Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа
Настоящая работа посвящена изучению системы Balanced Scorecard (BSC)1, способам внедрения данной системы на предприятие, ее достоинствам и недостаткам.
Актуальность темы обусловливается тем, что в последнее время система BSC активно внедряется на зарубежных предприятиях (особенно в США), а также приобретает все большую популярность в России и странах СНГ. На это есть несколько причин.
О. Максимова говорит о следующих сложностях внедрения системы BSC в российских компаниях19:
1. Сложность понимания методики BSC топ-менеджерами компаний.
Зачастую компании, решившие заняться разработкой и внедрением стратегического плана, предпочитают простую, но уже действующую методику. Поэтому консультанты исповедуют следующий принцип: "Более простой путь может обеспечить более быстрый и эффективный результат". Нецелесообразно применять метод BSC в первый год разработки и внедрения стратегического плана. Руководители предприятия должны сначала привыкнуть к стратегическому управлению, а потом уже его совершенствовать. А поскольку большинство российских компаний только начинает заниматься стратегическим планированием, то рекомендуется идти по следующему пути: разработка миссии – разработка видения – разработка стратегического плана.
Если первый Стратегический план начнет работать, тогда можно приступать к внедрению BSC.
2. Сложность сбора первичной информации (особенно -- нефинансовой).
Нынешние системы учета зачастую не позволяют получать качественную информацию для целей управления, причем это относится как к финансовым, так и к нефинансовым данным. Поэтому в первый год работы стратегического плана в нем вместо цели "Добиться роста доли рынка по наиболее прибыльным продуктам" (перспектива "Потребители" в BSC) может содержаться цель "Внедрить систему управленческого учета, позволяющую ежемесячно оценивать прибыльность каждого вида продукции".
3. Уровень подготовки
персонала, который должен
Несмотря на то, что процесс внедрения стратегического управления в компаниях мы всегда сопровождаем обучением персонала, на осознание важности и необходимости преобразований времени требуется больше, чем хочется руководству. Это опять оправдывает подход: "От простого – к сложному".
Проанализировав ряд комментарий российских специалистов по системе BSC, можно выделить следующие характерные особенности применения данной концепции в России, а также странах СНГ:
В связи с вышеперечисленными характеристиками случаи провалов использования системы BSC в российских компаниях нередки. Причины этих неудач следующие:
1. Низкий уровень корпоративного управления;
2. Во многих предприятиях еще не внедрены более простые технологии управления (бюджетное, процессное, проектное управление и т.п.);
3. Сроки внедрения BSC измеряются в годах, тогда как эта система должна быть внедрена в течении 2-3 месяцев. Либо наоборот, в неделях, что приводит к построению неэффективной системы;
4. Отсутствия стратегии у компании. BSC – это инструмент реализации стратегии, а если стратегии нет, но внедрять BSC бесполезно;
5. Неглубокое понимание
сущности технологии приводит
к имитации внедрения.
6. Нерациональная экономия – попытка внедрить систему BSC максимально дешево, что приводит к выбору малоквалифицированных специалистов.
Тем не менее, в России система BSC имеет перспективы и потенциал с точки зрения ее использования на отечественных предприятиях. В последнее время система BSC становится все более популярной в нашей стране. Об этом свидетельствует огромное количество публикаций в СМИ, аншлаги на конференциях и семинарах, посвященных внедрению BSC, рост числа клиентов консалтинговых компаний, реализующих эту методику, и рост числа самих таких компаний.
Заключение
Мы рассмотрели систему BSC (Balanced Scorecard). Данная система является действующим инструментов повышения эффективности управления, а также является инструментом стратегии компании.
BSC имеет ряд преимуществ перед другими методиками, что обуславливает популярность этой системе в Европе и США, и ее распространение в России. Основным преимуществом BSC является полная и структурированная информация о всех процессах и параметрах компании, что позволяет быстро и оперативно корректировать курс деятельности.
Система BSC не лишена недостатков. Р.Каплан признает, что его концепция несовершенна, поскольку в ней нет критически важного компонента, а именно средства оценки.20 Поэтому необходимы дальнейшие исследования. Вместе с тем преимущества BSC с точки зрения менеджеров-практиков велики. Эмпирические исследования показывают, что компания, которые использовали BSC, удалось добиться успеха. Система BSC – это оправданный шаг, приводящий к повышению эффективности управления и деятельности в целом, без которого невозможно существование в жестких условиях новой экономики.
Balanced Scorecard проявила себя
достаточно гибкой и
В России система BSC имеет ряд особенной, обусловленных спецификой российских экономики и менеджмента. Внедрение этой системы в отечественных компаниях идет гораздо медленнее, чем в Европе ли США, и является в меньшей степени результативным.
Тем не менее в нашей стране BSC имеет широчайшие перспективы и потенциал с точки зрения ее использования на отечественных предприятиях, что открывает возможности для перехода на качественно новую модель управления. В своем интервью Р.Каплан на вопрос об адаптации BSC для России и универсальности системы даже для «российской специфики» ответил следующее: «Я думаю, что для России, начавшей переход от социалистической, авторитарной, командной системы к экономике более децентрализованной и предпринимательской, разработка и развитие новых управленческих навыков крайне важны. Фактически работы по внедрению сбалансированной системы показателей и деятельность в рамках этой системы являются своего рода «вводным курсом» в менеджмент и стратегию. Люди получают представление о том, что такое финансовые показатели и акционерная стоимость, а потом переходят к более сложным концепциям. BSC – это больше чем просто манипуляции с цифрами в учетной книге. Эта система позволяет отвечать на актуальные вопросы бизнеса (например, откуда возникает доход), она заставляет думать о потребителе и о маркетинге – двух важнейших компонентах бизнеса. Кто наши потребители и почему они покупают у нас? В чем мы превосходим наших конкурентов? У нас цены ниже или качество продукта выше? А может быть, наши бизнес-решения лучше? Затем, обращая внимание на внутренние процессы, люди начинают задавать себе вопрос: «Каким образом я создаю ценность и доношу ее до своего потребителя?» Это уже вопросы эффективности бизнес-процессов и инноваций. В результате работники вашей компании больше узнают о ее деятельности, разработке продуктов, корпоративной ответственности. Когда же мы говорим о росте и развитии, то возникают вопросы управления персоналом, использования информационных технологий, создания корпоративной культуры, то есть вопросы организационного поведения и психологии.
В сбалансированной
системе показателей отражены все
фундаментальные курсы
Библиография
1 Система сбалансированных показателей
2 Роберт Каплан – семинар, Москва, 27.03.2009 г.
3 Kaplan R.S and Norton D.P. – «The Balanced Scorecard - Measures that Drive Performance», Harvard Business Review, Feb. 1992
4 Kaplan R.S. and Norton D.P. "Using the balanced scorecard as a strategic management system", Harvard Business Review, Jan – Feb, 1996
5 Norreklit H. "The balance on the balanced scorecard - a critical analysis of some of its assumptions", Management Accounting Research, 2000
6 www.bain.com
7 www.businessweek.com
8 www.fortune.com
9 Роберт Каплан – семинар, Москва, 27.03.2009 г.
10 Kaplan R.S and Norton D.P. – «The Balanced Scorecard - Measures that Drive Performance», Harvard Business Review, Feb. 1992
11 www.bcs-consulting.ru
12 Niven, Paul R. – "Balanced Scorecard. Step-by-step. Maximizing Performance and Maintaining Results", 2006
13 www.imp.by
14 www.iemag.ru
15 www.scorecard.ru
16 Intelligent Enterprise №5, 18.03.2003
17 H.Norreklit – «The Balance of the Balanced Scorecard – a Critical Analysis of Some of its Assumptions», Management Accounting Research, 11.2000
18 www.intalev.ru
19 www.intalev.ru
20 Kaplan R.S. and Norton D.P. – «The Balanced Scorecard - Measures that Drive Performance», Harvard Business Review, Feb. 1992
21 Роберт Каплан – семинар, Москва, 27.03.2009 г.
Информация о работе BSC - система сбалансированных показателей