Марксизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Классический марксизм - одно из самых интересных и неординарных течений социальной и политической мысли. Вопреки распространившимся в российской публицистике в первый постперестроечный период взглядам, его вклад в осмысление политических режимов трудно переоценить. Этот вклад может быть представлен по следующим двум направлениям.
Маркс и Энгельс создали впечатляющую теорию социального и политического процесса, основные положения которой помогают осмыслить и реальности современного общества. Конечно, марксизм как теория далек от последовательности

Содержание работы

Введение
2
Истоки марксизма
2
Возникновение марксизма и его основные положения
6
Марксизм и современность
9
Заключение
11
Список используемой литературы
12

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

 

  1. Возникновение марксизма и его основные положения.

Важным этапом в развитии экономической мысли  явилось возникновение в 40-х гг. XIX ст. марксистского экономического учения. Его основатели - К.Маркс  и Ф. Энгельс создали экономическую  теорию, которая знаменовала собой революционней переворот в политической экономии. Сущность этого переворота, положившего начало новому этапу в развитии этой науки – этапу революционной смены парадигм в экономической теории, состояла в создании нового направления политической экономии, которое выражало интересы рабочего класса. Возникновение марксизма было подготовлено всем предшествующим развитием капиталистического общества и общественно имело решающие социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки.

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке. Промышленный переворот, существенно ускорившийся в первые десятилетия Х1Хв., ознаменовал небывалое на протяжении всей предшествующей истории развитие производительных сил, означал создание адекватной капитализму материально-технической базы в форме крупной малинной индустрии и достижения нового уровня обобществления производства и труда.

Важным условием возникновения марксизма явилось  также то, что капитализм уже показал  к тому времени не только свои экономические  преимущества перед феодализмом, но также противоречивость своего развития, испытал удары первых глубоких кризисов. Этот процесс сопровождался обострением общественных противоречий, нарастанием конфликта между трудом и капиталом.

Марксизм возник в 40-е годы XIX в., во времена, когда  были сделаны важные научные открытия, создана техническая основа капитализма, мир пережил три экономических кризиса (1825, 1836, 1847 гг.), имели место выступления рабочих, выдвигавших политические требования (лионских и силезских ткачей), созданы чартистские организации в Англии. Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), английская классическая политэкономия (Смит, Рикардо). Первым политэкономическим произведением марксизма считается работа Фридриха Энгельса (1820-1895) «Наброски к критике политической экономии». В ней рассматриваются проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; накопления капитала; концентрации и централизации капитала; экономические кризисы. «Экономико-философские  рукописи» Карла Маркса (1818–1893) посвящены  проблемам соотношения труда и капитала, динамики заработной платы. Капитал Маркс характеризует как накопленный чужой труд. Впервые отмечается, что основу человеческого общества составляет материальное производство.

Положение рабочих при капитализме  на примере наиболее развитой страны очень подробно анализирует Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845). Он показывает, что становление капиталистической промышленности является результатом промышленного переворота, даёт характеристику кризисов, хотя ещё не даёт полного представления о цикле и его фазах.

В совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845–1846) создаётся учение об общественно-экономических  формациях, исторический процесс характеризуется  как смена этих формаций революционным путём.

Социальной  базой генезиса марксизма явилось  появление на исторической арене  в качестве самостоятельной общественной силы рабочего класса. В рассматриваемый  период времени происходил рост рабочего движения, которое прошло путь от незрелости и стихийности до организованности и самостоятельности. Наиболее известными проявлениями революционной активности рабочего класса были восстания лионских ткачей в 18311 и 1834 гг. во Франции, силезских ткачей в 1844 г. в Германии, а также чартистское движение 30-40 гг. в Англии.

Унаследовав ряд  важнейших положений классической школы, марксизм вместе с тем критически переработал ее идейно теоретическое  наследие используя его научные  элементы и отбрасывая ненаучные  и незрелые положения и выводы. 

К. Маркс является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно- следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

Центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция  базиса и надстройки, о которой  он заявил еще в 1859 г. в работе “К критике политической экономии”. Основная идея в этом произведении была сформулирована так: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”. Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом развития производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо “буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества”. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

Обращаясь к  сути рассматриваемой концепции  К. Маркса, следует заметить, что  идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, “производительные силы зависят одновременно от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но “право — это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки”. Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, “для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому”.

По убеждению  К. Маркса, капитализм, эра которого “берет свое начало в XVI веке”, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, “мерилом богатства” станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора “Капитала” действительно “нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать". Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.

Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма  главным является не нарушение рыночных принципов  распределения доходов  между классами общества, а то, что  эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам.

Общественным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу.

 

  1. Марксизм и современность.

Карл Маркс оставил  свой след в развитии России. Появление  его идей в нашей стране оказалось  очень своевременным. В то время  конфликтов, социальных противоречий, образовалась своего рода ниша, которую и занял марксизм.

Это был особый марксизм. Русский марксизм. Адаптированный к нашей действительности и более доступный для понимания простыми людьми.

Его новые «интересные» идеи вытеснили идеи народничества. В сознании Российской интеллигенции  он явился наконец то обретённым целостным видением мира и жизни, научной теорией социализма.

Корни европейского учения нашли хорошую почву и в  нашей стране. Россия тогда переживала тяжелый период своего развития. Три русских революции, первая мировая война в Европе.

Народники в то время  хотели сразу же осуществить социалистический переворот. При этом все надежды  были возложены на крестьян. И для  того чтобы добиться их поддержки  они осуществляли «хождение в народ». Но как ни странно их надежды на крестьян, которых они считали «прирождёнными коммунистами» не оправдались. Привязанные к земле крестьянские массы в нашей стране плохо воспринимали идеи социализма и революционные призывы.

Рабочие в городах напротив охотно прислушивались к революционной  пропаганде. Учение народников гласило, что социальное освобождение может  быть делом только самого народа.

Революционеры стали очень  быстро увязать в террористической борьбе против самодержавия. Нужно было срочно что-то менять и искать другие пути борьбы. Г. В. Плеханов и его соратники вели активную работу с народными массами. Все они в прошлом активные народники, в основном выходцы из «Чёрного передела» вынуждены были из-за преследований эмигрировать за границу.

Их работа там была сопряжена с большими трудностями, но, тем не менее, они продолжали и не бросили её. Таким образом, волею судеб оказавшись в Европе им пришлось знакомится с рабочим движением и трудами Маркса и Энгельса. Чем больше они узнавали, тем очевиднее для них самих становилось порочность народнических доктрин и ошибочность народнической тактики.

«Мы не смешивали своих  взглядов из кусочков чужих теорий, - вспоминал Плеханов, - а последовательно  вывели их из своего революционного опыта, освещенного ярким светом учения Маркса».

Считая основной целью  революционеров России, борьбу с абсолютизмом и организацию рабочего класса в особую партию с собственной социально-политической программой, члены новой группы выдвинули две непосредственные практические задачи:

1) распространение идей  научного социализма посредством  перевода на русский язык важнейших  произведений Маркса и Энгельса, публикация и распространение  оригинальных сочинений;

2) критика ошибочных  взглядов народничества и разработка  важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и в соответствии с интересами трудящегося населения страны.

Всего группой «Освобождение  труда» было издано до 1900 года, когда  ее литературно-издательская деятельность фактически прекратилась, 82 работы -- брошюры, отдельные номера журналов, листовки, 30 произведений Маркса и Энгельса (в  том числе и в виде значительных отрывков), - среди них «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Внешняя политика русского царизма», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Именно так идеи марксизма  распространялись в России. В конечном итоге его идеями загорелись многие прогрессивные умы того времени. Марксизм в среде интеллигенции  стал модой. Среди рабочих и крестьян поднялась волна революционных настроений. Это значит призыв к нападению на частную собственность, причём неважно помещичью или капиталистическую.

Новая идеология как бы оправдывала океан насилия, захлестнувший нашу страну. Этим можно и объяснить победу большевистского крыла социал-демократов.

Одновременно утверждение  созидательной роли социального  насилия давало восставшим в 1917 году низам-рабочим, солдатам, плебейскому элементу - ощущение исторической значимости совершавшегося и совершаемого ими.

Конечно же, идеи Карла  Маркса дошли до русских людей  не в том чистом виде как он их преподнёс. Некоторое перерождение, адаптация немецких теорий для русского человека была необходима. Возможно, именно доходчивость изложения и простота понимания довольно сложных политических теорий марксизма позволила большевикам одержать верх.

Несмотря на эту новую  идеологию привнесённую в нашу страну Карлом Марксом, не стоит считать её причиной революции 1917 года. Маркс, как впоследствии и меньшевики никогда не утверждал революционной идеи как руководства к действию. Он вообще был всегда сторонником нормального человеческого развития. Как считали марксисты, без социальной базы в России никогда не может быть социализма. А такой базой было развитие капитализма. Базой же для развития капитализма было образование нового класса - пролетариата.

 

Заключение.

Марксизм представляет собой совокупность учений, претендующих на цельное мировоззрение и предлагающих социально-реформаторскую программу индустриальной эпохи; он разработан немецким мыслителем и революционером К. Марксом (1818-1883) в содружестве со своим соотечественником Ф. Энгельсом (1820-1895), получил развитие в трудах их последователей, среди которых выдающееся место занимает В.И. Ленин. В марксизме все сфокусировано на борьбе за коммунизм как лишенное социальных антагонизмов светлое будущее, наступление которого связывается с революционно-освободительной борьбой пролетариата. Он претендует на статус единственно верной общенаучной методологии и общественной теории.

Информация о работе Марксизм