Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти.

Файлы: 1 файл

Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.docx

— 20.81 Кб (Скачать файл)

Меры  нетарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Нетарифные инструменты регулирования  внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной  торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит  явно выраженного характера. В отличие  от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться  по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила.

Нетарифное регулирование  внешнеэкономической деятельности.ь 
 
1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД.

Нетарифные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, имеющих целью воздействие  на процессы в сфере внешнеэкономической  деятельности, но не относящихся к  таможенно-тарифным методам государственного регулирования. - С. 217. 
 
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях: 
 
1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка. 
 
2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 
 
3. Выполнение международных обязательств. 
 
4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров. 
 
5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 
 
6. Защита общественной морали и правопорядка. 
 
7. Защита культурных ценностей. 
 
8. Обеспечение национальной безопасности.- С. 51. 
 
Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта, насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:  
 
1. Меры прямого ограничения 
 
2. Таможенные и административные формальности 
 
3. Прочие нетарифные методы. 
 
К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Среди мер нетарифного регулирования  ВЭД можно выделить категорию  мер, связанных с выполнением  таможенных или административных формальностей. 
 
К ним относятся: 
 
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):  
 
- пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; 
 
- сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; 
 
- другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

1.2 Специальные меры нетарифного  регулирования.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и  услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в  РФ.  
 
Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами. 
 
В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ. 
 
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах. - С. 97. 
 
Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. 
 
В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие.  
 
Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. 
 
К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. - С. 138. 
 
В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности: 
 
- кредитование участников внешнеторговой деятельности; 
 
- функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов; 
 
- организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; 
 
- проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. 

Мерой нетарифного регулирования  в определенной степени является государственное валютное регулирование, предполагающее, в частности, установление порядка контроля со стороны государственных  органов за проведением расчетов в иностранной валют6 между резидентами и нерезидентами. Базовыми документами разработанного ЦБ РФ порядка таможенно-банковского контроля за ocуществлением резидентами РФ валютных операций являются паспорт экспортной сделки (ПС) и паспорт импортной сделки (ПСи).

 

 

                                                       


Информация о работе Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности