Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполнимыми. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Так, каждое предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого необходимо определить какую продукцию, какого качества, кому и какому сроку будет реализовывать предприятие, а также по какой технологии будет производиться эта продукция, из какого сырья и так далее. Другими словами, чтобы продуктивно работать на рынке, предприятие должно спланировать свою деятельность.
Содержание
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполнимыми. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Так, каждое предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого необходимо определить какую продукцию, какого качества, кому и какому сроку будет реализовывать предприятие, а также по какой технологии будет производиться эта продукция, из какого сырья и так далее. Другими словами, чтобы продуктивно работать на рынке, предприятие должно спланировать свою деятельность.
В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость cвязи планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Планирование
на предприятии заключается в
установлении целей его деятельности
на определенный период, путей их реализации
и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает
разработку комплекса мероприятий, определяющих
последовательность достижения конкретных
целей с учетом возможностей наиболее
эффективного использования ресурсов
каждым производственным подразделением
и предприятием в целом. Плановая система
предприятия состоит из отдельных планов
по четко ограниченным направлениям деятельности
и охватывает важнейшие участки работы
предприятия с тем, чтобы ориентировать
их на достижение поставленных целей.
В современных условиях
нестабильности рыночной конъюнктуры,
обусловленной постоянно изменяющейся
внешней средой, в которой работают предприятия,
место и роль планирования возрастают.
С помощью средств и методов планирования
происходит тщательное обоснование, прогнозирование
любого хозяйственного решения, принимаемого
в условиях риска.
В практической части данной работы рассматриваются аспекты системы планирования предприятия ОАО «Радиоавионика», в системе планирования которой целесообразно использование современных зарубежных методов в областях учета, анализа и контроля.
Среди
предпринимателей редко можно встретить
человека, который пассивно наблюдает
за происходящими событиями. Любой
собственник стремится
План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
На основе этого определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.
Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств, методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
-
стремление решить задачу
- обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
- улучшение
координации действий
- усиление
коллективных возможностей
- более рациональное использование ограниченных ресурсов;
- возможность
контроля за событиями и
Недостатки планирования:
- невозможность
отразить в плане все
- стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
- необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Критерием
эффективности внутрифирменного планирования
выступает степень
В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.
Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, как нельзя забыть о реалиях меняющегося мира. Поэтому качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и опыта, подготовленности и интуиции работников: руководства, экономистов-менеджеров. Чтобы план был действительно полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.
Таким
образом, план – не цель, а возможное
средство достижения цели. Это средство
помогает улучшить будущее. Его действенность
определяется объективным пониманием
жизни и субъективными управленческими
решениями, которые должны стать действиями
по саморегуляции объекта хозяйствования
ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить следующие виды управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение. Распределение ресурсов – данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. Адаптация к внешней среде – охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Осознание организационных стратегий – это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, то есть в соответствии с методологией планирования. Методология планирования – это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.
К основным принципам планирования относятся:
1. Принцип единства означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности;
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму – третий и т.д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный – долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени;
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или «надбавок на безопасность», которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности;
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
Второй существенный элемент методологии – это методы планирования. К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой – направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использование согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы, как: а) натуральный (материальный); б) стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона – определения источников получения ими средств и направлений их расхождения, что также выполняется посредством балансового метода.
Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия «норматив» и «норма». Норматив – это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма – это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию и др.
Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием применяемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др. Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.
По инициативе ряда крупнейших в СНГ промышленных и научных предприятий радиоэлектронной и авиационной промышленности и при поддержке мэрии г. Санкт-Петербурга в сентябре 1991 года была создана Ассоциация создателей авиационных радиоэлектронных систем "Радиоавионика". В феврале 1993 года Ассоциация была преобразована в открытое акционерное общество (ОАО). В числе соучредителей новой структуры помимо организаций и предприятий, входивших в Ассоциацию, выступили Октябрьская железная дорога и ряд банков.
Уже на первом этапе усилия сосредоточились на тех научных направлениях, которые не развивались в других аналогичных структурах и могли дать интересные и нужные заказчикам результаты. Это были, в частности, новейшие приборы неразрушающего контроля, многофункциональные системы авиационной техники, сверхширокополосная радиолокация.
ОАО "Радиоавионика" имеет высокую репутацию в деловых кругах как нашей страны, так и за рубежом. Предприятие неоднократно отмечалось различными международными наградами.
