Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии и исследовать структуру и содержание бизнес-плана;
3. Проанализировать бизнес-планирование с точки зрения значимости для ведения экономической деятельности предприятия.
10) валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса. В зависимости от ситуации последствия изменения валютных курсов могут быть исключительно значимыми. Так, в результате августовского кризиса в России, когда в течение непродолжительного времени курс доллара к рублю повысился в 4 раза, многие предприятия оказались не в состоянии рассчитаться со своими западными кредиторами и инвесторами;
11) трансакционный риск, представляющий собой операционный риск, т. е. риск потерь, связанных с конкретной операцией. Поскольку безрисковых операций в бизнесе практически не существует, этот риск, вероятно, самый распространенный, полностью элиминировать его невозможно. Например, поставщик может нарушить ритмичность поставки, дебитор задержать оплату счета, приобретенный с расчетом на капитализированную доходность финансовый актив может обесцениться в связи с финансовыми трудностями эмитента и др.;
12) актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий. Страхование во многих случаях является добровольной процедурой, хотя некоторые операции, в частности в банковской сфере, подлежат обязательному страхованию. В том случае, если страхование имеет место, как раз и возникает понятие актуарного риска как части общего риска, перекладываемой на страховую организацию.
С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.
Структура раздела, как правило, имеет следующий вид:
1) формирование полного перечня возможных рисков;
2) оценка вероятности проявления рисков;
3) ранжирование рисков по вероятности проявления;
4) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;
5) установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска);
6) выделение наиболее существенных рисков;
7) страхование рисков.
9. Финансовый план
Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько иную систему бухучета.
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому товару или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности (табл. №4):
Показатели |
Месяц (квартал, год) |
и т.д. |
Всего за период | ||
План |
Факт |
План |
Факт | ||
Рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара |
|||||
Цена товара |
|||||
Объем продаж в единицах товара |
|||||
Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару |
|||||
Количество товаров в единицах произведенных фирмой |
|||||
Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода |
Таблица 4
Эта совокупность показателей призвана дать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде.
Вторым документом был назван план (отчет) о доходах и расходах. Структура этого отчета довольно проста. В него обычно включают следующие показатели (табл. №5):
Таблица №5
Показатели |
Месяц (квартал, год) |
и т.д. |
Всего за период | ||
План |
Факт |
План |
Факт | ||
Выручка от продажи данного товара |
|||||
Производственные издержки, связанные с производством и реализацией товаров по статьям |
|||||
Общепроизводственные издержки по статьям |
|||||
Налоги и отчисления |
|||||
Чистая прибыль |
|||||
Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы1 |
По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли фирме прибыль данный товар, можно сравнить различные товары по прибыльности с тем, чтобы принять решение о целесообразности их дальнейшего производства.
Заключительным документом является балансовый отчет. В нем содержится полный перечень активов фирмы и пассивов. Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Последний также необходим при подаче налоговой декларации.
С помощью приведенных план-отчетов рекомендуется произвести анализ безубыточности производства и самоокупаемости фирмы:
Объем товара, обеспечивающий безубыточность=(Постоянные издержки)/ (Продажная цена — (Переменные издержки / Объем реализованных товаров))
Если спрос на данный товар меньше, чем объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым.
Рассмотрим методику анализа финансовой деятельности фирмы за отчетный период с помощью относительных финансовых коэффициентов. Эти коэффициенты можно разбить на 3 группы.
В первую группу входят коэффициенты ликвидности оборотных средств К1 и К2, где
К1=(Оборотные активы) / (Оборотные пассивы)
К2=(Оборотные активы — Товарные запасы) / (Оборотные пассивы)
Коэффициент К1 характеризует ликвидность оборотных средств, К2 — быстроту ликвидности оборотных средств.
Для успешно работающих предприятий:
К1>1,8 и К2>1,0.
Во вторую группу входят коэффициент К3, характеризующий оборот товарных запасов, и К4, характеризующий эффективность использования абсолютных активов. Они оцениваются по следующим формулам:
К3=(Суммарные затраты на производство реализацию товаров) / (Стоимость запасов товаров)
К4=(Доход от продажи товаров) / (Абсолютные активы)
Для успешно работающих промышленных предприятий:
K3>2,8 и K4>1,6
К третьей группе показателей относятся коэффициенты прибыльности К5 и К6, где:
К5=[(Прибыль до вычета налогов) / (Доход от продажи товаров)] х 100%
К6=[(Прибыль до вычета налогов) / (Абсолютные активы)] x 100%
Для успешно работающих промышленных предприятий:
К5>8,2% и К6>14,7%
Для малых фирм (активы от $500000 до $10 000000) рекомендуются следующие значения этих коэффициентов:
К1>1,8; К2>0,9; К3>3,2; К4>1,7; К5>6,7%; К6>15%
При анализе финансовой деятельности фирмы с помощью этих коэффициентов можно использовать следующие рекомендации:
Если значения всех коэффициентов выше приведенных значений, то фирма работает эффективно;
Если значение какого-либо показателя ниже приведенных значений, то он должен быть под постоянным контролем руководства фирмы;
Если значения коэффициентов К3 и К4 ниже рекомендованных уровней, то следует проанализировать продуктивность всех статей актива, эффективность маркетинговых мероприятий;
В случае если большинство коэффициентов находятся, ниже приведенных уровней необходимо серьезно проанализировать всю финансовую деятельность фирмы.
При анализе финансового состояния фирмы интерес также представляет показатель вероятности банкротства Z, который отражает финансовую устойчивость фирмы. Он оценивается по следующей формуле:
Z=(Оборотные активы Абсолютные активы) + 1,4 x (Нераспределенная прибыль Абсолютные активы) + 0,6 x (Рыночная стоимость обычных и привилегированных акций Абсолютные активы) + 3,3 x (Доход от основной деятельности Абсолютные активы) + 1,0 x (Доход от продаж Абсолютные активы).
В зависимости от величины показателя Z определяется вероятность банкротства фирмы:
до 1,8 — очень высокая;
1,81 — 2,7 — высокая;
2,71 — 3,0 — возможная;
более 3,0 — очень низкая.
В моей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы касаемые бизнес – планирования на предприятии, это такие вопросы как сущность бизнес - плана, значение и организация его процесса на предприятии, а также был рассмотрен сам бизнес-план, его цель, задача и структура в целом. В заключении можно сказать, что бизнес-планирование является важнейшим инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике и необходимым условием привлечения внешних инвесторов. Бизнес-план предназначен, в первую очередь для: менеджеров фирм, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования приносит очевидные преимущества; собственников этих фирм, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов; внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений; других деловых партнеров (оптовых покупателей, поставщиков, государственных органов и т.д.). Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс.
За последнее время в России возник повышенный интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности. Бизнес- план стратегически рассматривает вопросы разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей.
В процессе написания данной курсовой работы были решены следующие поставленные задачи:
Рассмотрев цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что этот план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии, является эффективным инструментом управления, помогает предприятию, определять перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.
Информация о работе Организация бизнес-планирования на предприятии