Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:11, реферат
Каждый руководитель, так или иначе, определяет эффективность своего бизнеса. Вполне очевидно, что нужно знать, насколько хорошо работает фирма, и двигается ли она в верном направлении.
Эффективность работы измеряется в деньгах. Более конкретно, чтобы понять, насколько хорошо мы работаем, нам нужно знать нашу прибыль.
Каждый руководитель, так или иначе, определяет эффективность своего бизнеса. Вполне очевидно, что нужно знать, насколько хорошо работает фирма, и двигается ли она в верном направлении.
Эффективность работы измеряется в деньгах. Более конкретно, чтобы понять, насколько хорошо мы работаем, нам нужно знать нашу прибыль. Вопрос заключается только в том, как определить эту самую прибыль. Конечно, можно спросить у бухгалтера. Но это не совсем верно. И, многие директора предпочитают определять эффективность своего бизнеса лично. Как они это делают?
Начнем с двух «народных» способов. Самый распространенный способ мы назовем условно «балансовым», хотя конечно опытные финансисты сморщатся, увидев это название.
Работает «балансовый способ» так.
Раз в квартал руководитель начинает метаться в попытке провести полную инвентаризацию своих владений. Складывает стоимость товара на складе, попутно пытаясь выяснить закупочные цены, прибавляя долги покупателей, отнимая долги поставщикам и остатки кредитов в банках. Добавляет ко всему этому деньги в кассах и на расчетных счетах. И получает цифру, которую называет стоимостью предприятия.
Затем руководитель достает из ящика стола лист бумаги с такими же подсчетами, которые он проводил три месяца назад. И смотрит разницу: насколько дороже или дешевле стала стоить его фирма. Учитывает выплаченные дивиденды и вклады собственников. Окончательную цифру директор называет «прибылью».
Дело это очень трудоемкое, поэтому, как правило, подобную инвентаризацию со временем делают все реже и реже. Сначала раз в месяц, потом раз в квартал, потом раз в год. Ну а когда не предприятии один учредитель, он и вовсе старается не совершать этот подвиг без особой нужды.
Главный недостаток этого метода, наряду с трудоемкостью, состоит в том, что учет между двумя инвентаризациями не ведется. То есть, если у нас, что-нибудь украдут, мы этого даже не заметим. Просто уменьшится сумма остатков на складе. Или станет меньше денег в кассе. А мы будем потом удивляться: вроде работали как лошади, а прибыли нет.
Значительно помочь здесь могут программы оперативного складского учета. Эти программы позволяют контролировать остатки товаров на складах, деньги в кассах и даже задолженность контрагентов. Но эти программы не «панацея», стоит у нас появиться какому-нибудь «нестандартному» активу.
Пример. Один руководитель считал прибыль именно таким образом. С учетом товаров он кое-как справлялся, но однажды у него появился тот самый «нестандартный» актив. Один из должников был вынужден отдать ему последнее: новый, еще в масле, трактор «Беларусь». Трактор временно поставили на территорию какого-то завода с намерением скорее продать. Прошла пара месяцев, и руководитель затеял очередной подсчет «прибыли». Про трактор в суматохе как то забыли и просто не занесли его в список товаров.
В следующий раз про трактор вспомнили через три года. Понятно, что за это время с трактора сняли уже все что можно, и было бы дешевле о нем забыть, чем пытаться реанимировать.
Бизнес есть бизнес – людям свойственно ошибаться. Ошибки будут всегда. А «балансовый» способ определения прибыли ошибок и забывчивости не прощает.
Второй способ определения прибыли выглядит так. Директор берет выписки по кассе и банку и смотрит, сколько денег пришло к нему за месяц (ПРИХОД). Затем директор смотрит, сколько денег он потратил за месяц (РАСХОД). Получившуюся разницу директор называет прибылью.
Чем опасен этот метод? Опасен тем, что мы считаем нашей прибылью полученные авансы и кредиты. Может получиться так, что мы будем какое-то время жить «в кредит» и видеть якобы «прибыль», а потом начнутся серьезные проблемы.
Пример из жизни: один талантливый молодой руководитель взял кредит и открыл телекоммуникационную компанию. Своими доходами руководитель считал деньги, которые поступали к нему в кассу, а расходами – потраченные деньги. К чему это привело?
Руководитель начал спокойно относиться к приобретению услуг и товаров с отсрочкой платежа. Логика была следующая: в этом месяце платить не надо, значит на прибыль не повлияет. Кроме того, руководитель охотно брал новые кредиты: ведь полученные от банков деньги он считал своей прибылью.
Он конечно понимал, что кредиты – это чужие деньги. Но цифра прибыли была стабильно большой, и директор особо не нервничал.
Итог был закономерен. Сумма долгов постоянно росла, через год работы начались серьезные задержки зарплаты и проблемы с арендодателями. Руководителю пришлось отдать за долги большую часть своей фирмы.
Теперь рассмотрим третий, «классический» способ определения эффективности деятельности предприятия. И здесь термин «прибыль» мы можем упоминать без натяжек.
Итак, вот она, простая формула:
ПРИБЫЛЬ – ЭТО ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ.
Важно: доходы – это не деньги, поступившие в кассу. Если мы получим от покупателя деньги – это аванс или погашение задолженности, но не доход. Доход возникает в момент отгрузки товара покупателю.
Расходы – это тоже не выплата денег из кассы. Мы осуществляем расход в момент получения услуг. Расходы по оплате труда сотрудников мы тоже несем не при выдаче им наличных, а в момент начисления зарплаты. То есть январская зарплата – это расходы за январь, хотя выплачиваем мы ее в феврале. То же самое и с налогами.
Так что же – нужно пользоваться этим классическим способом подсчетом прибыли? Не все так просто. Первые два способа тоже необходимы, просто нужно использовать их правильно.
В хорошей программе можно увидеть и баланс, и кэшфлоу, и прибыль. Эти три компонента дополняют друг друга, и только все вместе они могут дать бизнесмену верную картину.
КЛАССИЧЕСКИМ способом определяется прибыль по отгрузке. На прибыль нужно ориентироваться в первую очередь.
Метод КЭШФЛОУ позволяет контролировать эффективность предприятия неточно, но зато оперативно.
А БАЛАНС позволяет увидеть нам не только сумму прибыли, но и то, как мы распорядились этой прибылью. Кроме того, баланс показывает нам рентабельность: соотношение прибыли и активов предприятия.
Информация о работе «Народные» способы определения эффективности бизнеса