Бизнес-планирование: понятие, задачи, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Цель разработки бизнес плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Бизнес-планирование: понятие, задачи, принципы. 5
2. Понятие и функции бизнес-плана. 7
3. Элементы бизнес-плана. 10
4. Этапы создания бизнес-плана. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Бизнес-планирование понятия, составные элементы. Основные этапы создания бизнес-плана.docx

— 41.46 Кб (Скачать файл)
  1. Элементы бизнес-плана.

       В зависимости от конкретного характера  и условий предстоящей деятельности – объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны, и т.п. – состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Резюме.  Сюда включается следующая информация:
  • цель и задачи бизнес-плана;
  • описание предприятия, его специализация;
  • сведения о квалификации управленческого персонала;
  • преимущества продукции предприятия на рынке;
  • текущее финансовое состояние предприятия, ресурсы;
  • возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;
  • описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
  • источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;
  • риски предприятия, их уровень;
  • экономическое обоснование и эффективность проекта.
  1. Описание продукта (услуги). Здесь указываются следующие сведения:
  • полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;
  • организационно-правовая форма предприятия;
  • размер уставного капитала;
  • учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
  • характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера
  • основной вид деятельности предприятия;
  • формулировка миссии предприятия;
  • оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
  1. Анализ рынков сбыта. В этом разделе бизнес-плана уделяется внимание следующим вопросам:
  • определение размеров (емкости) рынка;
  • степень насыщенности рынка;
  • выявление наиболее перспективных рынков сбыта;
  • оценка основных конкурентов.
  • оценка уровня спроса на рынке;
  • оценка степени удовлетворения спроса;
  • доли потребителей, готовых купить продукцию.
  1. Оценка конкурентов. Анализ и оценка конкурентов предполагает следующие параметры характеристики:
  • объем продаж, натуральные показатели;
  • занимаемая доля рынка;
  • уровень цены;
  • финансовое положение (рентабельность);
  • уровень технологии;
  • качество продукции;
  • расходы на рекламу;
  • привлекательность внешнего вида;
  • время деятельности предприятия, лет.
  1. Стратегия маркетинга. Основные элементы:
  • схема распространения товара (услуги);
  • ценообразование;
  • реклама;
  • методы стимулирования потребителей;
  • формирование и поддержание деловой репутации.
  1. План производства. Содержит описание всего производственного процесса. Главная задача -  подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
  1. Организационный план. В этом разделе бизнес-плана раскрывается организационно-правовая форма хозяйствования предприятия. Обосновывается организационная структура предприятия (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится оценка организационной структуры.
  2. Финансовый план. Обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.  Включает:
  • расчет величины и определение источника получения средств;
  • прогноз объемов реализации;
  • баланс денежных расходов и поступлений;
  • таблица доходов и затрат;
  • сводный баланс активов и пассивов предприятия;
  • график достижения безубыточности.

     Таким образом, структура и состав бизнес-плана  зависит от характера и условий  предстоящей деятельности предприятия. Можно выделить следующие основные элементы бизнес-плана: резюме, описание продукта, анализ рынков сбыты и  конкурентной среды, маркетинговая  стратегия, план производства, организационный  и финансовый планы. 

  1. Этапы создания бизнес-плана.

     Процесс разработки бизнес плана представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется при  непосредственном участии руководителя предприятия и группы  специалистов, и состоит из нескольких последовательных этапов.

     На  первой стадии разработки бизнес-плана  определяются источники необходимой  для создания документа информации. Обычно в качестве последних могут  выступать:

  • исследования рынка предполагаемой продукции, определение основных тенденций его развития;
  • исследования сырья, основных и вспомогательных производственных материалов, охватывающие имеющиеся и прогнозируемые запасы сырья и потребляемых ресурсов, необходимых для предприятия, а также имеющиеся и прогнозируемые тенденции в области изменения цен на такие материалы и ресурсы;
  • исследование месторасположения предприятия и оценка его воздействия на окружающую среду;
  • исследования оптимизации масштабов производства, как часть исследований по выбору технологии;
  • исследования, посвященные выбору специализированного оборудования и пр.

     Вторым  этапом является определение целей  разработки бизнес-плана. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван  решать бизнес-план, и должны быть ясно и кратко сформулированы. В качестве целей могут, например, выступать, привлечение  финансовых средств для запуска  в производство технологически новой  продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых  групп покупателей и пр.

     На  третьем этапе разработки бизнес- плана необходимо определить его  целевых читателей, поскольку выбор  круга читателей определяет специфику  содержания бизнес-плана, необходимость  выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических  показателей.

     Четвертым этапом является установление общей  структуры документа.

     Иногда  в зависимости от специфики предприятия  или особенностей проектов, описанных  в бизнес плане, допускаются изменения  стандартной структуры документа.            

 Пятым  этапом является непосредственно  сбор информации для подготовки  каждого из намеченных разделов  бизнес-плана.

     Шестой  этап - непосредственное написание  бизнес-плана.  В современной российской практике бизнес-планы создаются:

  • специалистами предприятия или фирмы с привлечением соответствующего  программного обеспечения;
  • консалтинговыми фирмами, специализирующимися на оказании подобных услуг и обладающих необходимыми возможностями и специалистами;
  • инвесторами: коммерческими банками, фондами и пр.

     Наконец,  на последнем, седьмом,  этапе бизнес-план предлагается для анализа и критики незаинтересованному лицу. На основании высказанных замечаний производится окончательная доработка и усовершенствование документа.

     В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и  организационной работы, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся  организационно-экономических условиях, он опирается на:

  • конкретный проект производства определенного товара или услуги – создание нового типа изделий или  оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
  • всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
  • изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

     Таким образом, бизнес-план является одним из основных документов,  определяющих стратегию функционирования фирмы.  Вместе  с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Сформулировать  определение понятия “бизнес-планирование”  предприятия можно следующим  образом: это процесс определения  желаемого и возможного результата и путей достижения при ограничениях по ресурсам.

     Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом  ее руководители собираются достичь  своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует (а также на других рынках), составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

     Структура и состав бизнес-плана зависит  от характера и условий предстоящей  деятельности предприятия. Можно выделить следующие основные элементы бизнес-плана: резюме, описание продукта, анализ рынков сбыты и конкурентной среды, маркетинговая  стратегия, план производства, организационный  и финансовый планы.

     Бизнес-план является одним из основных документов,  определяющих стратегию функционирования фирмы.  Вместе  с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грибов, В.Д., Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  2. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебное пособие /  В.А. Горемыкин.  – М. : Высшее образование, 2007. -  609 с.
  3. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебник / под ред. И.В. Сергеева. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.
  4. Функции бизнес-плана. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.profz.ru/
  5. Слагода, В.Г. Экономическая теория: учебник / В.Г. Слагода. – М.: Форум, 2009. – 368 с.

Информация о работе Бизнес-планирование: понятие, задачи, принципы