Социально-экономическое значение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 111.75 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НОЯБРЬСКИЙ ГУМАНИТРАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Бюджетная система РФ

Вариант 1

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

очной формы обучения                                                            

Выдрыган О. В.

 

Проверила:

Старший преподаватель

Губерниева В. С.

 

 

 

 

 Ноябрьск 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическое  значение бюджета

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственный бюджет  является инструментом воздействия  на развитие экономики. С помощью  государственного бюджета государство  осуществляет перераспределение  национального дохода и тем  самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

  2. Государственный бюджет  играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Расходы Федерального бюджета за 2013-2014 гг. представлены на диаграмме 1. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

Диаграмма 1. Расходы федерального бюджета

 

3. На современном этапе  развития экономики государственный  бюджет становится одним из  основных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы, государство  концентрирует в своих руках  денежные средства на проведение  экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

  4. Государственный бюджет  играет важную роль в выравнивании  экономического развития регионов  страны путем бюджетного финансирования  объектов. Бюджетное финансирование  может осуществляться на возвратной  и безвозвратной основе. На возвратной  основе бюджетные средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения. Эти средства играют  важную роль в строительстве  объектов (предприятий) культурно-бытового  назначения - магазинов, предприятий  общественного питания, бытового  обслуживания, школ, больниц, жилья, театров  и других предприятий.

  5. Основная роль бюджета  состоит в том, что он ежегодно  мобилизует и концентрирует денежные  накопления предприятий, организаций  и населения в централизованном  государственном фонде для финансирования  народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий, укрепления обороноспособности  страны, на содержание органов  государственной власти и образования  резервов. Роль государственного  бюджета далее заключается в  том, что он служит важным рычагом  воздействия на развитие производительных  сил общества, ускорение научно-технического  прогресса при умелом использовании  его средств. Государственный бюджет  играет важную роль в реализации  экономической политики государства, направленной на повышение жизненного  уровня населения страны.

  6. Государственный (федеральный) бюджет - это ведущее звено бюджетной  системы. Он играет важную роль  в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных  мероприятий, фундаментальных научных  исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

  Государственный бюджет  и сконцентрированные в нем  денежные средства дают возможности  маневрирования при распределении  бюджетных средств с учетом  приоритетности финансирования  государственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджет Российской  Империи

Основу финансового хозяйства Российской империи составлял государственный бюджет («государственная роспись доходов и расходов»). Вплоть до начала XX в. проект бюджета утверждался императором по докладу министра финансов, с 1906 г. утверждение бюджетной росписи входило в компетенцию Государственной Думы. Сжатые данные об исполнении бюджета публиковались в «Ежегоднике Министерства финансов», детальные сведения помещались в выходивших ежегодно «Отчетах Государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет». Бюджетная статистика в дореволюционной России относилась к числу наиболее разработанных и открытых в мире.

На протяжении всего XIX и начала XX в. российский бюджет сводился с дефицитом. Чтобы несколько скрасить общую картину, общий бюджет подразделялся на «обыкновенный» и «чрезвычайный». К «чрезвычайным» расходам относились прежде всего расходы на ведение войн, на борьбу с последствиями стихийных бедствий и т.п., большую часть «чрезвычайных» доходов казна получала за счет внутренних и внешних займов. В результате двойного счета финансовому ведомству удавалось сводить обыкновенный бюджет с положительным сальдо, реальный же дефицит проходил по графе бюджета чрезвычайного.

Только после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. наметился устойчивый прирост бюджета в целом (доходная часть обыкновенного бюджета за 1900-1913 гг. выросла в 2 раза — см. табл.1). Однако в структуре государственных доходов преобладали поступления от казенной винной монополии (в 1913 г. 899,3 млн. руб. — см. табл. 2), что свидетельствовало о слабости бюджетной политики правительства и дало основание современникам оценить российский бюджет как «пьяный». В расходной части бюджета, в течение 1900-1913 гг. также увеличившейся почти вдвое, почти 60% занимали непроизводительные расходы государства (военные, по государственному долгу, на содержание полицейско-административного аппарата и др. — см. табл.4).

Царское правительство, таким образом, направляло основные средства казны на имперские цели, недостаточно заботясь о бюджетном финансировании производства и социально-культурной сферы.

Таблица 1. Государственный бюджет России за 1900-1913 гг. (млн. руб.)

Годы

Обыкновенный бюджет

Чрезвычайный бюджет*

Суммарный бюджет

 

Доходы

Расходы

Излишек/дефицит

Доходы

Расходы

Излишек/дефицит

Доходы

Расходы

Излишек/дефицит

1900

1704

1555

+148

32

333

-301

1736

1889

-152

1904

2018

1909

+111

385

830

-445

2403

2737

-333

1907

2342

2196

+146

143

386

-243

2485

2582

-97

1910

2781

2473

+307

24

123

-99

2805

2596

+208

1913

3417

3094

+323

13

288

-274

3431

3382

+48


 

Источники: Министерство финансов. 1904-1913 гг. СПб., 1913; Ежегодник Министерства финансов. Вып.1902. СПб.., 1903, С.46-51; Там же. Вып.1912 г. СПб., 1912, С.56-61; Там же. Вып.1915. Пг.,1915,С.40-45.

