Место налогового планирования в налоговом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:56, доклад

Описание работы

Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:
организация управления налоговым процессом (организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса)

Файлы: 1 файл

Доклад_Пронозирование.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российская  экономическая  академия  им. Г.В. Плеханова»

 

Кафедра налогов и  налогообложения

 

 

Доклад по дисциплине

«Прогнозирование и планирование в налогообложении»

на тему:

«Место налогового планирования в налоговом менеджменте»

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки групп 1-251,1-252

очной формы обучения

финансового факультета

Коттоева Хава Беслановна

Юлгушева Лилия Шамилевна

Руководитель:

Юденич Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

 Налоговое планирование в системе налогового менеджмента

Налоговый менеджмент как система  управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

  • организация управления налоговым процессом (организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса)
  • налоговое планирование;
  • налоговое регулирование;
  • налоговый контроль.

       Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. Структура функциональных элементов налогового менеджмента (они являются универсальными в государственном и в корпоративном1 налоговом менеджменте), характеризующих сам процесс управления налоговыми потоками, представлена на рисунке 1.

 

Рис.1. Элементы налогового менеджмента

Организацию, внедряющую методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько  эффективность принимаемых решений  по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли. Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений. Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией.

Налоговое планирование можно рассматривать как одну из основных функций финансового  менеджмента. Так, различные издержки (финансовые, материальные, трудовые и  т.п.) являются первоосновой любого бизнеса, в то время как основной целью коммерческих предприятий является получение прибыли. Именно предполагаемые прибыль и срок окупаемости являются критерием целесообразности несения бизнесом тех или иных издержек. Налоговые издержки не направлены на получение прибыли по определению, поскольку представляют собой принудительное изъятие части средств организации в пользу государства по односторонне установленным государством правилам. Налоги изымаются безвозвратно и являются индивидуально безвозмездными, то есть организация не получит по данным выплатам никакого встречного удовлетворения.

Разумеется, в строго определенных законом случаях существует возможность получения предприятием финансовой помощи со стороны государства  в той или иной форме. Но рассматривать эту возможность как основу «направленности налогов на получение прибыли» не следует по ряду причин:

-

финансовая помощь со стороны государства не носит  систематический характер (как правило, предоставляется разрешение не уплачивать налоги в течение какого-то времени или уплачивать их в меньшем объеме), в то время как налоги изымаются на систематической основе;

-

налоги уплачиваются всеми, кто обязан это делать по закону, а финансовую помощь со стороны государства  получают не все налогоплательщики и в неравной мере;

-

за налоги, уплаченные государству, налогоплательщик получает косвенным образом встречное  вознаграждение в виде создания условий  для деятельности бизнеса, и в  частности законодательно-правовой базы, при этом подобные «правила игры» не всегда являются оптимальными для конкретной организации или физического лица — налогоплательщика;

-

налоги обеспечивают государству возможность справляться  с так называемыми «провалами рынка»2 (market failures), поскольку позволяют непрерывно финансировать образовательные, медицинские и другие социальные программы для социально незащищенных слоев общества, которые не могут позволить себе такие расходы. Вместе с тем уровень доходов бизнесменов, предпринимателей и близких к ним социальных групп таков, что они как раз в меньшей степени страдают от таких «провалов рынка», поскольку могут позволить себе нести такие расходы самостоятельно.


 

 

Все вышеназванные обстоятельства обеспечивают высокий интерес к  налоговому планированию. На взгляд авторов, налоговое планирование, хотя и является достаточно популярным термином, на настоящий момент не опирается на сколько-нибудь стройную теорию и не имеет единой научно признанной дефиниции. Данное обстоятельство является результатом того, что налоговое планирование находится на этапе эмпирического освоения накопленных фактических данных.

Рамки исключительно  налогового менеджмента для этого  также слишком узки, сделать это  возможно только в рамках финансового  планирования или, более того, финансового менеджмента. На наш взгляд место налогового планирования в системе налогового менеджмента может быть представлено следующим образом (рис. 1).

 

Рис. 1. Место  налогового планирования в системе налогового менеджмента

Следует также ввести отдельное понятие «налоговый костинг». Налоговое планирование как составная часть налогового менеджмента позволяет снижать абсолютный показатель выплат в бюджет посредством использования разницы в облагаемых базах и налоговых ставках, установленных законом налоговых льгот и аналогичных факторов, которые не зависят от самой организации, а устанавливаются государством. Как результат, в определенном смысле налоговое планирование в большей части ориентировано на внешнюю по отношению к организации среду. Вопрос же о возможности управления платежами, то есть абсолютной величиной налоговых выплат, вообще не поднимается. Между тем управление величиной налоговых выплат возможно посредством изменения товарного ассортимента и более эффективного использования внутренних резервов, то есть влияния на величину налоговых выплат, управляя исключительно факторами внутренней среды организации, основ ее деятельности. Для обозначения этого способа налогового планирования и предлагается ввести понятие «налоговый костинг».

На наш взгляд, налоговое  планирование представляет собой планомерное  и обоснованное с экономической, и прежде всего правовой, точки  зрения как снижение абсолютной величины выплат налогового характера, так собственно и уменьшение налоговой нагрузки (и налогового бремени как ее крайней формы) организации.

На сегодняшний день авторы выделяют два принципиальных метода налогового планирования: налоговое планирование внутри страны и налоговое планирование за рамками национальных территориальных границ. В основу такого деления положены налоговая среда и налоговые риски. Внутри национальных границ налоговая среда и налоговые риски для всех налогоплательщиков примерно одинаковы. Поэтому при принятии решений бизнес в первую очередь руководствуется экономическими и политическими соображениями. При международном налоговом планировании, напротив, экономико-политические соображения при принятии бизнес-решений не играют первостепенной роли. Международное налоговое планирование, в отличие от внутристранового, основывается именно на различиях в налогообложении (как собственно, в налоговой нагрузке, так и в административных процедурах), существующих между странами. На практике и физические лица, и организации могут в равной мере пользоваться методами как внутреннего, так и международного налогового планирования.

В самом общем виде в инструментарий налогового планирования входят методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот  и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов - это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование - это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговое планирование предполагает такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Наиболее эффективным  способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т.е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Налоговое планирование должно строиться также и на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности на рынке, имея в виду, что большая часть налогов включается в продажные цены товаров и оплачивается потребителями.

Ключевую роль в налоговом планировании играет аналитическая стадия сбора и обработки информации, которая поступает как от налогоплательщиков, так и со стороны государства, для выработки управленческих решений. В целом, налоговое планирование – это процесс аналитический и одновременно поисковый, творческий, требующий индивидуального подхода. На базе проведенного анализа составляются различные варианты деятельности субъекта общего налогового менеджмента.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

I этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

II этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

III этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

IV этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

V этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

VI этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

VII этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Вывод: роль налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано главе ной целью рыночной экономики и ее основными принципами.

  • 1 Корпоративный налоговый менеджмент - составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

 

2  «Провалы рынка» - это неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику.

 


Информация о работе Место налогового планирования в налоговом менеджменте