Компания
входит в рейтинг наиболее быстрорастущих
европейских компаний в секторе
передовых технологий - European Technology Fast
500. Определяющая роль в кадровой структуре
акционерного общества принадлежит высококвалифицированным
специалистам, имеющим опыт в области
создания сложных радиоэлектронных приборных
комплексов.
На
современном этапе развития ОАО
«Радиоавионика» большое
В США принято четко разделять три понятия: планирование, программирование и бюджетирование. План – система целей и стратегий по их достижению. Программа — комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет – это и финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, это и плановые финансовые сметы и графики расходов, прогнозируемые финансовые результаты исполнения программ и затраты, необходимые для этого. В ОАО «Радиоавионика» применяются элементы зарубежного метода планирования бюджетирования. Бюджетный метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями.
Бюджет представляет собой динамическую форму управленческой отчетности, он может и должен поддаваться определенным корректировкам даже в течение бюджетных периодов (на практике применяют месяц, квартал, год). Бюджетные формы отчетности также позволяют проводить текущий экспресс-анализ отклонений от плановых показателей доходов и расходов.
Методика формирования бюджета – эффективный инструмент планирования гибкого развития предприятия, представляющий собой систему методологических указаний по определению основных экономических показателей развития предприятия, их нормативов и форм для их расчета.
Эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде. Бюджетирование является неотъемлемой частью управленческого учета.
Отдел планирования и экономического анализа (ОПЭА) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Радиоавионика» и подчиняется заместителю генерального директора ОАО «Радиоавионика» по экономике и финансам.
Возглавляет ОПЭА ОАО «Радиоавионика» начальник отдела, который назначается на должность или освобождается от должности приказом генерального директора ОАО «Радиоавионика» по представлению заместителя генерального директора ОАО «Радиоавионика» по экономике и финансам.
В
своей деятельности ОПЭА руководствуется
действующим законодательством
Российской Федерации, Уставом ОАО
«Радиоавионика», стандартами ГОСТ РВ
1 5.002-2000, стандартам СРПП ВТ и ГОСТ Р ИСО
9001.
Политикой руководства ОАО «Радиоавионика»
в области качества и управления окружающей
средой, методиками, инструкциями и другими
нормативными документами Министерства
экономики и финансов, Министерства промышленности
РФ, действующими внутренними нормативно-техническими
документами, руководящими, организационно-
ОПЭА создан для разработки и составления прогнозов экономического и социального развития на год, перспективу и технико-экономических показателей на планируемый период, комплексного анализа производственно-финансовой деятельности ОАО «Радиоавионика». Он определяет порядок ценообразования на производимую продукцию, оказываемые услуги населению и сторонним организациям другими структурными подразделениями ОАО «Радиоавионика», контролирует и согласовывает цены на товарно-материальные ценности. А также ОПЭА несет ответственность за своевременное и качественное составление и предоставление вышестоящим организациям статистической отчетности по объему производства продукции, ценам на основную продукцию ОАО «Радиоавионика». и данных по технико-экономическим показателям ОАО «Радиоавионика».
На ОПЭА возложены следующие задачи:
− разрабатывать своевременно и качественно бизнес-планы, прогнозы экономического и социального развития, определять оптимальные решения на год и перспективу;
- формировать ценовую политику, проводить анализ и давать предложения по цене на производимую продукцию;
- осуществлять
оперативно-статистический
- осуществлять
экономический анализ
- осуществлять контроль исполнения приказов, указаний вышестоящих организаций и генерального директора ОАО «Радиоавионика» по вопросам планирования и соблюдения государственной дисциплины ценообразования;
- разрабатывать
положения по планированию
- осуществлять
экономическое планирование на
предприятии, направленное на
организацию рациональной
- разрабатывать
нормативные калькуляции на
- рассчитывать отпускные цены на продукцию, производимую предприятием, согласовывать цены на поступающие (отпускаемые) товароматериальные ценности, контролировать их применение;
В состав ОПЭА
входят следующие структурные
- отдел разработки, контроля и анализа цен, нормативных затрат на продукцию и ТМЦ;
- отдел планирования
и анализа затрат на
- отдел прогнозирования
и анализа производственно-
- отдел планирования
и анализа ТЭП цехов
Каждый отдел возглавляет начальник отдела.
В соответствии с возложенными на ОПЭА задачами каждое его структурное подразделение выполняет свои определенные функции.
Функции отделов разработки, контроля и анализа цен, нормативных затрат на продукцию и товарно-материальных ценностей:
- разработка
совместно с предприятиями-
- анализ уровня
затрат на изделия по
- разработка
ежемесячной динамики
- изучение конъюнктуры цен на покупаемые материальные ценности, согласование уровня цен с поставщиками при заключении договоров и при оплате поставки товарно-материальных ценностей;
- разработка
и согласование цен на работы
и услуги, выполняемые ОАО «
- анализ изменения
цен на основные товарно-
Функции отдела планирования и анализа затрат на производство:
- разработка
технико-экономических
- разработка
планов по себестоимости,
- ежемесячный
расчет нормативных и плановых
калькуляций на детали и узлы,
изготавливаемые цехами
- комплексный
анализ производственной
Функции
отдела прогнозирования
и анализа производственно-
- расчет финансовых
результатов производственно-
- составление
прогнозов потребности
- разработка
долгосрочных прогнозов
- анализ задолженностей фактически полученных и погашенных по кредитам и оплаты процентов за пользование долгосрочными и краткосрочными кредитами за отчетный период;
- анализ использования
баланса движения денежных
- анализ динамики финансовых показателей за отчетный период и др.
Функции отдела планирования и анализа ТЭП цехов подготовки производства, отделов и подразделений непромышленной сферы:
- своевременная
разработка плановых
- составление
и контроль отчетов по
- разработка
свода нормативных затрат по
внутризаводским
Планирование в ОАО «Радиоавионика» состоит из разработки тактических и оперативных планов. Стратегическое управление предприятием не входит в компетенцию управленческого аппарата . Все стратегические решения принимаются на уровне топ-менеджмента Холдинговой компании «Ленинец» в который входит ОАО «Радиоавионика».
Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия. Тактические планы на предприятии составляются на период равный одному году.
В ОАО «Радиоавионика» тактическое планирование включает следующие разделы:
1)
Планирование производственной
программы. Цель разработки
2)
Планирование материально-
3) Планирование труда и персонала. Планирование труда и персонала осуществляется в отделе труда и заработной платы. В плане по труду и персоналу предприятия рассчитываются показатели производительности труда, определяется трудоемкость изготовления единицы продукции и планируемого объема товарного выпуска, численность работающих в разрезе различных категорий персонала, численность высвобождаемых (увольняемых) и принимаемых на работу работников, намечаются мероприятия по совершенствованию организации труда, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Основной метод, который используется при планировании потребности в персонале – это метод, основанный на трудоемкости производственной программы.
4)
Планирование оплаты труда.
Порядок планирования следующий:
− Для отделов 01,02,03,04 плановый фонд оплаты труда определяется по уровню базового фонда оплаты труда за соответствующий период прошлого года без централизованных выплат, увеличенного (уменьшенного) на процент роста (уменьшения) объема производства по цеху к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых условиях и ценах.
− Для рабочих сдельщиков инструментального отдела плановый фонд оплаты труда определяется по уровню базового, увеличенного (уменьшенного) на процент роста (уменьшения) объема производства по цеху к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых условиях с учетом коэффициента 0,8, отражающего удельный вес рабочих сдельщиков в плановой численности работающих цеха.
− Для отделов
11,12,13,15 плановый фонд оплаты труда устанавливается
на уровне базового, увеличенного (уменьшенного)
на плановый темп роста объемов товарной
продукции (по номенклатуре госзаказа
и прямых договоров) по заводу с поправочным
коэффициентом 0,5. В случае создания (ликвидации)
участков и связанные с этим увеличение
(уменьшение) плановой численности плановый
фонд оплаты труда увеличивается (уменьшается)
на изменение плановой численности.
− Для отделов производственных линий плановый фонд оплаты труда устанавливается на уровне базового, увеличенного (уменьшенного) на плановый рост объема производства по заводу с коэффициентом 0,2 и увеличивается (уменьшается) на изменение численности по целевым приказам.
5)
Планирование себестоимости.
Планируется себестоимость по кварталам, а затем складывается и получается за год.
Источники информации для планирования: отдел главного энергетика (нормы потребления энергии на единицу продукции по освещению, отоплению, силовой энергии), отдел технического развития (нормы расхода материалов), отдел труда и заработной платы (нормативная заработная плата) и т. д.
План по себестоимости утверждается директором. Плановая себестоимость доводится цехам и используется для анализа.
6) Планирование
финансов. Финансовое планирование
осуществляется ОПЭА и
Источники информации для планирования: данные бухгалтерского баланса на первое число планируемого периода, показатели плана производства и реализации продукции, сметы затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, данные об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений, сведения о движении основных фондов и оборотных средств и др.
Тактическое планирование этим не ограничивается. В рамках своей компетенции планируют все подразделения предприятия. В этих планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п. В результате составляется план экономического и социального развития предприятия, который представляет собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период.
Разработке плана экономического и социального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов.
Исходными
данными для разработки плана
экономического и социального развития
являются результаты деятельности в
отчетном периоде, задания, разработанные
на планируемый год: общий объем
реализуемой продукции и
Оперативное планирование предполагает детальную разработку планов предприятия и его подразделений – НТК, производственных участков, бригад и рабочих мест на короткие отрезки времени – месяц, декаду, неделю, сутки, смену. При этом задача разработки плана органически и функционально сочетается с организацией его выполнения. Таким образом, оперативное планирование превращается в важнейший рычаг повседневного руководства производственной деятельностью предприятия, в систему и средство управления производством и его звеньями.
Разработка оперативных планов обусловлена необходимостью учета быстро меняющегося спроса потребителей, неожиданных затруднений в обеспечении предприятия сырьем и материалами, выполнения заказа потребителей по видам изделий.
В ОАО «Радиоавионика» также как и на любом другом предприятии ежегодно составляется бизнес-план. С помощью бизнес-плана обосновываются различные мероприятия развития предприятия.
К ним относятся:
- мероприятия
по совершенствованию
- мероприятия по охране окружающей среды;
- технические мероприятия: реконструкция системы пожаротушения в окрасочных и сушильных камерах, завершение реконструкции очистных сооружений участка окраски, оснащение автопогрузчиков фильтрами для улавливания выбросов продуктов сгорания дизельного топлива и др.;
- мероприятия по ускорению оборачиваемости основных средств;
- мероприятия по снижению материалоемкости и трудоемкости продукции;
- мероприятия
по выпуску новых видов
- мероприятия
по сбыту продукции: освоение
новых рынков сбыта,
Планирование в ОАО «Радиоавионика» развито достаточно хорошо. Планируются практически все стороны деятельности предприятия. Составление планов помогает избежать остановок производства и неритмичности производственного процесса.
При планировании
в ОАО «Радиоавионика»
− Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы. Основывается этот метод на личном опыте и знаниях работника, поскольку с течением времени большое число решений повторяется в работе плановика, если не в деталях, то в принципе. Прошлые плановые решения становятся шаблоном при решении текущих задач.
− Корректировка параметров проекта. Суть его состоит в том, что в проект, разработанный на стадии предплановой подготовки, вносятся необходимые корректировки, повышающие его достоверность.
В ОАО «Радиоавионика» в основном используется нормативный метод планирования. Однако существующий подход учитывал только основные расходы, непосредственно связанные с процессом производства. Одним из эффективных путей решения данного вопроса было внедрение системы бюджетирования, которая в дальнейшем применяется в комплексе с нормативным подходом.
В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью снижения уровня издержек, это является важнейшим источником роста прибыли предприятия, обеспечивает возможность снижения цен на изделия, уменьшает потребность в оборотных средствах.
Для того чтобы выявить возможность снижения издержек, необходимо иметь четкое представление о доходах и расходах предприятия, о системе их распределения, об источниках формирования доходов. Для этого составляется бюджет движения денежных средств.
Бюджет предприятия охватывает все аспекты хозяйственных операций на определенный перспективный период, отражает цели и политику организации, установленные высшим руководством для предприятия в целом и для каждого из его подразделений.
Планирование затрат В ОАО «Радиоавионика» осуществляется на уровне отделов служб и цехов. Данный процесс автоматизирован, на предприятии установлено соответствующее программное обеспечение. Специалисты предприятия могут лучше понимать особенности поведения затрат и получают возможность точно прогнозировать их изменения и выявлять наиболее эффективные действия по управлению затратами.
Отличительной чертой бюджетирования является обоснование объемов кредитов. С одной стороны, согласно теории гибкого развития привлечение кредитов позволяет влиять на рентабельность собственных активов, основываясь на теории эффекта финансового рычага. С другой стороны, заемные средства восполняют недостаток средств от реализации продукции в определенные сроки планируемого периода. В связи с этим модель бюджетирования предусматривает в рамках кредитной политики предприятия разработку нескольких вариантов привлечения средств, по которым рассчитываются:
− необходимая
кредитная масса и число
− сроки получения и погашения кредитов;
− сумма, сроки и источники (себестоимость или прибыль) выплаты процентов и погашения кредитов.
Бухгалтерией
предприятия предоставляется
Капитальные вложения и расходы на НИОКР и освоение определяются на предприятии исходя из потребности предприятия в капитальных затратах в планируемом периоде. При этом учитывается размер амортизационного фонда и величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Для указанных показателей методикой предусмотрен анализ капитальных затрат с учетом первоочередности и фактора времени.
При определении величины расходов на приобретение оборудования рекомендуется использовать разработанный на предприятии классификатор оборудования. Соответствие указанного классификатора аналогичному действующему классификатору деталей изделия позволяет уже на этапе предварительного обоснования нового проекта с высокой точностью и достоверностью определить потребность предприятия в новом оборудовании.
Проводимая предприятием амортизационная политика учитывает следующие аспекты формирования бюджета:
− обеспечение конкурентоспособности изделия;
− создание фонда на обновление и реконструкцию основных фондов;
− своевременность замены оборудования.
Применение
В ОАО «Радиоавионика»
В ОАО «Радиоавионика» необходимо проводить прозрачную мотивационную политику для того, чтобы заинтересовать менеджеров и сотрудников предприятия в выполнении финансовых планов. При превышении уровня планируемых расходов и несоблюдении утвержденных нормативов премирование отделов не осуществлять, даже если в целом на предприятии наблюдается рост прибыли, опережающий плановый, при этом заранее четко определять процент вознаграждения, выплачиваемый за экономию ресурсов предприятия.
Система бюджетирования на предприятии способствует повышению эффективности работы предприятия в целом, увеличению конкурентоспособности, максимизации прибыли за счет снижения затрат.
Данная система не только содействует повышению эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:
− выявить
и проконтролировать все
− эффективнее управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
− управлять документооборотом внутри предприятия;
− осуществлять контроль эффективной работы подразделений и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета.
Но существуют и некоторые недостатки, которым необходимо уделить особое внимание:
− сложность и дороговизна системы бюджетирования;
− если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они практически не влияют на результаты работы, а вместо этого воспринимаются как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
− бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, а, следовательно, снижает эффективность работы;
− противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, − стимулирующий эффект пропадает, т.к. никто не верит в возможность достижения целей.
В ОАО «Радиоавионика»
применяют элементы стандарт-костинга
– нормативы для оперативного
планирования затрат. Составляющие системы
стандарт-костинга: установление нормативов
для всех видов затрат; сравнение
фактических показателей с
Для
повышения экономической
Основные преимущества:
1) уменьшение затрат времени на анализ всех показателей, которые при анализе план-факт имели незаметные отклонения;
2) уменьшение
материальных затрат
3) возможность
изучения более эффективных
1) ОПЭА создан
для разработки и составления
прогнозов экономического и
2) Планирование
в ОАО «Радиоавионика» состоит
из разработки тактических и
оперативных планов. Тактическое
планирование включает
3) Планированием
в ОАО «Радиоавионика»
4) Оперативное
планирование является
5) Основным
методом является нормативный
метод планирования
В процессе изучения существующей системы планирования возникли замечания:
− периодическое несоблюдение утвержденных нормативов, превышение уровня планируемых расходов;
− снижение эффективности работы сотрудников при составлении бюджетов, требующих большой нагрузки, из-за возникающих конфликтов;
− увеличение
материальных затрат бухгалтерии и
финансово-экономических служб
Предлагаемые пути решения:
− проведение прозрачной мотивационной политики для заинтересованности менеджеров и сотрудников предприятия в выполнении финансовых планов;
− проведение мероприятий стимулирующего характера;
− проведение анализа отклонений лишь в большей степени влияющих на конечные финансовые результаты предприятия.
В
результате изучения системы планирования
в ОАО «Радиоавионика» целесообразно
выделить возможности внедрения таких
зарубежных методов как контроллинг, управленческий
учет, принцип таргет-костинг. Проблему
стратегического планирования необходимо
обосновать возможностью использования
и совершенствования функциональных стратегий
предприятия.
Информация о работе Место и роль планирования в общей концепции управленческой деятельности