Сущность региональных бюджетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ 4
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ 8
3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПЕРМСКОГО КРАЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;

- доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;

- других источников получения доходов.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов  и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов  и сборов могут быть переданы местным  бюджетам на постоянной основе полностью  или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Основные направления использования средств региональных бюджетов представлены в статье 86 Бюджетного Кодекса РФ.

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов используются по следующим направлениям на выполнение мероприятий [2, с. 153]:

- обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

- обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ;

- формирование государственной собственности;

- обеспечение СМИ, выборов;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д.

Региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного  бюджета  России,  жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

До недавнего времени  почти все финансирование охраны окружающей среды производилось  за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, доходы бюджета  формируются за счет налогов, а также  некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной  собственности, от внешнеэкономической  деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

 

3. Анализ формирования и исполнения бюджета Пермского края

 

Основная стратегическая цель Правительства края в сфере территориального развития – «Финансово-самостоятельные муниципальные образования, способные обеспечить социально-экономическое развитие территории, разделяющие идеологию региональной власти и мотивированные на достижение целевых показателей функционально-целевых блоков Правительства» [10].

Основой устойчивого  развития региона являются сильные, самообеспеченные муниципалитеты. Правительство Пермского края определило стратегической целью повышение уровня самообеспеченности муниципальных образований. В связи с этим необходимо создать сбалансированную систему муниципальных образований, обладающих ресурсами к самостоятельному развитию. Для достижения самообеспеченности важнейшей задачей является рост собственных доходов муниципальных бюджетов.

С 2009 года реализуется  проект «Оценка деятельности глав муниципальных районов и городских округов по росту самообеспеченности», ежеквартально рассматривается и оценивается динамика изменения налоговых, неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, городских округов. Результаты показателя оценки включаются в Конкурс глав муниципальных районов, городских округов. Таким образом, Правительство края взаимодействует с муниципальными образованиями в системе координат, стимулирующей территории к росту самообеспеченности и исключающей иждивенчество и неэффективность.

С 2008 года Правительство Пермского края работает над увеличением финансовой самостоятельности местных бюджетов, последовательно передает муниципалитетам собственные налоговые источники.

В целях создания стимулов по увеличению доходной базы муниципальных образований, для развития собственного налогового потенциала и снижения уровня дотационности муниципальных районов (городских округов) с 2008 года начата работа по передаче бюджетам муниципальных районов, городских округов единых нормативов отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Так, в 2008 году передан норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц  в размере 5% от суммы налога, поступающего в консолидированный бюджет края.

В 2009 году дополнительно  переданы единые нормативы отчислений налогов, поступающих в консолидированный  бюджет края:

- по налогу на доходы физических лиц  в размере 10% от суммы налога;

- по транспортному налогу – в размере 100% от суммы налога;

- по налогу на имущество организаций – в размере 70% от суммы налога.

Таким образом, муниципальные  образования заинтересованы в увеличении собственных доходов, в эффективной работе бизнеса, увеличении собираемости налогов. Налог «работает по месту жительства», вкладывается в развитие той территории, где он собран.

Расходы краевого бюджета на 2012 год запланированы в объеме 85788700,5 тыс. руб., что на 3321610,2 тыс. руб. (на 4%) больше, чем в уточненном бюджете на 2011 год и на 18049110,1 тыс. руб. (на 26,6%) - относительно первоначально утвержденного бюджета (рисунок 1) [10].

В структуре расходов проекта краевого бюджета наибольшую долю составят: здравоохранение - 21,8%, социальная политика - 21,6%, образование - 17,0%, межбюджетные трансферты - 14,5%, национальная экономика - 13,3%.

Формирование расходов осуществлено на основе проекта постановления Правительства Пермского края, утверждающие расчетные  показатели по расходам бюджета Пермского края на 2012 год и на плановый период 2013 – 2014 годов.

Рисунок 1 – Динамика изменений краевого бюджета 2011-2014 годы, тыс. руб.

 

На 2012 год дефицит краевого бюджета установлен в сумме 3433054,8 тыс. руб. и составляет 4,3% к прогнозному объему доходов бюджета при предельном значении 15% (ст. 92 БК РФ), и в пределах установленного Программой Правительства Пермского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года значения целевого показателя по отношению дефицита краевого бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений (4,3% к 4,7%). Однако уже на плановый период, при установленном указанной Программой значении показателя по дефициту на 2013 год – 4,7%, краевой бюджет сформирован с профицитом: на 2013 год - 1837308,8 тыс. руб., 2014 год - 6644295,5 тыс. руб.- что характеризует сбалансированность и устойчивость регионального бюджета в трехлетнем периоде.

В целях финансирования дефицита краевого бюджета на 2012 год предполагается привлечение заемных средств в виде кредитов коммерческих банков в сумме 3603303,6 тыс. руб. (с погашением в 2013 г.).

 

Заключение

 

Государственная бюджетная  система РФ представляет собой сложный механизм реализации основных функций государства. Одной из важных его частей является бюджетная система Субъектов Федерации. В связи с этим возникает проблема органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства РФ.

Доходы регионального бюджета формируются за счет налогов, а также других видов поступлений - неналоговых доходов. Структура доходной части бюджета подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Меры по укреплению доходной базы регионального бюджета и снижению финансовой зависимости от федерального бюджета должно разрабатываться индивидуально с учетом региональной специфики субъекта по трем основным направлениям: наращивание налогового потенциала, оздоровление экономики, совершенствование межбюджетных отношений.

Основная стратегическая цель Правительства Пермског края в сфере территориального развития – «Финансово-самостоятельные муниципальные образования, способные обеспечить социально-экономическое развитие территории, разделяющие идеологию региональной власти и мотивированные на достижение целевых показателей функционально-целевых блоков Правительства».

Основой устойчивого  развития региона являются сильные, самообеспеченные муниципалитеты. Правительство Пермского края определило стратегической целью повышение уровня самообеспеченности муниципальных образований. В связи с этим необходимо создать сбалансированную систему муниципальных образований, обладающих ресурсами к самостоятельному развитию. Для достижения самообеспеченности важнейшей задачей является рост собственных доходов муниципальных бюджетов.

С 2009 года реализуется  проект «Оценка деятельности глав муниципальных районов и городских округов по росту самообеспеченности», ежеквартально рассматривается и оценивается динамика изменения налоговых, неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, городских округов. Результаты показателя оценки включаются в Конкурс глав муниципальных районов, городских округов. Таким образом, Правительство края взаимодействует с муниципальными образованиями в системе координат, стимулирующей территории к росту самообеспеченности и исключающей иждивенчество и неэффективность.

С 2008 года Правительство Пермского края работает над увеличением финансовой самостоятельности местных бюджетов, последовательно передает муниципалитетам собственные налоговые источники.

В целях создания стимулов по увеличению доходной базы муниципальных образований, для развития собственного налогового потенциала и снижения уровня дотационности муниципальных районов (городских округов) с 2008 года начата работа по передаче бюджетам муниципальных районов, городских округов единых нормативов отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Так, в 2008 году передан норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц  в размере 5% от суммы налога, поступающего в консолидированный бюджет края.

В 2009 году дополнительно  переданы единые нормативы отчислений налогов, поступающих в консолидированный  бюджет края:  по налогу на доходы физических лиц  в размере 10% от суммы налога; по транспортному налогу – в размере 100% от суммы налога; по налогу на имущество организаций – в размере 70% от суммы налога.

Муниципальные образования края заинтересованы в увеличении собственных доходов, в эффективной работе бизнеса, увеличении собираемости налогов. Расходы краевого бюджета на 2012 год запланированы в объеме 85788700,5 тыс. руб., что на 3321610,2 тыс. руб. (на 4%) больше, чем в уточненном бюджете на 2011 год и на 18049110,1 тыс. руб. (на 26,6%) - относительно первоначально утвержденного бюджета.

В структуре расходов проекта краевого бюджета наибольшую долю составят: здравоохранение - 21,8%, социальная политика - 21,6%, образование - 17,0%, межбюджетные трансферты - 14,5%, национальная экономика - 13,3%.

На 2012 год дефицит краевого бюджета установлен в сумме 3433054,8 тыс. руб. и составляет 4,3% к прогнозному объему доходов бюджета при предельном значении 15% (ст. 92 БК РФ), и в пределах установленного Программой Правительства Пермского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года значения целевого показателя по отношению дефицита краевого бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений (4,3% к 4,7%). Однако уже на плановый период, при установленном указанной Программой значении показателя по дефициту на 2013 год – 4,7%, краевой бюджет сформирован с профицитом: на 2013 год - 1837308,8 тыс. руб., 2014 год - 6644295,5 тыс. руб.- что характеризует сбалансированность и устойчивость регионального бюджета в трехлетнем периоде.

В целях финансирования дефицита краевого бюджета на 2012 год предполагается привлечение заемных средств в виде кредитов коммерческих банков в сумме 3603303,6 тыс. руб. (с погашением в 2013 г.).

 

Список  использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.12.2011). // Консультант плюс.
  2. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 486 с.
  3. Акиндинова, Н.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. / Н.В.Акиндинова, М.В. Петроневич. // Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34
  4. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2007. –  640 с.
  5. Лагутин, И.Б. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации: учебное пособие – Курск: «Курск. гос. ун-т», 2010. – 56 с.
  6. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 360 с.
  7. Стародубровская И.В.  Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации  / И.В. Стародубровская. – М.: ИЭПП, 2008. – 184 с.
  8. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление. / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
  9. Финансы: учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  10. Портал Правительства Пермского края. // http://permkrai.ru/.

Информация о работе Сущность региональных бюджетов РФ