Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:15, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Содержание работы

Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ
2.1 Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв.
2.2 Возникновение советской бюджетной системы
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы
2.4 Бюджетная система СССР в 1945-1980гг.
2.5 Современная бюджетная система РФ
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе
3.3 Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2010 год
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Этапы становления и развития бюджетной системы РФ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Совершенствование  развития бюджетной системы в  РФ

3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе

 

Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства – собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует как повышения  качества государственных прогнозов  социально-экономического развития, так  и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

Новые тенденции в  развитии системы источников позитивного  финансового права Российской Федерации:

  1. Реформа федеративного устройства: совершенствование взаимоотношений «федерация-регион».
  2. Административная реформа: перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, концентрация нормотворческих полномочий у федеральных министерств (федеральные службы и федеральные агентства, по общему правилу, лишаются нормотворческих полномочий).
  3. Муниципальная реформа: уточнение финансовых полномочий муниципальных образований, унификация форм нормотворческой деятельности на местном уровне.
  4. Появление «наднационального» (конфедеративного, союзного) уровня финансового права (нормативные акты, регулирующие Союзный бюджет России и Белоруссии).
  5. Формирование суботраслевых (подотраслевых) законодательств в сфере публичных финансов: бюджетного законодательства (на базе Бюджетного кодекса РФ), законодательство о налогах и сборах (на базе Налогового кодекса РФ), валютного законодательства (на базе ФЗ (О валютном регулировании и валютном контроле») и т.д.
  6. Принятие модельных кодексов (законов) в целях унификации и гармонизации финансового таможенного права в рамках СНГ и других интеграционных группировок (объединений) на постсоветском пространстве.
  7. Формирование так называемого судебного финансового права заметная активизация органов правосудия (прежде всего на федеральном уровне) в регламентации финансовых отношений.
  8. Принятие законов, которыми регламентируется порядок проведения экспериментов в области публичных финансов.

 

3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе

 

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.3

Основными целями бюджетной  политики в 2010-2012 годах являются:

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
  2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
  3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
  4. Повышение эффективности налоговой системы.
  5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
  6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
  7. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам  международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики может  составить до 3% на фоне значительного  сокращения международной торговли. Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п. Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.

В период 2010-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С  одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а  с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В текущем году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. Поддержка оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

В 2010-м и последующих  годах объем такой поддержки  будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

Как уже отмечалось, в  ближайшие три года российская экономика  столкнется с резким сокращением  ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

До кризиса расходы  бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год  неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

После завершения переходного  периода необходимо будет как  можно скорее вернуться к тем  принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила  позволят обеспечить стабильность бюджетной  системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

Следует отметить, что  при больших объемах дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ.

С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд.долл.

3. Повышение эффективности расходов бюджета

Уровень эффективности  многих государственных расходов в  нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.

Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится  «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе.

В рамках этого направления  необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения  бюджетных средств по ведомственным  программам, которые нацелены на решение  острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности.

Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования  и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов.

Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

Долгосрочные программы  повышения эффективности государственных  расходов должны интегрироваться в  рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

Ключевую роль в составлении  и реализации программ по повышению  эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или  иному направлению.

4. Повышение эффективности налоговой системы

В период экономического кризиса соблюдение баланса между  интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

Информация о работе Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы