Основы бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 07:56, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав несколько разделов из бизнес плана. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать функции бизнес - планирования;
• определить этапы разработки бизнес-плана;
• охарактеризовать структуру бизнес-плана;
• применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей……….4
1.2 Цели, и функции бизнес-плана………………………………………5
1.3 Структура бизнес плана………………………………………………..8
2.РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛОВ ИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1План производства……………………………………………………12
2.2Управленческий персонал……………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………17

Файлы: 1 файл

реферат по бизнеспланированию чист.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.ОСНОВЫ  БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей……….4

1.2 Цели, и функции бизнес-плана………………………………………5

1.3 Структура бизнес плана………………………………………………..8

2.РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛОВ ИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1План производства……………………………………………………12

2.2Управленческий  персонал……………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ 
       В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь - повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. 
Первоочередной задачей при разработке бизнес-планов должно быть изучение и знание рынка своей продукции. Прежде чем начинать производство предприятие должно получить надежные гарантии того, что продукция будет реализована на условиях, выгодных для продавца и приемлемых для покупателя. Кроме того, при разработке бизнес-плана определяется такой ключевой момент как источники финансирования запланированного мероприятия.  
Поэтому в современных рыночных условиях бизнес – план является одним из важнейших инструментов планирования работы любого хозяйствующего субъекта. 
Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав несколько разделов из бизнес плана. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
• исследовать функции бизнес - планирования; 
• определить этапы разработки бизнес-плана; 
• охарактеризовать структуру бизнес-плана; 
• применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.

 

1.ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Понятие бизнес-плана.  Классификация его разновидностей 
      Бизнес-планирование – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности . 
Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д. 
Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям: 
• тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный; 
• класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области; 
• масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; 
• длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта; 
• сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности; 
• вид проекта – по характеру предметной области проекта. 
По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов: 
• тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный; 
• класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект. 
Как следует из названия каждого из трех классов проектов: 
монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба; 
мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления; 
мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов. 
Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия. 
Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.  
При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы: 
• Так ли уж хороша идея? 
• На кого рассчитан новый продукт, услуга? 
• Найдет ли этот продукт, услуга своего покупателя? 
• С кем придется конкурировать? 
Таким образом, бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять организацией. 
 
1.2 Цели и функции бизнес-плана 
     Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например: 
- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; 
- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; 
- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др. 
Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: 
- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; 
- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; 
- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; 
- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; 
- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. 
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.  
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. 
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. 
Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана. 
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.  
Бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять предприятием.  
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.  
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.  
1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. 
2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования. 
3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов. 
4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. 
5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 
6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. 
7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. 
8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз», укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий. 
9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. 
 
  1.3 Структура бизнес – плана 
Структура бизнес-плана зависит от различных факторов:  
- размеров предприятия; 
- полноты составных частей (укрупненный или детализированный); 
- назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, для банков в целях получения кредита); 
- периода планирования (на один год или несколько лет); 
- квалификации составителе. 
Но в целом любой бизнес-план должен содержать разделы, приведенные ниже. 
Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали. 
Резюме содержит следующие сведения : 
• что именно предполагается сделать (суть проекта); 
• за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов); 
• чем данный вид продукции или услуг лучше других; 
• основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств. 
Обеспечение конкурентоспособности. 
Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности.  
Во втором разделе бизнес-плана содержатся такие сведения как: 
• какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг; 
• каковы особенности товара, чем он отличается от других, уже существующих; 
• насколько долго этот товар будет новинкой на рынке; 
• какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара; 
• образец товара, а если это возможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет; 
• предложения по сервисному послепродажному обслуживанию; 
• оценка цены; 
• оценка затрат; 
• оценка прибыли на единицу товара 
Наличие сервисного послепродажного обслуживания должно быть продумано. С одной стороны, это делает проект более дорогим и сложным. С другой – для завоевания такого конкурентного преимущества, как репутация фирмы, необходимо, чтобы покупатель не оказался один на один со сложным в техническом отношении изделием; он должен всегда знать, что ему помогут в затруднительной ситуации. 
Оценка рынка сбыта 
Первый этап оценки рынка – это оценка потенциальной его емкости, т. е. Определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.  
Второй этап – оценка доли рынка, которую может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации.  
Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. В данном разделе рассматриваются такие данные: 
• кто будет покупать товар; 
• когда будут покупать товар; 
• сколько будут покупать; 
• по какой цене. 
Необходимо прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года. 
Сведения о конкурентах. 
При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее. 
План маркетинга 
К основным элементам плана маркетинга относятся: 
• схема распространения товара; 
• ценообразование; 
• реклама; 
• методы стимулирования продаж; 
• организация послепродажного обслуживания; 
• формирование общественного мнения о фирме и товарах. 
Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.

 

2. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛОВ ИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА                                          2.1План производства.                                                                                                     Кофейня "La Cafe" располагает помещением площадью 60 кв. м по адресу улица Транспортная 19, ТЦ "Сибирь". Договор аренды, заключаемый на 5 лет, включает в себя расходы по коммунальным платежам. Таким образом, затраты на аренду в год составят: 30000руб. *12=360000руб, расходы на дизайн интерьера (включая мебель на 22 посадочных места и барную стойку) составил 110000 руб.                                                                                        Поставщиками фирмы будут являться:                                                                          магазин "Восход" поставляющий кофе в зернах, фасованный сахар.                                                             ОАО "Березовское" - поставщик молока и сливок.                                                  ОАО "ТайшетТорг" – поставщик кондитерских изделий.                                           Основным видом деятельности ООО " La Cafe " является реализация кофейных напитков.                                                                                             Процесс реализации кофейных напитков состоит из следующих действий:                                                                                                                            прием заказа;                                                                                                     приготовление напитка;                                                                                             подача заказа.                                                                                                                            Процесс приготовления чашечки кофе составляет 2-3 минуты.                                  Оборудование                                                                                                                 Для реализации продукции будет использоваться следующее оборудование( см. таблица1):                                                                                                            Ежегодный размер расходов на ремонт, эксплуатацию оборудования будет составлять - 5% от стоимости оборудования, т.е.18234рублей. Средний срок полезного использования данного оборудования 3года (36месяцев).                                                                                                           Сюда же стоит включить затраты на оформление кофейни-110000рублей.

 

 

 

     Таблица 1

Наименование Оборудования

Количество единиц, шт

Цена за единицу, руб

Итого

Кофемашина

2

60000

120000

Кофемолка

2

7000

14000

Холодильная витрина

1

25500

25500

Льдогенератор

1

22000

22000

Фильтр для воды

1

10000

10000

Кассовый аппарат

1

3000

3000

Компьютер

1

18000

18000

Система ТВ

1

25000

25000

Кофейные чашки

44

10

440

Десертные тарелки

44

23

1012

Ложка кофейная

44

6

264

Ложка десертная

44

8

352

Санузел

2

52000

104000

Итого

 

 

 

 

360568


 Производственные  мощности                                                                           Предприятие при имеющемся оборудовании и персонале может реализовывать в день 100 порций "капуччино" и 70 порций "экспрессо", 10 порций "кофе дня",10 порций "Маккато",10 порций "ред ай", 10 порций "кофе латте", В год - 36000 кофе "капуччино", 25200 кофе "экспрессо"и по 3600 порций остальных видов. В год будет реализовываться 75600 чашечек кофе, что в квартал составляет 18900 чашек.

 

2.2Управленческий  персонал

Кофейня «La Cafe»  будет представлять собой общество с ограниченной ответственностью, вести свою деятельность на основании Гражданского кодекса РФ, принятого Государственной думой и одобренного Советом Федерации. Общество будет являться юридическим лицом, и действовать на основе Устава, будет иметь собственное имущество, самостоятельный баланс.

  Руководство деятельностью предприятия будет осуществлять директор.

 Директор– является материально-ответственным лицом, он действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях различных форм собственности. По хозяйственной деятельности заключает договоры, открывает расчетный счет в банке, выдает доверенности.

Директор предприятия в соответствии с трудовым законодательством издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение граждан, привлекаемых к участию в трудовой деятельности, применяет к ним поощрения  и взыскания. Образование высшее, опыт работы на руководящей должности  от 3-х лет.                                                                                Администратор – является материально-ответственным лицом, осуществляет прием  сырья, оформляя при этом необходимые документы, организует розничную торговлю.

Бухгалтер осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств. Он является материально-ответственным лицом, следит за работой и правильным ведением документации. Бухгалтер должен организовать и осуществлять бухгалтерский учет, проверять достоверность получаемой информации, контролировать соблюдение законности при расходовании денежных и материальных ресурсов. Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов. Образование высшее, знание навыков бухгалтерского учета в торговле. Опыт работы от 2-х лет.




 Рис. 1 Схема организационной структуры предприятия.

    Численность производственного персонала будет определяться исходя из функциональной целесообразности. Система оплаты труда будет построена на основе должностных окладов и будет зависеть от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия.

Численность персонала

Таблица 2

Специальность

Количество,

чел.

Заработная плата в месяц, руб.

Основной персонал

  Кассир

1

8000

  Бармен

1

7000

Вспомогательный персонал

Официант

6

5000

Уборщица

2

3000

Управленческий персонал

  Бухгалтер

1

15000

Директор

1

35000

Итого

12

73000


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Современные темпы изменения  и наращивания объемов знаний  настолько велики, что планирование  представляется единственным способом  реального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.

    Но ошибочным было  бы рассматривать составленный  бизнес-план как раз и навсегда  заданную стратегию деятельности.  При использовании жестко зафиксированных  параметров может легко быть  потеряна актуальность конкретной  разработки. Бизнес-планирование позволяет  продумывать новые варианты поведения  бизнеса на основе проанализированных  сценариев. Поэтому универсальных  рекомендаций нет и быть не  может. Бизнес-план, пожалуй, единственный  официальный документ, допускающий  столь большую вариабельность  в своем составлении и применении. Для любого бизнес-плана обязательными,  по мнению большинства авторов,  являются только план маркетинга, план производства, финансовый и  организационный планы, при этом  последний должен пронизывает  все перечисленные разделы. Во  всем остальном каждый бизнес-план  зависит от огромного количества  факторов, основной из которых  – сам предприниматель, с его  целями, профессионализмом и направленностью  на успех. При этом важно  помнить, что планирование само  по себе не гарантирует успеха, но оно может обеспечить немало  важных и благоприятных факторов  для его достижения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бизнес  планирование. Курс лекций./ Э.А. Уткин,  Б.Акотляр, Б.М. Рапопорт – М.: Экмос, 2004 г.

2.Бизнес-планирование. Учеб.пособие./ В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довиденко – М.: РДЛ, 2005г.

3.Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Бизнес - план/структура, содержание/. Методические указания к разработке - М: Финансы и статистика, 2006г.

4.Маниловский Р. Г., Бизнес – план, М., Финансы и статистика, 2005г.

5.Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта. учеб. пособие, Таганрог: ТРТУ, 2001.

6.Попов В.М.,Ляпунов С.И., Муртузалиева С.Ю. Бизнес –планирование: Проспект, 2003

7.Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин  А.А. Бизнес-планирование: анализ  ошибок, рисков и конфликтов: изд-во  КноРус -М, 2003

8.Ушаков И.И. Бизнес-план:1-е изд.-М.: Питер, 2009

 


Информация о работе Основы бизнес-планирования