Основы бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций

Описание работы

В современном Российском Законодательстве отсутствует четкое определение понятия бизнес. В экономической литературе это понятие просматривается с двух позиций:
1. Как определенный вид деятельности (процесс)
2. Как определенное имущество

Файлы: 1 файл

Основы бизнеса.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

Тема 1: Система бизнеса

  1. Понятия и основные виды бизнеса

В современном Российском Законодательстве отсутствует четкое определение понятия бизнес. В экономической литературе это понятие просматривается с двух позиций:

    1. Как определенный вид деятельности (процесс)
    2. Как определенное имущество

В рамках первого подхода бизнес можно определить, как деятельности частных лиц, организаций по извлечению природных благ,  производству, приобретению или продаже товаров, оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги, деньги к взаимной выгоде участвующих в бизнесе лиц и организаций.

Бизнес, как деятельность, включает различные процессы:

- производственный;

- маркетинговый;

- снабженческо-сбытовой;

- кадровое обеспечение;

- научно-исследовательские  и проектно-изыскательские работы;

- финансовый;

- и другие.

 В рамках второго  подхода бизнес рассматривают,  как объект собственности, который  можно купить, продать, заложить, завещать. В этом случае бизнес  является объектом сделки товаров.  Некоторые экономисты выделяют следующие основные виды бизнеса:

    1. Предпринимательский
    2. Потребительский
    3. Государственный
  1. Предпринимательский бизнес или предпринимательская (коммерческая) деятельность, или предпринимательство. В ГКРФ предпринимательство определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продаже товара, выполнения работ, оказания услуг.  Эта деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. В данной трактовке термин бизнес и предпринимательство не являются полными синонимами.

Предпринимательство – это  бизнес, но лишь один из возможных ему  разновидностей. Некоторые экономисты придерживаются противоположной точки зрения, считая, что бизнес – это зарубежный аналог русского термина “предпринимательство”.

  1. Потребительский бизнес – это деловое поведение потребителей в сфере купли-продажи товаров, работ, услуг. В процессе этого между потребителями и продавцами устанавливаются, развиваются и прекращаются отношения купли-продажи. Потребление подразделяется на личное и производственное. В потребительский бизнес включаются практически все члены общества. Он является уравновешивающей силой, мативатором и стимулятором предпринимательского бизнеса.
  2. Государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами и органами местного самоуправления определенных действий, в ходе которых они выступают партнерами других субъектов бизнеса и реализуют особые государственные деловые интересы. К этим действиям относятся:

- предпринимательская деятельность  государства, которая является  учредительным унитарным предприятием и участником различных частных коммерческих структур;

- государство осуществляет  деятельность по переводу определенного  имущества: из государственной  в негосударственную форму собственности  и наоборот (приватизация);

- государство является  заказчиком и потребителем определенных  товаров, работ, услуг;

- государство осуществляет  прямое и косвенное регулирование  экономики, тем самым устанавливая  определенный порядок взаимоотношения  различных субъектов бизнеса.

Участвуя  в бизнесе государство, руководствуется следующими основными интересами:

- создание условий для  стабильного экономического развития  страны;

- обеспечение социальных  гарантий для граждан (решение  социальных задач);

- обеспечение безопасного  существования граждан и самого  государства.

 

  1. Концепция бизнеса

Концепция – это система  устойчивых логически взаимосвязанных  теоретических взглядов на определенные явления, а так же вытекающие из данных взглядов категории, положения, выводы, с помощью которых эти явления  описываются в научных явлениях.

В экономической литературе выделяется три основные концепции:

  1. Критическая, которую взяли на вооружение разработчики теории научного коммунизма. В ее основе лежат следующие основные положения:

- бизнес рассматривается  как явление присущее только  рыночной экономике;

- бизнес имеет целью  получение прибыли любым путем,  при этом получение прибыли  одними субъектами обязательно  оборачивается убытками для других  субъектов;

- бизнес порождает различные  конфликты в обществе, большинство  из которых носит антогонический характер;

- бизнес является источником  криминальных явлений в обществе;

- бизнес – исторически  приходящее явление, которое должно  уступить место непротиворечивым  и бесконфликтным формам развития  экономики.

  1. Позитивная, которая нашла отражение в теории общества, всеобщего благосостояния. Основные моменты:

- бизнес рассматривается,  как деятельность людей по  обслуживанию друг друга;

- бизнес способствует  укреплению экономики и на  этой основе наиболее полному  удовлетворению потребности людей  и обществу в целом;

- так как бизнес подчинен  общественным интересам он представляет  собой непротиворечивое явление,  не стимулирует конфликтные, негативные  процессы в обществе;

- бизнес имеет место  в различных экономических системах.

Эти две концепции представляют собой диаметрально противоположнее  оценки бизнеса. Попытку их примирения делают авторы и последователи прагматической  концепции бизнеса.

  1. Прагматизм – это ориентация целей и планов деятельности людей на достижение практической выгоды в объективных условиях, которые зачастую не зависят от воли и желания людей. Основные положения:

- бизнес – это необходимое  явление в жизни людей. Бизнес  объединяет стремление определенных  групп людей к реализации своих  эгоистических интересов (получение  максимальной прибыли) и стремление  других людей к удовлетворению  своих потребностей;

- бизнес – это противоречивое  явление, однако эти противоречия  не имеют однозначно разрушительного  характера и при соответствующей  политике государства, могут служить  источником социально-экономического  развития общества;

- бизнес – это развивающееся  явление, его направление, содержание, технологии, постоянно изменяются в процессе общественного явления.

 

  1. Среда бизнеса

Бизнес осуществляется в  специфической среде, которая оказывает  на него прямое или косвенное воздействие.

Эту среду можно разделить  на две сферы:

    1. Макросреда
    2. Микросреда

К макросреде относятся:

    1. Политическая среда (политическое устройство и политическая ситуация в стране);
    2. Правовая среда (национальное и международное законодательство по вопросам бизнеса);
    3. Социально-культурная среда.

Воздействует на бизнес двояко:

- с точки зрения предпочтения  покупателей и объема спроса

- с точки зрения наличия  трудовых ресурсов и качества  рабочей силы (образовательный, культурный  уровни, состояние здоровья, отношения  к работе и так далее);

    1. Технико-технологическая среда;
    2. Географическая среда – это природно-климатические условия, в которых осуществляется бизнес, а так же доступность сырья, энергоресурсов;
    3. Институциональная среда (образовательная система; система трудоустройства; наличие банков и некоммерческих кредитных организаций, и качество предоставляемых ими услуг; наличие фирм, оказывающих аудиторские, юридические, маркетинговые, консалтинговые и другие услуги; уровень развития рынка страхования услуг и другие).

Микросреду составляют:

    1. Партнеры по бизнесу;
    2. Конкуренты;
    3. Поставщики;
    4. покупатели.

 

Тема 2: Предпринимательский  бизнес (предпринимательская деятельность в РФ)

  1. Субъекты предпринимательской деятельности РФ

В соответствии с ГКРФ предпринимательская  деятельность в РФ может осуществляться в двух формах:

    1. Путем создания организацией юридического лица
    2. Без образования юридического лица

Юридическое лицо – это организация, которая:

    1. имеет в собственности, хозяйственном ведении, или оперативном управлении обособленное имущество;
    2. Отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
    3. Может от своего имени приобретать имущественные и не имущественные права;
    4. Может нести обязанности;
    5. Может быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный  баланс,  или смету. Подлежит государственной  регистрации (сведения о нем включаются в ЕГРЮЛ, и открыты для всеобщего ознакомления).

Юридическое лицо действует  на основании учредительных документов (устава), в некоторых случаях  юридическое лицо – некоммерческая организация может на основании  общего положения об организации  данного вида.

Юридическое лицо может иметь  представительства и филиалы.

Представительства – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет и защищает интересы юридического лица.

Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое выполняет все или часть функций юридического лица, в том числе представительства.

Представительства и филиалы  не являются юридическими лицами, действуют  на основании положения, утвержденного  создавшим их юридическим лицом. Юридическое лицо может иметь  дочернее и зависимое общество.

Общество признается дочерним, если другое юридическое лицо имеет возможность определять принимаемые им решения преобладающего участия в уставном капитале заключенного договора. Если таким юридическим лицом является общество (АО), то оно называется основным.

Дочернее общество – не отвечает по обязательствам такого юридического лица. Юридическое лицо отвечает совместно с дочерним обществом по сделкам, которые заключаются для выполнения решений юридического лица. Такую не солидарную ответственность несет юридическое лицо, если банкротство дочернего общества вызвано его действиями, или бездействиями.

Зависимое общество – признается, если другое юридическое лицо владеет более 20% его голосующих акций. Если таким юридическим лицом является общество, то оно называется преобладающим. Юридическое лицо обязано незамедлительно опубликовать информацию  о приобретении такого пакета акций другого общества.

Дочернее и зависимое  общества не являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридического лица.

Юридическое лицо может быть создано 2 путями:

    1. Учреждения
    2. Реорганизации

Действующее законодательство предусматривает пять форм реорганизации:

    1. Слияние - это возникновение нового юридического лица путем передачи ему прав и обязанностей нескольких юридических лиц, деятельность которого при этом прекращается. Юридическое лицо, участвующее в слиянии, заключает договор о слиянии, в котором определяются его условия и порядок. Права и обязанности юридического лица переходят к новому юридическому лицу, на основе передаточного акта;
    2. Присоединение юридического лица - это прекращение деятельности юридического лица с передачей его прав и обязанностей другому юридическому лицу. Заключается договор присоединение и передаточный акт;
    3. Разделение юридического лица - это прекращение деятельности юридического лица с передачей его прав и обязанностей вновь создаваемым юридическим лицам. Осуществляется на основе разделительного баланса;
    4. Выделение юридического лица – это создание нового юридического лица, путем передачи ему части прав и обязанностей реарганизующего юридического лица без прекращения его деятельности. Осуществляется на основе разделительного баланса;
    5. Преобразование юридического лица – из одной организационно-правовой формы в другую.

Ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности  юридического лица, без передачи его  прав и обязанностей другим лицам.

Ликвидация может быть:

    1. Добровольной.  По решению учредителей или органа юридического лица, полномочного принять такое решение;
    2. По решению суда. По основаниям, предусмотренным ГКРФ (пример: в случае признания организации банкротом, при осуществлении деятельности без лицензии, при осуществлении деятельности запрещенной законодательством и другие).

Общий порядок ликвидации

После принятия решения о  ликвидации, все права и обязанности  по управлению юридическим лицом  переходят к ликвидационной комиссии. Она помещает в органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации юридического лица, о порядках и сроках, предъявление требований его кредиторами. Кроме того, они дополнительно принимают меры к выявлению кредиторов, и уведомляет их в письменной форме. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения об имуществе юридического лица, предъявленными кредиторами требованиями и результатами их рассмотрения.

Информация о работе Основы бизнеса