Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………4
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство……………………………………………………………………………4
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………….7
2. Совершенствование бюджетной системы в Российской Федерации………...15
2.1. Итоги бюджетной политики, основные проблемы, требующие решения……………………………………………………………………………..15
2.2. Направления совершенствования бюджетной системы РФ в
среднесрочной перспективе……………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

ГМФ контрошка готова.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство о  государственных закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов государство  по-прежнему несет дополнительные финансовые издержки при осуществлении закупок товаров и услуг, необходимых для реализации его функций.

Не завершено упорядочение сети федеральных государственных  унитарных предприятий и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе федеральных учреждений, функции которых признаны избыточными.

Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений  по значимым приватизационным сделкам. Не решена проблема реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

Осуществление функций  государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным на федеральном уровне. Требуется  дальнейшее расширение перечня федеральных  полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Эта работа должна быть синхронизирована с реализацией мер по совершенствованию схемы размещения и сокращению штатной численности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

 

2.2. Направления  совершенствования бюджетной системы РФ в      среднесрочной перспективе

Обеспечение макроэкономической устойчивости остается важнейшей задачей бюджетной политики. В 2006 – 2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.

Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует как повышения  качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

В целях обеспечения  сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, безусловного выполнения федеральных расходных обязательств, повышения эффективности бюджетных расходов Правительству Российской Федерации надлежит предпринять действия по следующим направлениям.

  1. Разработка и утверждение перспективного финансового плана на 2006 – 2008 годы.

В нем должны быть раздельно отражены действующие и вновь принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.

2) Новые расходные обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности.

3) Активизация работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов.

4) Практический переход к распределению бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов исходя из поставленных перед ними целей.

Особое внимание необходимо уделить формированию системы реальных и объективных индикаторов достижения администраторами бюджетных расходов поставленных целей и решения  определенных задач.

5) Принятие нового федерального закона о государственных закупках, действие которого будет распространяться на все уровни публичной власти.

6) Уточнение параметров формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации не должно затрагивать основные принципы, определенные при его создании. Средства, накопленные сверх установленного минимума, и в 2006 году могут быть использованы только на замещение источников погашения внешнего долга.

7) Совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных решений по искам к казне, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

8) Формирование механизмов привлечения частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба.

9) Модернизация процедур составления и рассмотрения проекта федерального бюджета. Целесообразно перейти к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе в трех чтениях. Эти положения следует включить в Бюджетный кодекс Российской Федерации и применять уже при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год.

Действующие расходные  обязательства федерального бюджета  в 2006 году должны безусловно выполняться. Особое внимание следует уделить  обеспечению устойчивого функционирования пенсионной системы, безусловной выплаты  заработной платы и выполнения иных финансовых обязательств перед населением.

Вновь принимаемые расходные  обязательства в приоритетном порядке  должны способствовать решению проблемы повышения жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных  государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц. Следует определиться с возможностями и сроками реального повышения оплаты труда в среднесрочной перспективе. Необходимо начать переход к внедрению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Это позволит обеспечить соответствие между качеством труда и уровнем заработной платы в бюджетном секторе.

Необходимо модернизировать  механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала.

Особое внимание следует  уделить повышению результативности бюджетных расходов. Прежде всего  это относится к обеспечению  доступности и качества услуг  здравоохранения и образования, непосредственно влияющих на уровень  жизни населения. Решение этой задачи потребует в том числе изменения сложившихся механизмов финансирования. Необходимо восстановить престиж и общественную значимость профессии врача и учителя, создать условия для привлечения в здравоохранение и образование квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этих отраслей.

Следует также оказывать  поддержку в рамках федеральных  программ проводимым на региональном уровне мероприятиям по оказанию государственной  социальной помощи малоимущим гражданам и многодетным семьям, по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Рассматриваю такие действия как реальный вклад в дело борьбы с бедностью и ликвидации иных очагов социального неблагополучия.

В 2006 году необходимо обеспечить дальнейшее улучшение материального  положения пенсионеров, увеличение размеров социальных и трудовых пенсий в объемах, опережающих рост потребительских  цен. 

Обеспечение стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом бюджетной политики федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Одновременно необходимо проанализировать практику исполнения субъектами Российской Федерации делегированных им федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Стоит продолжить работу по расширению круга таких полномочий.

Нужно оказать содействие субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в работе по оздоровлению их бюджетов. Следует активнее внедрять принципы лучшей практики планирования и исполнения бюджетов, не допускать образования бюджетной задолженности, что означает четкое исполнение органами власти обязательств перед хозяйствующими субъектами и населением. Именно так должен строиться бюджетный процесс – от региона до поселения.

Необходимо на долговременной основе определиться с направлениями  использования Федерального фонда регионального развития, изменить механизм его формирования и распределения с учетом применения единых методологических принципов отбора регионов для оказания инвестиционной поддержки и порядка предоставления средств из этого фонда с учетом финансовых возможностей субъектов Российской Федерации.

В составе Фонда софинансирования социальных расходов необходимо предусматривать  достаточные средства для социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и  лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, жертв политических репрессий, граждан, имеющих детей, а также для предоставления малоимущим гражданам жилищных субсидий.

С 2006 года предстоит перейти  к формированию бюджетов закрытых административно-территориальных  образований в порядке, установленном для формирования бюджетов муниципальных образований. В проекте федерального бюджета следует предусмотреть средства на выплату бюджетам закрытых административно-территориальных образований компенсации дополнительных бюджетных расходов и (или) потерь, связанных с их статусом.

Практическое осуществление  в 2006 году реформы местного самоуправления требует от федеральных органов  государственной власти оказания действенной  методологической помощи субъектам  Российской Федерации и муниципалитетам.

Вновь образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2006 год нужно уделить особое внимание решению проблемы сбалансированности местных бюджетов.

 

Заключение

 

Бюджетная политика России последних лет, разработанная  в соответствии с программами  социально-экономического развития РФ с учетом одобренных Правительством РФ принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

В последние  годы в основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года бюджетный кодекс РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов РФ.

Реализация  одобренных правительством РФ «Принципов реструктуризации бюджетного сектора  в РФ в 2003-2004 гг. и на период до 2006 года» направлена на:

  • совершенствование управления действующей сети получателей бюджетных средств;
  • внедрение новых механизмов бюджетного финансирования;
  • расширение возможностей привлечения организаций различных организационно – правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;
  • формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы.

Закон «О федеральном  бюджете на 2005 год» является итогом совместной работы Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.

Главная задача федерального бюджета на 2005 год –  поддержание общей макроэкономической стабильности, реализация реформ в  секторе государственного управления, создание благоприятных условий для реального сектора экономики.

При подготовке бюджета определяющими стали  такие направления как: устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение  национальной безопасности.

Одна из важных задач бюджета – повышение устойчивости финансовой системы к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Бюджет 2005 года построен на принципах, предотвращающих кризисы, подобные 1998 года. Создание Стабилизационного фонда в России должно предотвратить появление подобных рисков.

По оценкам  Минфина, в 2005 году Стабилизационный фонд превысит планку 500 млрд. руб. и часть  превышения будет направлена на поддержку  пенсионного фонда и выплаты  по внешнему долгу.

Принятые решения  позволяют уже в текущем году планировать погашение внешнего долга и значительно сократить расходы на его обслуживание. Установлены объемы ассигнований федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ: они составят 2279,2 млн.руб, из них 1600 млн. руб. долевой взнос в бюджет Союзного государства.

В то же время, несмотря на определенные успехи бюджетной политики последних лет, в России в настоящее  время отсутствуют включенные в  бюджетный процесс механизмы  среднесрочного планирования и обеспечения  результативности бюджетных расходов, не достаточно решены проблемы межбюджетных отношений.

Список  используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. Бюджетная система России.- Учебн. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА, 2008. –540с.
  3. Бюджетный процесс РФ. - Учебн/ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской-2е изд.,испр. и перераб.- М.:Юрайт, 2007.-615 с.
  4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-510с.
  5. Дементьев Д.В.  Бюджетная система России.- Новосибирск, 2008.- 126с.
  6. Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике: инвестиционные стратегии, структурная ориентация, перспективы международной интеграции. - М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 240С.
  7. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  8. Кудрин А.Л. федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2005 с. 3.
  9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 36 — С. 351
  10. Плотников К.Н. Бюджет социалистического государства.- М, 2008.
  11. Региональная экономика. - Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008.-463с.
  12. Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2007.
  13. Финансы. - Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2000. - 520С.
  14. Финансы. -Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2001. – 528 стр.

Информация о работе Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы