Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:32, доклад
Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Понятие плана и отличие его от бизнес-плана
Этапы планирования
Виды планов
Организация планирования на предприятии и планово-экономической работы
Понятие показателя нормы норматива их виды и примеры
Понятие плана и отличие его от бизнес-плана
План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.
Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 – 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1.В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
2.Стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки;
3.В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.
Этапы планирования
При разработке планов следует исходить из двух основных посылок:
1. Какие цели стоят перед
предприятием или чего Вы
2. Какова стратегия фирмы или предприятия?
Если решены эти два вопроса, то можно приступать к планированию деятельности фирмы.
Процесс планирования включает 3 этапа:
1. Анализ стратегических
проблем. На этом этапе следует
проанализировать тот рынок, на
который предприятие будет
Следует учесть, что в процессе развития предпринимательства наряду с разрешением одних проблем будут возникать другие. Меняются потребности и запросы покупателя, внедряются новые достижения НТП, растет уровень развития производства, меняется рынок и стратегия конкурентов, возникают финансовые сложности и т.д. Поэтому необходимо прогнозировать деятельность фирмы от 1 до 5 лет и решить, сможет ли предприятие адаптироваться к данной рыночной среде. Если получен положительный ответ, то следует переходить ко 2 этапу.
2. Прогноз будущих условий
деятельности и определение
3. Выбор оптимально варианта
развития. На этапе определяются
все материальные средства
1. Место покупателя на рынке.
2. Принадлежит ли предприятие к хозяйственному сектору и отрасли.
3. Ассортиментная структура производственных программ.
Этот этап является сложным, т.к. он включает всю информацию, полученную на первых 2-х этапах, вмещает в себя анализ всех возможных аспектов функционирования предприятия и вырабатывает оптимальный вариант развития.
Выбор оптимального варианта развития затруднен невозможностью предугадать все изменения, как на самом предприятии, так и внутри рыночной среды. В связи с ростом экономического риска и трудностей прогнозирования большинства рынков, невозможно определить перспективы развития предприятий методом экстраполяции, т.е. предвидеть будущее на основе тенденций прошлого. Поэтому здесь необходима интуиция или опыт руководителя и менеджеров, ответственных за различные участки работ.
Второй и третий этапы требуют обычно привлечения дополнительных специалистов в области планирования и управления.
Виды планов
По срокам различают следующие виды планирования:
1) перспективное планирование -основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием.
С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д.
Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.
Долгосрочный план (на 10–15 лет) имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п.
В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные – на 2–3 года;
2) текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;
3) оперативно-производственное планирование –
уточняет задания текущего годового плана на
более короткие отрезки времени (месяц,
декада, смена, час) и по отдельным производственным
подразделениям: цех – участок – бригада
– рабочее место. Такой план служит средством
обеспечения ритмичного выпуска продукции и
равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей –
рабочих. Оперативно-производственное
планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного
планирования является сменно-суточное плани
В целом перспективное, текущее и
оперативно-производственное пл
Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:
1) по содержанию планов (технико-экономический,
организационно-
2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское планирование);
3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);
4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);
5) по стадиям разработки (предварительное и окончательное);
6) по степени точности (укрупненное и уточненное).
По типу составления выделяют целевое и поисковое планирование.
Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами.
Организация планирования на предприятии и планово-экономической работы
Эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:
1. плановый персонал,
сформированный в
2. механизм планирования;
3. процесс обоснования,
принятия и реализации
4. средства, обеспечивающие процесс планирования.
1. Плановый персонал
Специалисты, которые выполняют функции планирования (плановики, конструкторы). Возраст от 30 до 45 лет (зарубежная практика). При формировании служб планирования предпочтение отдается экономистам и инженерам данного профиля производства.
Орг. стр-ра устанавливает необходимое кол-во планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата упр-ния, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню.
Организационная структура планирования зависит от различных факторов:
1.степень специализации произв-тва, характеризующаяся удельным весом осн-й пр-ции в общем объеме производства;
2. степень массовости
производства, определяемая количеством
изготовляемой однотипной
3. организационно-правовая форма хозяйствования;
4. размеры п/п и его произв. единиц, зависящие от объема произв-ва, числ-ти работников, ст-ти ОПФ;
5. кол-во поставщиков
и потребителей, номенклатура покупаемых
материально-технических
6. состав и структура
кадров и материально-
7.эффективность использования ресурсов;
Каждое предприятие подходит к выбору организационной структуры планирования строго индивидуально. Можно выделить группы предприятий с наиболее типичными схемами организационных структур планирования. В основе такой классификации лежит отраслевой признак.
По отраслевому признаку предприятия можно разделить на три группы: отраслевые, многоотраслевые и межотраслевые. К отраслевой группе относятся предприятия, деятельность которых ограничивается какой-нибудь одной отраслью. Многоотраслевые субъекты хозяйствования - крупные промышленные концерны, занятые в двух-трех и более отраслях промышленности. В таких субъектах хозяйствования устанавливаются тесные производственные связи между сопряженными и параллельными производствами, представленными отдельными предприятиями и объединениями. Межотраслевые компании специализируются на выпуске продукции, потребляемой отраслевыми и многоотраслевыми предприятиями и объединениями. Система планирования в межотраслевых компаниях идентична системе принятой во вспомогательных подразделениях крупных отраслевых и многоотраслевых концернов, которые производят продукцию для нужд основных производственных подразделений.
2. Механизм планирования
Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. Если орг. стр-ра отражает строение системы план-ния, ее форму, то механизм план-ния раскрывает внутреннее строение, содержания системы план-ния. В механизм план-ния входят:
1. аппарат выработки
целей и задач
2. функции планирования;
3. методы планирования.
Цели и задачи определяют функции планирования, которые обусловливают соответствующие методы планирования.
Рассмотрим эти компоненты.
а) Цели и задачи планирования. Система целей и задач предприятия зависит от следующих компонентов: внешних возможностей и ограничений; внутренних возможностей и ограничений; склонности к риску.
Система целей деятельности предприятия должна удовлетворять следующим требованиям:
1. они должны
быть функциональными, чтобы руководители
более высокого уровня могли
трансформировать для
2. должна быть
установлена временная связь
между долговременными и
3. цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям;