Цели, задачи и функции
бизнес-планирования
11-БГМУ-1, Устян К.А.
Планирование является основой
жизнедеятельности, как личности, так
и организации. Поэтому в экономике
под планированием организации
понимается процесс формирования целей,
определение приоритетов, средств
и методов их достижения. Результатом
планирования является план. План –
это мотивированная модель действий,
созданная на основе прогноза экономической
среды и поставленных целей, как
личности, так и совокупности личностей
– организации.
Расширенное определение
бизнеса (англ. business - дело, предпринимательство)
это экономическая деятельность организации,
осуществляемая за счет собственных или
заемных средств на свой риск и под свою
имущественную ответственность, ставящая
главными целями получение прибыли и развитие
собственного дела, а также продажу товаров,
выполнение работ, оказание услуг. Более
короткое определение бизнеса – это любое
дело, приносящее доход.
Объединяя эти два понятия
бизнес и план, можно сказать, что
бизнес-план (англ, business plan) это программа
деятельности организации по реализации
какого-либо дела. Он содержит сведения
о фирме, товаре, его производстве, рынке
сбыта, финансовую и организационную часть.1
Отражение в бизнес-плане
факторов внешней и внутренней среды
организации определяют ее внешние и внутренние функции.2
К внешним факторам можно отнести:
- Географические, демографические – природно-климатические условия, социально-культурная структура и общая численность населения.
- Экономические – динамика развития мировых рынков: ресурсных, финансовых, товаров и услуг.
- Политические – соответствие монетарной, фискальной политики, а также политики доходов и заработной платы объективным экономическим законам.
- Правовые – совокупность законов, обеспечивающих прозрачность, демократичность, подотчетность и равенство государственной и бизнес систем перед обществом.
- Технологические – уровень научно-технического развития общества.
К внешним функциям можно отнести:
- Наличие бизнес-плана – обязательное требование цивилизованного рынка.
- Возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития организации.
- Использование бизнес-плана не только для инвестиционных проектов, но и для всех видов деятельности организации.
- Использование психологического аспекта ощущения основательности и солидности организации.
- Возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности организации.
- Привлечение денежных средств со стороны.
- Привлечение к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров и/или акционеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
- Прозрачность организации для персонала, акционеров, инвесторов, кредиторов и поставщиков, потребителей, региональных и федеральных властей как отечественных, так и зарубежных.
Процесс бизнес планирование
помимо внешних функций формирует внутренние функции.
При планировании приходится рассматривать
свою организацию с различных позиций,
оценивать всевозможные аспекты ее деятельности,
слабые и сильные стороны организации.3
К факторам внутренней среды
относятся:
- Применяемые технологии и оборудование в организации.
- Уровень трудовой мотивации и профессионализм персонала.
- Объем используемого капитала и уровень производственных затрат.
К внутренним функциям бизнес-плана
относятся:
- Выявление недостатков в жизнедеятельности предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия, и существенно осложнят работу.
- Целенаправленность и оптимизация деятельности персонала и менеджеров организации.
- Поэлементный контроль и управление внутренней средой предприятия.
- Возможность проведения сравнительного анализа эффективности деятельности организации и ее конкурентов.
- Позиционирование организации на конкурентных рынках.
Таким образом, бизнес-план
должен обеспечить анализ, оценку, позиционирование,
контроль, управление в условиях неопределенности
и динамичности внешней и как
следствие внутренней среды организации.
Главной целью бизнес-плана
является формулировка основной концепции
развития организации, на основе планирования
производственной, хозяйственной, сбытовой,
финансовой, социальной и экологической
деятельности с различными горизонтами
планирования в соответствии с потребностями
целевого рынка.4
Конкретные цели бизнес-плана
заключаются в следующем:
- Проведение сравнительного анализа эффективности деятельности организации, ее структурных подразделений с ее конкурентами.
- Позиционирование организации на конкурентных рынках.
- Разработка стратегии развития организации в целом и ее направлений деятельности, а также определение методов реализации выбранной стратегии.
- Контроль, текущий анализ, регулирование и оперативное управление.
- Привлечение инвесторов и снижение затрат по привлечению капитала на основе социально-экономической прозрачности организации.
- Снижение уровня совокупного риска в ходе осуществления ее производственной, научно-технической, финансовой и внешнеэкономической деятельности и как следствие снижение затрат по привлечению капитала.
- Разработка и осуществление проектов создания новой продукции.
- Формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении организации степени ее социальной ответственности.
- Стандартизация процесса ознакомления потенциальных инвесторов с организаций.
Выше перечисленные цели требуют
решение следующих задач:
- Осуществить анализ тенденций в мировой экономике, стране, регионе, отрасли (конкурентов), целевых рынках. Описать эти тенденции с помощью эконометрических методов и моделей.
- Спрогнозировать социально-экономическую политику правительства на основе полученных выше результатов.
- Оценить возможные действия конкурентов на основе полученных выше результатов.
- Выявить и оценить наиболее динамичные рынки. Определить возможную долю организации на рынке. Сформировать стратегические и тактические действия по освоению и возможному выходу с выявленных потенциальных рынков.
- Корректировка стратегических и тактических целей организации.
- Оценить производственные затраты по созданию, освоению, производству новой продукции и ее реализации.
- Определить маркетинговые мероприятия организации по углубленному изучению целевых и перспективных рынков, проведению рекламы, формированию спроса, продвижению товаров, стимулированию объема продаж, организации каналов сбыта, выбору наиболее целесообразных методов ценообразования и т.д.
- Определить динамику рынка труда регионов, в которых размещаются структурные подразделения организации.
- Определить организационно-технические мероприятия по управлению внутренней и внешней трудовой мотивацией персонала, его структуры и численности, с учетом сформированных ранее моделей и прогнозов.
- Установить чувствительность организации к различным факторам внутренней и внешней среды. Взвесить и оценить их значимость для организации и определить возможность влияния на них со стороны организации и уровень затрат на это.
- Построить бизнес-план предприятия.
Решение поставленных целей и задач бизнес-плана
дает организации существенные преимущества перед
ее конкурентами, а именно:
- Делает руководство и весь коллектив более профессиональным.
- Позволяет обеспечить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей и задач.
- Делает организацию более подготовленной к изменчивости и неопределенности внешней среды.
- Способствует более четкому формулированию функциональных обязанностей и определению степени ответственности всех уровней руководства.
- Побуждает объективно взглянуть на свои возможности и достоверно их оценить.
- Повышает внутреннюю мотивацию персонала и как следствие вызывает динамичный рост производительности труда без существенных капиталовложений.
- Позволяет проводить в жизнь собственные цели и задачи через понимание интересов всех заинтересованных сторон.
- Снижает вероятность наступления реального банкротства организации вследствие исключения грубых ошибок в социально-экономических расчетах и обоснованиях.
1 Бекетова
О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика:
Учебное пособие для вузов /Бекетова
О.Н., Найденков В.И. – М.: ПРИОР, 2009. -288с.
2
Самарина Г.П , ДорошкоС.Е.. Основы бизнес-планирования.
Бизнес-планирование предприятия / Г.П.
Самарина, С.Е. Дорошко. — M.: Издательский
центр «Академия», 2008 — 288 с.
3 Самарина Г.П , ДорошкоС.Е..
Основы бизнес-планирования. Бизнес-планирование
предприятия / Г.П. Самарина, С.Е. Дорошко.
— M.: Издательский центр «Академия», 2008
— 288 с.
4 http://bipl.ru/celi-i-zadachi-biznes-planirovaniya/