Государственное муниципальное унитарное предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность ком-мерческие организации -- юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113-115 ГК РФ).

Содержание работы

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
1.1. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2.2. Казенное предприятие
2.3.Учредительные документы и государственная регистрация
2. Характеристика имущества
2.1. Собственник имущества
3. Процедура ликвидации унитарного предприятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Обособленное структурное  подразделение

«ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

Кафедра «Экономика, управление и информатика»

 

 

 

 

НАХАЕВА ЕКАТЕРИНА  АЛИГАДЖИЕВНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

реферат

 

 

 

Направление 080200.62 «Менеджмент»

Профиль «Производственный менеджмент»

Группа: АМбд-31

Дата сдачи курсовой работы:

Оценка руководителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

1.1. Учреждение государственных  и муниципальных унитарных предприятий.

2.2. Казенное предприятие

2.3.Учредительные документы  и государственная регистрация

2. Характеристика имущества

2.1. Собственник имущества

3. Процедура ликвидации  унитарного предприятия

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделённая правом собственности  на имущество, закреплённое за ней собственником. Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность ком-мерческие организации -- юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113-115 ГК РФ). От иных коммерческих организаций унитарные предприятия отлича-ются тем, что они не наделены правом собственности на закрепляемое за ними имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: 1 В действующем ГК РФ закреплена двойственная позиция в отношении категории «предприятие»: с одной стороны, оно рассматривается как объект гражданского права (ст. 132 ГК РФ), с другой -- как субъект гражданско-правовых отношений (ст. 113 ГК РФ), что не могло не найти отражения и в современной юридической литературе. Так, негативное отношение к категории «предприятие» как субъекту гражданского права нашло свое отра-жение в учебнике «Гражданское право», подготовленном коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 306). Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве «четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его право-субъектности» (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С. 221). Ю.К.Толстой пишет. «Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторон-ников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущест-венный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справед-ливо обратил внимание на то, что понятие «предприятие» является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство. В том числе новейшее (см. § 4 гл. 4 и ст. 132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан» (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе) Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. ( ПО--111).

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ве-дения, -- федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее -- государствен-ное предприятие), муниципальное предприятие;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управ-ления, -- федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее -- казенное предприятие). Правоспособность унитарных предприятий в отличие от иных ком-мерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут осу-ществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия (ст. 49, 113 ГК РФ, ст. 3, 8 Феде-рального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Данное положение нашло отражение и в судебно-арбитражной прак-тике. Так, в п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 отмечено, что «унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмот-рена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными пра-вовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168».

 

Необходимо также учитывать, что действующее законодательство ограничивает деятельность унитарных  предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности. Статья 1015 ГК РФ уста-навливает запрет на деятельность унитарного предприятия в качестве доверительного управляющего. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

 

На начальном этапе  проведения рыночных преобразований в  России возобладала точка зрения о необходимости прекращения  создания новых федеральных государственных  унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий  с закреплением за ними на праве  оперативного управления всего имущества  ликвидируемых федеральных государственных  унитарных предприятий, что нашло  отражение в нормах Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий». Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствуют об ошибочности указанной выше позиции.: Законодатель направил усилия на создание механизма управления уни-тарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, а также отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности. Если до середины,90-х гг. можно было говорить об отсутствии аде-кватной нормативной правовой базы деятельности унитарных предпри-ятий, то в настоящее время такая база в значительной мере создана и служит хорошей основой для развития государственного сектора эконо-мики, подтверждением чего является принятый 14 ноября 2002 г. Феде-ральный закон «О государственных и муниципальных унитарных пред-приятиях». По существу, произошла трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным услови-ям рыночной экономики.

 

1.1. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Закон о государственных  и муниципальных предприятиях (ст. 8) ус-танавливает примерный перечень случаев, когда унитарное предприятие может быть создано. Так, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

· необходимости использования  имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое  необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

 

· необходимости осуществления  деятельности в целях решения  со-циальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопас-ности государства;

· необходимости осуществления  деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных  унитарных предприятий;

· необходимости осуществления  научной и научно-технической  дея-тельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Россий-ской Федерации;

· необходимости разработки и изготовления отдельных видов  продукции, находящейся в сфере  интересов Российской Федерации  и обес-печивающей ее безопасность;

· необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой  из оборота или ограниченно оборотоспособной.

 

Казенное предприятие  может быть создано в случае.

· если преобладающая или  значительная часть производимой про-дукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федера-ции или муниципального образования;

· необходимости использования  имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения без-опасности Российской Федерации, функционирования воздушного, же-лезнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

 

· необходимости осуществления  деятельности по производству това-ров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

· необходимости разработки и производства отдельных видов  про-дукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

· необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой  из оборота или ограниченно оборотоспособной;

· необходимости осуществления  отдельных дотируемых видов дея-тельности и ведения убыточных производств;

· необходимости осуществления  деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятие.

Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных  предприятий является примерным. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Фе-дерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с ак-тами, определяющими их компетенцию. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Прави-тельства РФ. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муници-пальное казенное предприятие учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, реше-нием органа местного самоуправления, которым в соответствии с акта-ми, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

 

2.2. Казенное предприятие

Казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

·     необходимости  использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе  имущества, необходимого для обеспечения  безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного  транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

·     необходимости  осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

·     необходимости  разработки и производства отдельных  видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

·     необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

·     необходимости  осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

·     необходимости  осуществления деятельности, предусмотренной  федеральными законами исключительно для казенных предприятие. Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими их компетенцию. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

 

2.3.Учредительные документы и государственная регистрация

 

Устав унитарного предприятия  является его единственным учредительным  документом. В Законе о государственных  и муниципальных предприятиях (ст. 9) определяется примерное содержание устава унитарного предприятия, а также  порядок внесения в него изменений.

Устав государственного или  муниципального предприятия кроме  сведений, указанных в п. 3 ст. 9, должен содержать сведения о размере  уставного фонда предприятия, о  порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. Устав казенного предприятия должен, кроме того, содержать сведения о порядке распределения и использования доходов предприятия.

 

 

 

Государственная регистрация

 

Государственная регистрация  унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом  о государственной регистрации  юридических лиц. Для государственной  регистрации представляется решение  уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного  государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе  и стоимости имущества, закрепляемого  за ним на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика имущества 

 

  Уставной фонд государственного или муниципального предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Закон о государственных и муниципальных предприятиях определяет источники формирования имущественной основы деятельности унитарного предприятия. Его имущество формируется за счет:

·     имущества, закрепленного  за унитарным предприятием на праве

 хозяйственного ведения  или на праве оперативного  управления собственником этого  имущества;

·     доходов унитарного предприятия от его деятельности;

·     иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве  хозяйственного ведения или на праве  оперативного управления собственником  имущества, возникает с момента  его передачи унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным  законом или не установлено решением собственника о передаче имущества. Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах устанавливаются Правительством РФ. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ в государственных и муниципальных предприятиях создается уставный фонд, которым определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия. Он может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а муниципального предприятия — не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Информация о работе Государственное муниципальное унитарное предприятие