Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:55, реферат
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Введение.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. В начале надо найти самому возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования, иначе говоря – во что можно вложить деньги. Затем надо тщательно проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и создать адекватный ей бизнес-план. Если такой план удается разработать, и он представляет интерес, то исследования стоит продолжать. Это предполагает более углубленную проработку бизнес-плана и оценку экономических аспектов намечаемого инвестирования. Наконец, если результат оказывается благоприятным, наступает стадия принятия решения о реализации проекта.Задачей этой работы является создание бизнес-плана, т.е. решение задачи, общей для новой коммерческой деятельности. Однако если для обычного коммерческого проекта, не требующего дополнительного инвестиционного цикла или связанного с относительно небольшими суммами капитальных затрат, бизнес- план может стать основным обосновывающим документом, то при подготовке крупных проектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ, что не делает его менее важным. Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты? Конечно, каждый предприниматель старается продумать эти вопросы, но важно составить бизнес план на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты – это помогает заранее увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие банки вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становиться известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом, а руководителем лишь подписан. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя предприятия или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он моделирует свою будущую деятельность. Составления бизнес-плана сегодня становится крайне актуальным:
- во-первых, в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, которые никогда не руководили никаким коммерческим предприятием;
- во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к борьбе с конкурентами;
- в-третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран. Стоит сказать о том, что бизнес-план – документ перспективный и составлять его (даже для простейшего проекта) рекомендуется на три – пять лет вперед. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и накапливать информацию как о состоянии целевых рынков, так и о положении на них конкурентов, и собственных перспективах и возможностях.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА В ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Говоря о бизнес-плане
как об обязательной части начала
бизнеса, не стоит забывать о том,
что бизнес план нужен не только
для того чтобы бизнес начал работать.
Грамотно составленный бизнес план будет
сопровождать работу компании, и предприятия
на протяжении всего времени существования
бизнеса. Бизнес планы играют очень важную
роль в работе и развитие предприятия,
и не только на начальной стадии. Конечно
же, это касается по настоящему профессионально
составленного плана, на разработку которого
были потрачены усилия и в него вносились
только настоящие не преувеличенные и
не преуменьшенные данные, а реальное
положение дел на рынке. Каждый бизнес
план предприятия – это разработка стратегии
ведения бизнеса, на основе которой и будет
строиться первоначальная работа бизнеса
и будет вестись управление бизнесом.
Если развитие предприятия будет идти
в соответствии с грамотным, профессионально
разработанным планом, то результаты,
которые были распланированы, обязательно
будут достигнуты.При дальнейшей работе
предприятия бизнес план является точкой,
от которой можно отталкиваться и вести
работу по развитию в нужном направлении.
В том случае, если возникает изменение
на рынке, в экономике, предприятие должно
отреагировать достаточно быстро, чтобы
сохранить свое устойчивое положение.
В этом могут помогать правильно составленные
бизнес планы. В течение всего времени
работы предприятия в бизнес планы вносятся
изменения в соответствии с изменениями
работы по причинам меняющихся условий
рыночных отношений. Создаются корректировки
в стратегии ведения бизнеса, вносятся
поправки в управление бизнесом. Анализируя
все изменения, которые вносились в бизнес
план можно быстро выявить самые слабые
и самые сильные стороны бизнеса и обратить
внимание на то, чтобы устранить слабые
стороны путем дальнейшей корректировки.
Бизнес план также покажет результаты
всей проделанной работы за определенный
период времени и поможет выйти на новый
уровень развития предприятия, отобразив
в бизнес плане соответствующие шаги и
внести изменения. Бизнес план имеет непосредственное
отношение к тому, что с течением времени
предприятие будет не только укреплять
свои позиции на рынке, а также может достаточно
быстро развиваться и расширяться, привлекая
к себе внимание потребителей, новых партнеров
и инвесторов. Составление бизнес-плана
имеет существенное значение для предприятий
в тех случаях, когда у них недостает собственных
финансовых ресурсов для выполнения того
или иного их проекта. В этих случаях данный
документ является одним из основных,
который необходим предприятию для обращения
к другим инвесторам с просьбой привлечения
их финансовых ресурсов для финансирования
данного проекта или в банк, для получения
на данную цель заемных средств, для определения
объемов и разработки стратегии финансирования.
При этом в качестве инвесторов могут
выступать банки, другие юридические лица,
а также физические лица. Бизнес-план оценивает
перспективную ситуацию как внутри фирмы,
так и вне ее. Он необходим руководству
фирмы для ориентации в условиях акционерной
собственности и, в определенной мере,
при создании обществ. Именно при помощи
бизнес-плана руководство фирмы принимает
решение, какая часть прибыли остается
в деле для накопления, а какая - распределяется
в форме дивидендов между акционерами.
Бизнес-план используется при обосновании
мероприятий по совершенствованию и развитию
организационно-
- конкретный пример
- всесторонний анализ
производственно-хозяйственной
- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Цели бизнес-плана можно рассматривать как желаемое положение предприятия. Как правило, сначала определяются общие цели, потом выделяются конкретные, которые означают промежуточные этапы в достижении общей цели. Цели субъективны и в этом понятии они не могут быть правильными или неправильными. Для вхождения в рынок нового предприятия ему нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы определить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана - быть основой управления предпринимательской деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых подходов, особенности самого предприятия, специфику его деятельности. Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
- основание экономической
целесообразности и
- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
- определение намечаемого
источника финансирования
- подбор работников, которые способны реализовать данный план.
СТРУКТУРА БИЗНЕС ПЛАНА.
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
- исполнительное резюме;
- общее описание предприятия;
- продукция и услуги;
- маркетинг;
- производственный план;
- управление и организация;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- приложения.
"Исполнительное резюме"
является первым разделом
В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
Цель "Финансового плана"
заключается в том, чтобы сформулировать
и представить детальную
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).
В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.
ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС ПЛАНА.
Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.
Информация о спросе
Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, он покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации. Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции или услуг. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста.