Сущность бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. Структура бюджетной системы РФ закреплена в части 2-ой БК, раздел 1: Бюджетное устройство РФ, гл.3. Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Сущность бюджетной системы РФ.docx

— 85.25 Кб (Скачать файл)

 

 
1 Сущность бюджетной  системы РФ

 
В Бюджетном кодексе (Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления. 

Структура бюджетной системы  РФ закреплена в части 2ой БК, раздел 1:Бюджетное устройство РФ, гл.3 
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.                                                                               

Бюджетная система РФ – основнная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюбжетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 

 - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- III уровень - местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений

 

Правовая  форма бюджетов

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов  муниципальных образований.

Финансовый  год

Финансовый год соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами) образуют консолидированный  бюджет Российской Федерации.

Бюджет  субъекта Российской Федерации и  бюджет территориального государственного внебюджетного фонда

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации  раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных  обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи  с осуществлением органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  полномочий по предметам ведения  субъектов Российской Федерации  и полномочий по предметам совместного  ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами), образуют консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для  исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования  и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований, возникающих в связи  с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых  за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  для осуществления отдельных  государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части  бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

 
2 Принципы построения бюджетной системы 
 
Характеристика бюджетной системы предполагает не только определение состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействия друг с другом. Статья 28 Бюджетного кодекса РФ  определяет следующие принципы бюджетной системы РФ: 

1)единства;  (бюджетной системы определяет единообразие: правовой базы; денежной системы; организации бюджетного процесса; санкций за нарушение бюджетного законодательства

 2) самостоятельности бюджетов; (обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета)

 3) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; (обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением)

 4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;(означает определение бюджетных полномочий осчуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом)

 5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; (исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах)

 6) сбалансированности бюджета; (обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита)

 7) эффективности и экономности использования бюджетных средств; (определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов)

 8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; (означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом) 

9) гласности прозрачности (открытости); (означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета)

 10) достоверности бюджетов; (означает надежность его показателей)

 11) адресности и целевого характера бюджетных средств; (определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.)

 12) подведомственности расходов бюджетов;,(означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся)   13)единства кассы (означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета)

 

 

   


Информация о работе Сущность бюджетной системы РФ