Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 15:52, дипломная работа
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРГ 1. Конституционные основы правосудия Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
ФРГ 1. Конституционные основы правосудия
Особое место судов ФРГ в политической
системе и механизме
Таким образом, политическая уголовная юстиция в стране с 60-миллионным населением доверена всего нескольким десяткам судей. Пять судей особого сената федеральной судебной палаты являются высшими авторитетами в этой отрасли юстиции. Они могут вынести окончательное решение как в первой, так и во второй инстанции. Их решения являются правовыми директивами для всех других чрезвычайных судов и не подлежат никакому обжалованию. Эти 5 судей заправляют всей «политической» частью юстиции ФРГ. Особенно интенсивно политические уголовные суды действовали в 50—60-е годы. В 70-х лидерство в преследовании инакомыслящих перешло к административным судам, где сосредоточилась основная часть дел по «запретам на профессии». Но система чрезвычайных судов осталась резервом политической юстиции. Западногерманские суды действуют главным образом коллегиально. В уголовном процессе судья рассматривает единолично только дела частного обвинения и случаи, не представляющие существенной общественной опасности, признаки которых указаны в законе. Единолично рассматриваются судьей гражданские дела в первой инстанции. Заседатели участвуют в уголовном процессе в первом и втором инстанционных звеньях. В двух вышестоящих инстанциях уголовного суда действуют только профессиональные судьи. В социальных и трудовых судах заседатели представлены во всех инстанциях, в административных судах — во всех, кроме высшей. Состав судебной коллегии определяется законом. В низших инстанциях число заседателей может быть больше числа профессиональных судей (2:1). В более высоких инстанциях это соотношение обычно 2:3 в пользу профессиональных судей. Заседатель — почетная выборная должность. Раз в четыре года они избираются из числа лиц, включенных в список, представляемый в суд органами местного самоуправления. Выборы производятся комитетом, в который входят судья, представитель исполнительной власти земли и 10 доверенных лиц. Количество заседателей определяется председателем земельного суда с таким расчетом, чтобы каждый из них заседал не более 12 дней в году. Аналогичная процедура применяется для судов специальной подсудности, где заседателями должны быть лица, обладающие специальными знаниями или представляющие определенные социальные силы: в трудовых судах, например, рабочих и предпринимателей. В ходе судебного разбирательства заседатели приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии судебного решения наравне с профессиональными судьями, причем голос заседателя равен голосу судьи. Суда присяжных в его традиционной форме в ФРГ сейчас не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, это уголовная палата земельных судов, рассматривающая дела по обвинению в особо тяжких преступлениях. С 1975 г. она состоит из трех профессиональных судей и двух заседателей. До этого в нее входили три профессиональных судьи и шесть заседателей. Заседатели такого суда не выполняют функций жюри, а являются равноправными участниками судебной коллегии. Прокуратура ФРГ организационно-связана с судами различных инстанций: федеральная прокуратура во главе с генеральным прокурором федерации состоит при высшем федеральном суде, генеральные прокуратуры во главе с генеральными прокурорами — при каждом высшем земельном суде, прокуратуры с оберпрокурорами — при всех земельных судах.
аков, например, собирающийся
каждые два года (начиная с 1981 г.) форум
«Судьи и прокуроры за мир». Форум поддерживает
около 5 % западногерманских судей и прокуроров.
3. Суды общей и специальной подсудности
Организация судов общей юрисдикции регламентирована
в ФРГ Законом о судоустройстве 1879 г., который
действует в редакции 1975 г. с некоторыми
последующими дополнениями. Система этих
судов состоит из четырех инстанций: участковый
суд — земельный суд — высший суд земли
— Федеральная судебная палата (Верховный
суд). Компетенция судов общей юрисдикции
четко делится на две большие ветви —
гражданскую и уголовную, в зависимости
от чего варьируются некоторые судоустроительные
элементы, в том числе состав судов. Что
касается гражданских дел, то первой инстанции
— участковому суду — подведомственны
все имущественные споры на сумму до 5
тыс. марок, а также некоторые споры (например,
по договору жилищного найма) независимо
от цены иска. Значительное число гражданских
дел рассматривается единоличным судьей.
Решения участковых судов могут быть обжалованы
в земельный суд, который является в этих
случаях последней инстанцией, причем
обжаловаться могут только иски на сумму
более 500 марок. Для всех остальных гражданских
дел первой инстанцией служат земельные
суды, в которых решение принимают как
единоличный судья, так и коллегия из трех
судей (по более сложным категориям дел).
Апелляционной инстанцией по решениям
земельного суда выступает высший земельный
суд. Дальнейшее обращение в Федеральную
земельную палату возможно только по вопросам
права при сумме иска, превышающей 40 тыс.
марок. В соответствии с первым законом
о реформе семейного права от 14 июня 1976
г. в участковых судах созданы особые отделения
по делам семейного права. Основные разбираемые
в них дела касаются разводов, а также
отношений по поводу детей между родителями,
расторгнувшими брак. Судья участкового
суда рассматривает эти дела единолично.
Вообще для гражданского производства
в ФРГ характерна далеко идущая специализация.
Особые, отделения в судах действуют по
делам, возникшим в сфере строительства,
сельского хозяйства, созданы палаты и
сенаты по делам о застройке, судоходству,
торговые палаты (из судьи и двух заседателей),
в земельных судах. Еще одна специальная
область — это так называемая добровольная
подсудность. Сам термин возник еще в прошлом
веке (закон 1898 г.) и сегодня не передает
содержания данной деятельности судов.
Речь идет прежде всего о ведении поземельных
книг, торговых регистров, залогах, судебном
установлении фактов. Эти дела ведут судьи
или их помощники. Распределение компетенции
по уголовным делам между судами общей
юрисдикции довольно сложно. В качестве
судов первой инстанции в зависимости
от возраста подсудимого и общественной
опасности деяния могут выступать восемь
судов различного состава — от единоличного
судьи до палат, заседающих в составе трех
профессиональных судей и двух заседателей.
Выбор суда во многих случаях зависит
от прокуратуры. Единоличный судья рассматривает
дела о преступлениях, наказание за которые
не может превышать одного года лишения
свободы.
Из сообщений
в правовой и законотворческой прессы:
федеральные земли опасаются за возрастание
расходов в системе правосудия. В рамках
проведения т.н. Закона о реформировании
судебных расходов (Gesetz zur Modernisierung des Kostenrechts)
земли требуют от правительства увеличения
финансирования путём повышения тарифов
на судебные расходы и ужесточения контроля
за расходами.
Всё это разумеется в рамках глобальной
экономии для выполнения своих обязательств
перед различными «фондами спасения»
стран-банкротов ЕС и общего негативного
экономического климата.
Как известно, судебные расходы регулирует
т.н. Порядок рассчётов (Kostenordnung). В первую
очередь мерам экономии подлежат те расходы,
которые предусмотрены для малоимущих
слоёв населения и которые несёт за них
судебная казна.
В результате следует ожидать, что к заявлениям
граждан (включая иностранных) на консультативную
и процессуальную помощь, которые подаются
в суд для получения консультации адвокатом
или ведения процесса – существенно ужесточатся.
Как следствие доступ к «разъяснению своих
прав» или «реализации своих прав» за
счёт государства ограничится.
Кроме того, предлагается повысить судебные
сборы за подачу исков и другие виды использования
судебной системы Германии.
В этой связи зарубежным гражданам, которые
планируют реализацию своих прав в судебном
порядке в Германии следует заранее и
более подробно информировать себя о предстоящих
расходах и максимально использовать
внесудебные способы решения конфликтов.
Так, например, простой казалось бы формуляр-заявление
в суд на оказание консультационной или
процессуальной помощи адвокатом и её
оплату судом, предусматривает предоставление
массы документов о доходах заявителя,
о своих расходах на жильё, включая энергоносители,
аренду или налоги, а так же о его сбережениях
и наличии иных выплат, ценностей или сравнительных
прав.
Для иностранного заявителя само такое
заявление означает расходы на письменный
перевод собранных документов, заполнение
формуляров на немецком языке и иные почтовые
расходы по коммуникации с органом власти.
При этом отклонение такого заявления
означает 100% потерю уже инвестированных
средств в подачу «зявления».
В подобном случае решение заявителя о
несении им процессуальных и консультационных
расходов самостоятельно остаётся не
в пользу доверенного адвоката.
В то же время роль внесудебных форм и
видов регулирования конфликтов продолжает
неуклонно возрастать, что требует от
доверенного большей находчивости, чем
простое следование процессуальным нормам
и инструментам права.