Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:08, реферат
В других же странах, казначейству даётся право устанавливать определённые ограничения на бюджетные расходы. Кроме этого, казначейство может наделяться опре-делёнными учётными и контрольными функциями. Таким образом, единого подхода к организации деятельности казначейства не существует. Структура казначейства и его функции для каждой страны различны и складываются они исходя из исторического опыта.
Зарубежный опыт функционирования органов Казначейства
Роль Казначейства для
финансовой системы любого государства
трудно переоценить. Историческое развитие органов казначейства
отводит им роль государственной казны
(кассы), через которую осуществляется
дви-жение бюджетных денежных средств.
С другой стороны, органы Казна-чейства
выполняют контрольную функцию, имея реальную
возможность фиксировать и анализировать
любое перемещение государственных фи-нансов.
Фактически, роль казначейства
выражается в исполнении бюджета, но, тем
не менее, каждое государство имеет свои
особенности. Например, казначейство
может быть только в качестве исполнителя
и только выделять бюджетные средства
бюджетным учреждениям. В других же странах, казначейству
даётся право устанавливать определённые
ограничения на бюджетные расходы. Кроме
этого, казначейство
может наделяться опре-делёнными учётными
и контрольными функциями. Таким образом,
единого подхода к организации
деятельности казначейства
не существует. Структура казначейства
и его функции для каждой страны различны
и складываются они исходя из исторического опыта.
Рассмотрим опыт функционирования
казначейств в некоторых госу-дарствах.
Функции казначейства
во Франции разделены между Казначейством
и Генеральной дирекцией государственного
учета (ГДГУ). Казначейство находится в
составе Министерства финансов, а Генеральная
дирекция государственного учета — в
составе Бюджетного министерства. Все
фи-нансовые ресурсы Франции сосредотачиваются
на едином счете Казна-чейства. Оно контролирует
поступления и выплаты по этому счету,
который находится в Центральном банке.
Но в тоже время, в решении операционных
задач по доходам казначейство
не участвует.
Налоговые поступления вносятся на счета
различных бюджетных уч-реждений. Так,
налог на добавленную стоимость вносится
на единый счет в Центральном банке, остальные
же налоги собираются директоратом поступлений
(около 50%), ГДГУ (около 35%) и Таможенной
службой (около 15%).
Исполнение бюджета по расходам контролируется
Бюджетным дирек-торатом (БД). Бюджетный
директорат через свою систему финансовых
контролеров может контролировать темпы
расходования средств. Расходы контролируются
весьма жестко: на этапе взятия обязательств
и платежных поручений финансовыми контролерами
и на этапе оплаты ГДГУ.
Казначейство во Франции, так же как и казначейства
Австралии и Бразилии управляет внутренним
и внешним государственным долгом. Оно
контролирует выпуск ценных бумаг, решает
вопросы объема выпуска, сроков и структуры.
Во Франции разработана и успешно действует
государственная фи-нансовая информационная
система. В данной системе осуществляется
под-готовка бюджета, публикация бюджетных
документов и исполнение бюд-жета. Существуют
другие системы для связи между Бюджетным
директо-ратом и отраслевыми министерствами.
Получение сводной информации на основе
проводок по единому счету занимает один
день, детальная информация поступает
еженедельно.
Органы казначейства
Австралии представлены Казначейским
депар-таментом. Департамент имеет статус
министерства и подчиняется прави-тельству.
Основная функция департамента — сбор
поступлений и макро-экономическая политика.
В состав Казначейского департамента
входит Налоговое управление, через которое
Казначейство получает все налоговые
платежи от налого-плательщиков (кроме
внешних поступлений). Сбором внешних
поступлений занимается Таможенная служба.
Исполнение бюджетных расходов осуществляется
в соответствии с запросами бюджетополучателей.
В стране установлены конкретные юри-дические
нормы по принятию обязательств бюджетополучателя
и способы проверки целевого и рационального
использовании бюджетных средств, которые
реализуются отраслевыми министерствами.
Казначейский де-партамент при этом играет
пассивную роль.
Кроме этого, казначейство
Австралии контролирует выпуск ценных
бумаг, управление государственным долгом,
решает вопросы объема вы-пуска государственных
займов, их сроки погашения, структуру
и другое. В Австралии функционирует финансовый
департамент, на который также возложены
некоторые функции казначейства.
Финансовый департамент контролирует
расходы, определяет политику управления
финансовыми активами, разработки бюджета,
регулирования бухгалтерского учета и
осуществляет ведения центральной регистрационной
системы.
Государственные средства страны концентрируются
на едином счете казначейства.
Финансовый департамент устанавливает
процедуры и условия действия механизма
единого банковского счета. Подготовка
бюджета, его исполнение, регистрация
и учёт собранных поступлений в Австралии
осуществляется государственной финансовой
информационной системой, которая с использованием
новых информационных технологий осуществляет
связь в реальном времени с отделами Финансового
департа-мента и отраслевыми департаментами.
Наличие интегрированной госу-дарственной
финансовой системы позволяет оперативно
получать сводную информацию по государственным
ресурсам.
Управление государственными финансами
в Бразилии осуществляется Казначейским
секретариатом, который является подразделением
второго уровня Министерства финансов.
Помимо Казначейского секретариата в
подчинении Министерства финансов находится
Секретариат федеральных доходов и Секретариат
федерального контроля, которые также
выполняют некоторые функции казначейства.
Казначейский секретариат контролирует
все поступления и выплаты по единому
счету и устанавливает наличные лимиты
по типам расходов каждого министерства.
Министерства распределяют лимиты среди
своих бюджетополучателей и выполняют
через систему Казначейского секрета-риата
все административные действия по принятию
обязательств, проверке и оплате при условии
соблюдения бюджетных и финансовых лимитов.
Хотя непосредственный контроль осуществляют
бюджетополучатели, каз-начейский секретариат
через свою информационную систему жестко
кон-тролирует ситуацию и имеет широкие
полномочия по введению наличных лимитов.
Он также координирует и контролирует
процесс выплат. С этой целью Казначейский
секретариат готовит скользящий финансовый
план с разбивкой по месяцам и по текущему
месяцу с разбивкой по дням. Казна-чейство
участвует в обсуждении макроэкономических
параметров, про-гнозов поступлений и
финансового долга на начальных этапах
составления бюджета.
Казначейский Секретариат контролирует
внешний и внутренний долг. Он определяет
сроки, объемы и условия любого заимствования
в тесной координации с Центральным банком,
который выступает в качестве агента на
аукционах и в обслуживании долга, контролирует
ссуды, выдаваемые правительством, а также
управляет финансовым участием государства
в государственных предприятиях. Установление
нормативов бухгалтерского учета также
относится к функциям КС. Он выполняет
функции учета, которые автоматически
фиксируются в информационной системе,
заполняет неавтоматизированные учетные
регистры и координирует подготовку правительственных
годовых отчетов. Сбор налогов контролируется
Секретариатом федеральных доходов.
Государственная финансовая информационная
система, действующая в Бразилии также
заслуживает внимания. Эта система позволяет
производить обработку всех государственных
операций, в том числе бюджетных и внебюджетных,
во всех центральных органах государственного
управления, включая судебные и законодательные органы, учреждения
социального обеспечения, самостоятельные
ведомства, фонды и некоторые госу-дарственные
предприятия.
Система автоматически составляет реестры
и готовит полную финан-совую и учетную
информацию. Все этапы бюджетных операций
регистри-руются и автоматически контролируются
системой, которая запрещает проводить
любые операции, выходящие за рамки бюджетных
и финансовых лимитов. Система работает
в диалоговом режиме в реальном масштабе
времени, необходимая содержательная
информация представляется опе-ративно.
Казначейские функции в Японии возложены
на казначейский отдел, отдел управления
долгом, финансовый отдел, бюджетный отдел,
отдел исполнения бюджета и юридический
отдел. Эти отделы входят в состав бюджетного
и финансового бюро, которые являются
подразделением Ми-нистерства финансов.
Таким образом, в Японии управление государствен-ными
финансами возложено на подразделения,
имеющие узкую специали-зацию. Так, казначейский
отдел готовит финансовый план с разбивкой
по дням. Совместно с отделом исполнения
бюджета он также контролирует поступления
и выплаты по государственному счету в
Банке Японии.
За сбор поступлений отвечают Национальная
налоговая служба и Та-моженный департамент
(оба — подразделения Минфина). Налоги
могут быть уплачены в Банке Японии, уполномоченных
коммерческих банках, с помощью почтовой
системы и через местные отделения Национальной
налоговой службы и Таможенного департамента.
Вопрос выпуска ценных бумаг, их объема,
сроков погашения, их струк-туры решает
отдел управления долгом, используя в
качестве агента Банк Японии. Отдел исполнения
бюджета утверждает график платежей, в
пре-делах которого бюджетные министерства
расходуют средства. По неко-торым расходным
статьям на этапе взятия обязательств
требуется согласие Министерства финансов.
Банк Японии контролирует выполнение
ми-нистерствами бюджетных и наличных
лимитов.
Все государственные средства аккумулируются
в Банке Японии на сводном счете правительства.
Однако для отраслевых министерств открыты
субсчета, которые используются для кредитования
и контроля их расходных лимитов. Банк
Японии не может выдавать кредиты правитель-ству
на суммы кассового разрыва, за исключением
краткосрочного фи-нансирования. Кредитование
осуществляется путем покупки банком
не-проданной части финансовых обязательств
государства, что обычно про-изводится
с интервалом в один день. Существует общий
лимит в бюджете на выпуск этих обязательств,
и они должны быть полностью погашены
к концу каждого года.
В Японии также хорошо налажена информационная
система, вернее, их здесь две. Эти системы
используются для подготовки бюджета,
публикации бюджетных документов, исполнения
бюджета и бухгалтерского учета. Общая организация
бюджетного процесса, подготовка сводной
информации, осуществляется лишь на уровне
Министерства финансов.
Сроки подготовки сводной информации
зависят от сложности отчета.
Сводная информация по кассовым операциям
готовится ежедневно. Детальная информация
может быть запрошена у отраслевых министерств.
Казначейские функции в Испании разделены
между Канцелярией замес-тителя секретаря
по финансам и Генеральным директоратом казначейства
(ГДК). Оба этих органа являются
подразделениями второго уровня в Министерстве
финансов. В стране существует единый
счет Казначейства в Центральном банке.
Все поступления и выплаты по нему контролирует
Генеральный директорат казначейства.
Несмотря на то, что контроль за поступлениями
на единый счет возложен на него, прямого
участия в сборе налогов он не принимает,
за исключением некоторых неналоговых
доходов. Налоги собираются через банковскую
систему Налоговым управлением, которое
является отдельным подразделением Министерства
Финансов и выступает в роли налоговой
инспекции.
В части исполнения бюджета по расходам
Казначейство Испании уста-навливает
обязательный график месячных или квартальных
выплат, ос-тавляя за собой исключительное
право — откладывать выплаты по некото-рым
категориям расходов. Решения о взятии
обязательств, проверке и оплате принимаются
бюджетными единицами в рамках, установленных
Казначейством. Платежные поручения выписываются
ГДК, который также ведет надзор за фактическим
выделением средств. Контроль осуществляют
отраслевые департаменты с учетом бюджетных
ассигнований и графика наличных выплат.
Объем, сроки и условия любого государственного
заимствования определяет Генеральный
директорат казначейства.
Ценные бумаги выпускаются с использованием
Центрального банка в качестве агента,
однако внешнее или иное заимствование
осуществляется непосредственно ГДК.
Казначейство обладает широкими полномочиями
по регулированию вторичного рынка государственных
ценных бумаг.
На Канцелярию заместителя секретаря
по финансам (СФ) возложены функции контроля
за расходами и организации
учета. СФ контролирует общее исполнение
бюджета. Он готовит скользящий финансовый
план на месячной основе и определяет
бухгалтерские стандарты. За внутренний
контроль и аудит СФ отвечает через своих
финансовых контролеров. Бюджеты региональных
автономных правительств и местных органов
государственного управления не контролируются.
Однако оба этих уровня зависят от государственных
трансфертов и на них распространяются
действующие правила заимствования.
В Испании также имеется государственная
информационная система за которую отвечает
Министерство финансов через СФ. Все без
исключения правительственные операции
должны проходить через систему, которая
регистрирует шесть различных этапов
исполнения бюджета: бюджетные ассигнования,
взятие обязательства, проверка, платежное
требование, платежное поручение и фактическое
выделение средств. Подготовка бюд-жета
также проходит через систему. В ней формируются
все виды офици-альных учетных данных
и подготавливаются все виды статистических
отчетов. Она обеспечивает различные уровни
информации в диалоговом режиме для бюджетных
учреждений и руководства МФ. Существует
связь с отраслевыми департаментами и
далее с бюджетополучателями.
Функции казначейства
в США выполняет непосредственно Министер-ство
финансов, который подчиняется напрямую
Президенту. Другими учреждениями, задействованными
в бюджетном процессе, являются адми-нистративно-бюджетное
управление (АБУ), отвечающее за подготовку
бюджета, и Главное бюджетное управление
(ГБКУ), отвечающее за ряд учетных и аудиторских
функций. Налоговое управление и Таможенное
управление являются частью Министерства
финансов.
Министерство финансов контролирует все
поступления и выплаты по своему генеральному
счету в Федеральном резервном банке в
Нью-Йорке, а также контролирует банковские
счета правительства. Министерство финансов
собирает все налоги и таможенные пошлины
и обеспечивает централизованный сбор
платы за пользование и услуги для некоторых
учреждений. Для сбора поступлений используется
банковская система. Контроль за решениями
о расходовании средств осуществляют
отраслевые департаменты. Расходы оплачиваются
Министерством финансов по запросу бюджетополучателя
в пределах бюджетныхассигнований и доли
департамента. В качестве платежных средств
используются чеки или чаще электронные
переводы. Структура ассигнований контролируется
как Министерством финансов, так и АБУ.
Также как и в большинстве стран, Министерство
финансов США, выполняя функции казначейства,
контро-лирует выпуск и учет государственных
ценных бумаг и решает вопросы объема,
сроков и структуры размещаемых на аукционах
выпусков. Оно использует федеральный
резерв для поддержки в проведении аукционов.
Министерство финансов США отвечает за
бухгалтерский учет, подго-товку инструкций
для учреждений, получение их запросов
и подготовку ежемесячных отчетов и годовых
финансовых ведомостей, функцию внут-реннего
контроля и аудита выполняют генеральные
инспекторы в отрас-левых департаментах.
Федеральное правительство осуществляет
надзор лишь за программами штатов и местными
программами, которые финан-сируются за
счет федеральных средств.
В США налажена четкая координация между
Министерством финансов и Бюджетным департаментом.
Министерство финансов готовит оценку
бюджетных поступлений и участвует в выработке
макроэкономической основы. АБУ готовит
смету расходов и сводит воедино бюджет,
представляемый Президентом конгрессу,
а также курирует вопросыучета на уровне
департаментов. Министерство финансов
осуществляет управление денежными потоками
и учет долговых обязательств. Между системой
Министерства финансов и системами отраслевых
департаментов про-исходит обмен информацией
в диалоговом режиме.
Анализ государственного финансового
устройства различных стран показал, казначейство
различных государств, как правило, активно
при-нимает участие в функционировании
финансовой системы и управлении бюджетными
потоками.
Очевидно, что нет принципиального отличия
в методах организации
национальных казначейств.
Это отличие выражается в основном в их
структуре. В одной стране функции казначейства
выполняются одними государственными
учреждениями, в другой — другими, но эти
функции всегда присутствуют, и нет разницы,
кто их исполняет.
Ключевые понятия: финансовая система,
бюджетные расходы, ценные бумаги, таможенная
служба, государственный долг, финансовые
активы, бюджетополучатель, внешний долг,
внутренний долг, исполнение бюджета,
финансовый план, субсчет, налоги, таможенные
пошлины, банковская система.
Информация о работе Зарубежный опыт функционирования органов Казначейства