предприятий и составляет в номинальном выражении порядка 50 млрд. руб. Что касается направлений вложения указанных ресурсов, то Республика Татарстан традиционно занимает ведущую роль в инвестировании в такие виды экономической деятельности, как «Здравоохранение» и «Образование». Более половины капиталловложений обеспечивается за счет государственных ресурсов по таким видам экономической деятельности, как «Транспорт и связь», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Операции с недвижимым имуществом».
2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации
2.1. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета
Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета за 2010- 2012 годы.
Таблица 2.1.1
Поступления доходов в федеральный бюджет за 2010- 2012 годы
в млрд.руб
Поступления доходов |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы всего, в том числе: |
8305,86 |
11367,70 |
12855,90 |
налоговые доходы |
4401,50 |
5985,54 |
6853,01 |
неналоговые доходы |
3877,14 |
5352,80 |
5937,47 |
безвозмездные поступления |
26,45 |
57,29 |
129,45 |
Доходы федерального бюджета Российской Федерации в период с 2010 по 2012 год сильно возросли (8305,86 до 12855,90 млрд. рублей) при этом значительно увеличился объем налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Можно отметить, что в структуре налоговых доходов большее увеличение произошло за счет налога на прибыль, дохода (с 255,15 до 375,66 млрд. рублей), налога на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ (с 1442,79 до 2 228,54 млрд. рублей, то есть почти в 2 раза), налога, сбора и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (с 1408,30 до 2442,07 млрд. рублей, то есть почти в 2 раза), государственная пошлина (с 63,77 до 92,90 млрд. рублей)[2].
Следует отметить, что в части
налоговых доходов есть
В структуре неналоговых
Можно заметить большой
годы
Рис. 2.1.1. Состав доходов федерального бюджета за 2010-2012 годы, в %
За два года соотношение безвозмездных поступлений и налоговых и неналоговых доходов сильно не изменились, однако стоит заметить, что доля за 2010- 2012 гг. безвозмездных поступлений изменилась в 3 раза, с 0,32% до 1 % (с 26,45 млрд. рублей до 129,45 млрд.рублей)[11]. Доля неналоговых доходов немного уменьшилась с 46,68% до 45,96% (с 3877,14 млрд.рублей до 5937,47 млрд.рублей) . Доля безвозмездных поступлений так сильно увеличилась благодаря поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (с 111, 77 млн.рублей до 30,00 млрд. рублей)[10].
годы
Рис. 2.1.2. Состав налоговых доходов федерального бюджета за 2010-2012 годы, в %
Соотношение прямых и косвенных налогов претерпело так же незначительные изменения, а именно – доля прямых налогов с 2010 по 2011 гг. сначала увеличилась на 0,05%, но потом на 2012 г. резко уменьшилась на 0,14%. Доля косвенных налогов соответственно уменьшилась на 0,05%, потом увеличилась на 0,14%[12].
Рассмотрим динамику прямых и косвенных налогов структуре федерального бюджета.
Таблица 2.1.2
Динамика прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета за 2010- 2012 годы
в млрд.руб
Вид налога |
2010 |
2011 |
Отклонение (+/-) |
2012 |
Отклонение (+/-) | |
Прямые налоги: |
||||||
налог на прибыль организации |
255,15 |
342,73 |
+87,58 |
375,66 |
+32,93 | |
Косвенные налоги: |
||||||
НДС |
2498,73 |
3250,16 |
+751,43 |
3545,76 |
+295,6 | |
акцизы |
290,14 |
613,44 |
+323,3 |
845,21 |
+231,77 |
Прямые и косвенные налоги в течении 2010-2012 гг. годов существенно росли, особенно это касается косвенных налогов. Доходы по НДС с 2010-2011 выросли на 751,43 млдр.рублей, с 2011-2012 гг. на 295,6 млдр. рублей. Акцизы выросли соответственно на 323,3 млдр. рублей и 231,77 млдр. рублей. Прямые налоги выросли менее существенно с 2010-2011 гг. на 87,58 млдр. рублей, 2011-2012 гг. на 32,93 млдр.рублей[10].
Информация о работе Система доходов государственного бюджета