* Чрезвычайные доходы на 90% состояли  из займовых средств; в расходную  часть включены хозяйственно-операционные  суммы военного ведомства (в 1913 г. — 126,5 млн. руб.), суммы, ассигнованные  на сооружение и выкуп в  казну железных дорог (в 1913 г. — 115,6 млн. руб.), расходы по ликвидации  последствий русско-японской войны  и досрочному выкупу займов.

Таблица 2. Доходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)

Статьи дохода

Годы

В % к 1900 г.

1900

1913

абс.

%

абс.

%

Прямые налоги 1

131,9

7,7

272,5

8,0

206,6

Косвенные налоги 2

658,1

38,6

708,1

20,7

107,6

Пошлины 3

88,3

5,2

231,2

6,8

261,8

Правительственные регалии 4

176,8

10,4

1024,9

30,0

579,4

Доходы от казенных имуществ и капиталов 5

473,5

27,8

1043,7

30,6

220,4

Доходы от отчуждения государственных имуществ

0,6

0,0

2,9

0,1

483,3

Выкупные платежи

96,2

5,6

1,2

0,03

1,2

Возмещение расходов главного казначейства

71,1

4,2

116,7

3,4

164,1

Прочие статьи доходов

7,5

0,5

16,2

0,4

216,0

Итого доходов

1704,1

100

3417,4

100

200,6


 

Источник: Ежегодник Министерства финансов. Вып.1902 г. СПб., 1903. С.35-36; Там же. Вып.1915 г. Пг., 1915, С.40-42.

1 Налоги поземельные, с  недвижимых имуществ и подати (в 1913 г. — 87,3 млн. руб.), государственный  промысловый налог (150,1 млн. руб.), сбор  с доходов от денежных капиталов (35,1 млн. руб.). В России до 1917 г. отсутствовал  такой важный вид прямого обложения  как прогрессивно-подоходный налог, проекты которого неоднократно  разрабатывались в правящих сферах, но так и не были реализованы.

2 Главные статьи косвенных  налогов — таможенный (в 1900 г. — 204 млн. руб., в 1913 г. — 352,9 млн. руб.), сахарный  и питейный акциз и сборы (соответственно 63,3 и 149,2 млн. руб. и 316,8 и 59,7 млн. руб.). Косвенное  обложение в форме акцизов  и государственной монополии  охватывало сахар, вино, водку, табак, пиво, керосин, спички, дрожжи, папиросные  гильзы, бумагу и др.

3 Основной доход приносили  гербовые и судебные пошлины (в 1913 г. — 111,8 млн. руб.), а также сборы  с переходящих имуществ, главным  образом пошлины с наследства  и за совершение купчих (48,4 млн. руб.).

4 «Правительственными регалиями»  в бюджете официально именовались  доходы от введенной со второй  половины 1890-х годов казенной  винной монополии (в 1900 г. — 117,9 млн. руб., в 1913 г. — 899,3 млн. руб.), а также  от деятельности почтово-телеграфных  и телефонных учреждений (50 и 119,8 млн. руб.), чеканки монеты (4,2 и 5,1 млн. руб.).

5 Главной статьей являлась  прибыль от казенных железных  дорог (в 1900 г. — 361,7 млн. руб., в 1913 г. — 813,6 млн. руб.). Данные о прибыли несколько  завышены, т.к. в расходы казенных  железных дорог не включались  платежи по строительным капиталам. В этой же графе бюджета  значились доходы от казенных  заводов, разработки лесных дач, от принадлежащих казне капиталов  и т.п.

Таблица 3. Расходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг. (млн. руб.) по ведомствам

Статьи расходов по ведомствам

Годы

В % к 1900 г.

1900

1913

абс.

%

абс.

%

 

Министерство императорского двора 

12,9

0,9

17,4

0,6

134,6

Высшие государственные учреждения 

3,9

0,3

9,4

0,3

293,7

Синод 

22,3

1,5

45,7

1,5

214,0

Министерство внутренних дел 

83,6

5,7

185,4

6,0

221,8

Министерство финансов 

264,9

18,1

482,3

15,6

182,1

Министерство юстиции

44,5

3,0

90,6

2,9

203,6

Министерство иностранных дел

5,4

0,4

11,5

0,4

2129

Министерство народного просвещения

30,1

21

143,1

14,6

475,4

Министерство путей сообщения 

296,5

20,3

640,7

20,7

216,1

Министерство торговли и промышленности 

64,6

2,1

Главное Управление землеустройства и земледелия 

39,0

2,7

135,8

4,4

348,2

Главное Управление государственного коннозаводства

1,8

0,1

3,3

0,1

183,3

Военное министерство 

300,9

20,6

581,1

18,8

193,1

Морское министерство

78,7

5,5

244,8

7,9

3110

Государственный контроль

7,7

0,5

12,1

0,4

157,1

Платежи по займам 

267,0

18,3

424,4

13,7

158,9

Итого 

1459,3

100

3094,2

100

212,0

Информация о работе Социально-экономическое значение бюджета