Необходимость разработки бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка бизнес-плана для предприятия ИП Родина.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы бизнес-планирования;
разработать основные разделы бизнес – плана;
проанализировать эффективность бизнес-плана для предприятия ИП Родина.

Файлы: 1 файл

курсоваяБП.docx

— 86.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Постепенный переход  экономики России от централизованно-плановой к рыночной заставляет по-новому относиться к организации управления, объективному анализу и научно обоснованной оценке любого бизнеса или предпринимательского начинания. И здесь неоценимую помощь окажет процесс планирования, ведь он позволяет проанализировать весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности.

В условиях рыночной экономики бизнес-план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательской деятельности, он является основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий, намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции, а так же для мероприятий при реконструкции предприятий или антикризисного управления1. Бизнес план помогает руководителю объективно оценить ресурсы и возможности предприятия, изучить конкурентную среду, вовремя реагировать на изменения рыночной среды, а так же даёт реальную возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков компании, сохранить гибкость управления производством.

Не менее актуальна  тема бизнес – планирования и в  сфере услуг, в частности парикмахерских. В настоящее время открывается  очень большое количество салонов, но, спустя какое-то время, почти все  они закрываются. Основная проблема заключается в необъективной  оценке данного сегмента рынка услуг. Вкладывая средства, владельцы салонов, зачастую, не только не получают планируемую прибыль, но и не возвращают вложенных финансов.

Принимая во внимание очевидную  необходимость разработки бизнес-плана, мы можем определить особую актуальность данной исследуемой темы.

 Целью данной работы является разработка бизнес-плана для предприятия ИП Родина.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие  задачи:

    • изучить теоретические основы бизнес-планирования;
    • разработать основные разделы бизнес – плана;
    • проанализировать эффективность бизнес-плана для предприятия ИП Родина.

Объектом исследования является методика разработки бизнес-плана создания предприятия ИП Родина.

Предмет исследования - эффективность  разработанного бизнес-плана. При написании данной работы использовались такие методы исследования как анализ, систематизация, экономико-статистические методы, а также использовались такие источники информации как учебные пособия, нормативно-правовые издания, периодические печатные издания

 и интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Сущность, цели и задачи бизнес-планирования

 

В России всё большую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально – экономических преобразований с четким определением целей, приоритетов и этапов. Важнейшим элементом такой стратегии является планирование. Планирование обязательно в любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия и перспективно развиваться. Сущность планирования заключается в обосновании наилучшим образом видов, объёмов, сроков и других показателей производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.2 Невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя возможных последствий. Эффективное планирование улучшает результаты. Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Составление и реализация плана – непрерывный процесс, который может быть отображён в следующем рисунке:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 





 


 


 

 

             Рисунок 1 - Составление и реализация бизнес-плана3

 

Успех в мире бизнеса зависит  от нескольких элементов:

  • понимания общего состояния дел на данный момент;
  • представления того уровня, который вы собираетесь достичь;
  • планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес – план позволяет  решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые стоят перед  предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния  экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нём даётся оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Бизнес – план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта  и привлечь возможных контрагентов и потенциальных финансовых партнёров. Он может убедить возможных инвесторов в том, что вы нашли привлекательные возможности для развития производства, позволяющие успешно осуществить намеченное и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Бизнес – план может предупредить и корректно решить многие неизбежные проблемы в развитие бизнеса. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, что бизнес – план это:4

    • краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;
    • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения, и определить средства для их достижения;
    • развёрнутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес - проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;
    • документ, характеризующие основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;
    • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;
    • система весомых аргументов, убеждающая инвесторов в выгодности проекта;
    • прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;
    • развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и среду её деятельности путём получения ценного опыта планирования.

Цель разработки бизнес –  плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и  спланировать её деятельность на ближайший  период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Цель становится задачей, если указан срок её достижения и заданы количественные характеристики желаемого  итога. Цель реализуется путём решения  ряда задач. Бизнес – план помогает предпринимателю решить следующие  целевые задачи:5

    • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
    • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
    • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. А также оценить издержки по их созданию и реализации;
    • оценить соответствие кадров фирмы и мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
    • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию и каналам сбыта;
    • обеспечить жизнеспособность фирмы в условиях жёсткой конкуренции;
    • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
    • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
    • предусмотреть все трудности, которые могут помешать выполнению бизнес – плана;
    • получит необходимые инвестиции;
    • продвигать предполагаемый бизнес на рынке, создавая деловую репутацию.

 

1.2. Функции и принципы бизнес – планирования

Бизнес – планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:6

    • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
    • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов;
    • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
    • координация и интеграция – учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией на их единый общий результат;
    • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
    • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
    • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки;
    • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
    • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При создании бизнес – планов необходимо придерживаться основополагающих принципов планирования, которые  создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде:7

    • Принцип необходимости – обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей: прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может;
    • Принцип непрерывности – процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, путём: последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновлённый план, в котором увеличивается горизонт планирования, на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностях ориентаций фирмы;
    • Принцип эластичности и гибкости – приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям: введение плановых резервов по основным показателям; применение эвентуального планирования для различных ситуаций и распределения данных;
    • Принцип единства и полноты (системности) – системность достигается тремя способами: 1.наличием единой экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия и по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; 2.все сопряжённые частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности во взаимосвязи должны составлять общий сводный план её социально – экономического развития; 3.включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений;
    • Точность и детализация – любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели; по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне – и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы;
    • Экономичность – расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами; вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений;
    • Оптимальность – на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений; выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях;
    • Связь уровней управления – достигается тремя способами: 1.детализацией планов «сверху-вниз»; 2.укрупнением планов «снизу-вверх»; 3.частичным делегированием полномочий;
    • Участие – активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения; планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других;
    • Холизм(сочетание координации и интеграции) – чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее(эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях;
    • Ранжирование объектов планирования – инвестирование в более доходные отрасли; при одинаковой конкурентности товаров – в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объёмом продаж;
    • Вариантность – разработка нескольких альтернативных вариантов плана(оптимистического, пессимистического, консервативного и других);
    • Социальная ориентация – социальное развитее коллектива; обеспечение экологичности, безопасности, эргономичности выпускаемых товаров;
    • Стабильность – неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты;
    • Адекватность – соответствие плановых показателей реальной ситуации.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между  собой, в конечном счёте, ориентируют  предпринимателей на всестороннее обоснование  плановых показателей и достижения наилучших социально – экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

1.3. Виды бизнес – планов

Бизнес – планы классифицируются по следующим основаниям: тип - по основным сферам деятельности, в которых существует проект; класс – по составу, структуре и его предметной области; масштаб – по размерам самого проекта, количества участников и степени влияния на окружающий мир; длительность – по продолжительности периода осуществления проекта; сложность – по степени финансовой, технической или другой сложности; вид – по характеру предметной области проекта.8

    • Тип – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
    • Класс – монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления); мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
    • Масштаб – мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты бизнес – планы. Такое разделение очень условно. Масштабы можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
    • Длительность – краткосрочные (до трёх лет), среднесрочные (от трёх до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
    • Сложность – простые, сложные, очень сложные.
    • Вид – инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный бизнес – план.

Большинство бизнес- -планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес – плана, зависит от всех перечисленных оснований их классификации.

Инновационные проекты исследования и развития – разработка нового продукта, исследования в области  менеджмента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуется следующими особенностями: главная цель бизнес – плана чётко  определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных  результатов; срок завершения и продолжительность  проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта; планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше – от реального прогресса проекта; основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана