ВВЕДЕНИЕ
Постепенный переход
экономики России от централизованно-плановой
к рыночной заставляет по-новому относиться
к организации управления, объективному
анализу и научно обоснованной оценке
любого бизнеса или предпринимательского
начинания. И здесь неоценимую помощь
окажет процесс планирования, ведь он
позволяет проанализировать весь комплекс
будущих операций предпринимательской
деятельности.
В условиях рыночной экономики
бизнес-план является рабочим инструментом,
который используется во всех сферах предпринимательской
деятельности, он является основой для
оценки перспективности вновь создаваемых
предприятий, намеченных ими для реализации
проектов выпуска новой продукции, а так
же для мероприятий при реконструкции
предприятий или антикризисного управления1. Бизнес план помогает руководителю
объективно оценить ресурсы и возможности
предприятия, изучить конкурентную среду,
вовремя реагировать на изменения рыночной
среды, а так же даёт реальную возможность
минимизировать внутренние и часть внешних
рисков компании, сохранить гибкость управления
производством.
Не менее актуальна
тема бизнес – планирования и в
сфере услуг, в частности парикмахерских.
В настоящее время открывается
очень большое количество салонов,
но, спустя какое-то время, почти все
они закрываются. Основная проблема
заключается в необъективной
оценке данного сегмента рынка услуг.
Вкладывая средства, владельцы салонов,
зачастую, не только не получают планируемую
прибыль, но и не возвращают вложенных
финансов.
Принимая во внимание очевидную
необходимость разработки бизнес-плана,
мы можем определить особую актуальность
данной исследуемой темы.
Целью данной работы является
разработка бизнес-плана для предприятия
ИП Родина.
Для достижения поставленной
цели в работе необходимо решить следующие
задачи:
- изучить теоретические основы бизнес-планирования;
- разработать основные разделы бизнес – плана;
- проанализировать эффективность бизнес-плана для предприятия ИП Родина.
Объектом исследования является
методика разработки бизнес-плана создания
предприятия ИП Родина.
Предмет исследования - эффективность
разработанного бизнес-плана. При написании данной работы
использовались такие методы исследования
как анализ, систематизация, экономико-статистические
методы, а также использовались такие
источники информации как учебные пособия,
нормативно-правовые издания, периодические
печатные издания
и интернет ресурсы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Сущность, цели
и задачи бизнес-планирования
В России всё большую актуальность
приобретают обоснование и разработка
стратегии социально – экономических
преобразований с четким определением
целей, приоритетов и этапов. Важнейшим
элементом такой стратегии является планирование.
Планирование обязательно в любой организации,
которая намеревается предпринимать какие-то
действия и перспективно развиваться.
Сущность планирования заключается в
обосновании наилучшим образом видов,
объёмов, сроков и других показателей
производства и продажи товаров, выполнения
работ и оказания услуг, которые при умелом
использовании имеющихся ресурсов могут
принести предприятию наибольший доход.2 Невозможно добиться положительных
результатов, не планируя своих действий
и не прогнозируя возможных последствий.
Эффективное планирование улучшает результаты.
Процесс планирования позволяет увидеть
весь комплекс будущих операций предпринимательской
деятельности и предвосхитить то, что
может случиться. Составление и реализация
плана – непрерывный процесс, который
может быть отображён в следующем рисунке:
Рисунок 1 - Составление и реализация бизнес-плана3
Успех в мире бизнеса зависит
от нескольких элементов:
- понимания общего состояния дел на данный момент;
- представления того уровня, который вы собираетесь достичь;
- планирования процесса перехода из одного состояния в другое.
Бизнес – план позволяет
решить эти проблемы. Он включает разработку
цели и задач, которые стоят перед
предприятием на ближайшую и дальнейшую
перспективу, оценку текущего состояния
экономики, сильных и слабых сторон
производства, анализ рынка и информацию
о клиентах. В нём даётся оценка
ресурсов, необходимых для достижения
поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес – план позволяет показать
выгодность предполагаемого проекта
и привлечь возможных контрагентов
и потенциальных финансовых партнёров.
Он может убедить возможных инвесторов
в том, что вы нашли привлекательные возможности
для развития производства, позволяющие
успешно осуществить намеченное и предприятие
имеет эффективную, реалистичную и последовательную
программу осуществления целей и задач
проекта. Бизнес – план может предупредить
и корректно решить многие неизбежные
проблемы в развитие бизнеса. Он является
инструментом, с помощью которого возможен
контроль и управление производством.
Из всего вышеперечисленного
можно сделать следующие выводы, что бизнес
– план это:4
- краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения, и определить средства для их достижения;
- развёрнутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес - проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;
- документ, характеризующие основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;
- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;
- система весомых аргументов, убеждающая инвесторов в выгодности проекта;
- прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;
- развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и среду её деятельности путём получения ценного опыта планирования.
Цель разработки бизнес –
плана – дать обоснованную, целостную,
системную оценку перспектив развития
фирмы, то есть спрогнозировать и
спланировать её деятельность на ближайший
период и перспективу, исходя из потребностей
рынка и возможностей фирмы по
их удовлетворению.
Цель становится задачей,
если указан срок её достижения и заданы
количественные характеристики желаемого
итога. Цель реализуется путём решения
ряда задач. Бизнес – план помогает
предпринимателю решить следующие
целевые задачи:5
- определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. А также оценить издержки по их созданию и реализации;
- оценить соответствие кадров фирмы и мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию и каналам сбыта;
- обеспечить жизнеспособность фирмы в условиях жёсткой конкуренции;
- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
- предусмотреть все трудности, которые могут помешать выполнению бизнес – плана;
- получит необходимые инвестиции;
- продвигать предполагаемый бизнес на рынке, создавая деловую репутацию.
1.2. Функции и принципы
бизнес – планирования
Бизнес – планирование,
как необходимый элемент управления
выполняет в системе предпринимательской
деятельности ряд важнейших функций, среди
которых наибольшее значение имеют следующие:6
- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
- прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов;
- оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция – учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией на их единый общий результат;
- безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
- упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
- документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При создании бизнес – планов
необходимо придерживаться основополагающих
принципов планирования, которые
создают предпосылки для успешной деятельности
предприятия в конкретной экономической
среде:7
- Принцип необходимости – обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей: прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может;
- Принцип непрерывности – процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, путём: последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновлённый план, в котором увеличивается горизонт планирования, на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностях ориентаций фирмы;
- Принцип эластичности и гибкости – приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям: введение плановых резервов по основным показателям; применение эвентуального планирования для различных ситуаций и распределения данных;
- Принцип единства и полноты (системности) – системность достигается тремя способами: 1.наличием единой экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия и по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; 2.все сопряжённые частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности во взаимосвязи должны составлять общий сводный план её социально – экономического развития; 3.включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений;
- Точность и детализация – любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели; по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне – и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы;
- Экономичность – расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами; вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений;
- Оптимальность – на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений; выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях;
- Связь уровней управления – достигается тремя способами: 1.детализацией планов «сверху-вниз»; 2.укрупнением планов «снизу-вверх»; 3.частичным делегированием полномочий;
- Участие – активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения; планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других;
- Холизм(сочетание координации и интеграции) – чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее(эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях;
- Ранжирование объектов планирования – инвестирование в более доходные отрасли; при одинаковой конкурентности товаров – в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объёмом продаж;
- Вариантность – разработка нескольких альтернативных вариантов плана(оптимистического, пессимистического, консервативного и других);
- Социальная ориентация – социальное развитее коллектива; обеспечение экологичности, безопасности, эргономичности выпускаемых товаров;
- Стабильность – неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты;
- Адекватность – соответствие плановых показателей реальной ситуации.
Основополагающие принципы
планирования тесно связаны между
собой, в конечном счёте, ориентируют
предпринимателей на всестороннее обоснование
плановых показателей и достижения
наилучших социально – экономических
результатов предприятия. Они определяют
содержание и ориентацию плановой работы
на всех стадиях обоснования проекта и
его последовательной реализации.
1.3. Виды бизнес –
планов
Бизнес – планы классифицируются
по следующим основаниям: тип - по
основным сферам деятельности, в которых
существует проект; класс – по составу,
структуре и его предметной области; масштаб
– по размерам самого проекта, количества
участников и степени влияния на окружающий
мир; длительность – по продолжительности
периода осуществления проекта; сложность
– по степени финансовой, технической
или другой сложности; вид – по характеру
предметной области проекта.8
- Тип – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
- Класс – монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления); мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
- Масштаб – мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты бизнес – планы. Такое разделение очень условно. Масштабы можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
- Длительность – краткосрочные (до трёх лет), среднесрочные (от трёх до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
- Сложность – простые, сложные, очень сложные.
- Вид – инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный бизнес – план.
Большинство бизнес- -планов
носит инвестиционный (затратный) характер.
Величина инвестиций, необходимых для
осуществления бизнес – плана, зависит
от всех перечисленных оснований их классификации.
Инновационные проекты исследования
и развития – разработка нового
продукта, исследования в области
менеджмента и маркетинга, разработка
нового проекта программного обеспечения.
Характеризуется следующими особенностями:
главная цель бизнес – плана чётко
определена, но отдельные цели должны
уточняться по мере достижения частных
результатов; срок завершения и продолжительность
проекта определены заранее, желательно
их точное соблюдение; однако они должны
также корректироваться в зависимости
от полученных промежуточных результатов
и общего прогресса проекта; планирование
расходов на проект часто зависит от выделенных
ассигнований и меньше – от реального
прогресса проекта; основные ограничения
связаны с лимитированной возможностью
использования мощностей (оборудования
и специалистов).