Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 17:41, реферат
Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в- третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов.
Введение
1. Заработная плата
1.1 Сущность заработной платы и ее функции в современных условиях хозяйствования
1.2 Формы и системы оплаты труда в РБ
1.3Тарифное нормирование заработной платы
1.4 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих формирование, учёт, контроль и анализ использования ФЗП
2. Способы расчета заработной платы за рубежом
2.1 Отмена тарифной системы
2.1.1 Мнения по этому поводу в РБ
2.2 Грейдинг
2.3 Система заработной платы и ее модели в организациях Германии
2.3.1 Пример из практики: тарифный договор об оплате труда в химической промышленности Германии
2.3.2 Основные модели определения заработной платы
Заключение
В Минтруда, а также в аппарате Совмина считают, что отменять тарифную сетку нельзя. Поскольку это, по их мнению, приведет к росту себестоимости, увеличению цен и снижению налогооблагаемой базы, что чревато непоступлением средств в бюджет страны.
Комментируя разность позиций Минфина и Минтруда по вопросу изменений в системе оплаты труда, Владимир Зиновский, председатель Совета по развитию предпринимательства в Беларуси, подчеркнул, что в этом случае надо изучать мировой опыт и обсуждать это с работодателем". "Ни одно министерство любого государства не знает так положения вещей, как знает его непосредственно руководитель предприятия", - считает В.Зиновский. Поддержал его и Виктор ХИНЕВИЧ, генеральный директор ЗАО «Борисовдетспецпродукт»: «Хорошо, что Минфин задумался о либерализации, но 1 июня - это слишком поздно. Возможно, платить уже будет некому и нечего. Из-за этой системы зарплат у меня на предприятии из 300 работников осталось только 30».
Сфера регулирования оплаты труда в Беларуси нуждается в серьезной либерализации, заявил на заседании Совета по развитию предпринимательства в Беларуси председатель совета и председатель Национального статистического комитета республики Владимир Зиновский. "Одной из таких сфер, нуждающейся серьезной либерализации является регулирование оплаты труда", - сказал В.Зиновский.
По его оценке, действующее в Беларуси ограничение по включению выплат по заработной плате в себестоимость продукции, работ и услуг "серьезно осложняют работу бухгалтерского учетного персонала, ограничивают возможности субъектов по привлечению специалистов и формированию стабильного кадрового состава". По информации В.Зиновского, коммерческие предприятия, особенно те, которые работают в инновационной сфере, для привлечения высококвалифицированной рабочей силы вынуждены направлять на оплату труда "значительную часть прибыли". По его мнению, "это не только сокращает инвестиционные возможности предприятий, но и искажает реальную картину о степени эффективности их деятельности".
Бизнесмены считают, что нынешний порядок начисления заработной платы создает для них лишь проблемы, подталкивая к использованию серых схем и зарплатам в конвертах. Они также полагают, что размер оплат должен устанавливаться не каким-то конкретным ведомством, а самим рынком труда.
Как считает генеральный директор ЗАО «Адиполь» Олег МАХОВИКОВ, весь процесс должен проходить между тремя сторонами: работодатель, работник и представитель интересов работника - применительно к нашей стране профсоюз: «Единственным стимулом сотрудника должна быть его зарплата. Я много общаюсь с коллегами из Германии, они сразу и конкретно предлагают своим сотрудникам полторы, две, три, четыре тысячи евро, а мы вынуждены заниматься рисованием коэффициентов».
В целом тарифная сетка во многом сковывает отечественный бизнес. Его представители сетуют на то, что на предприятиях есть и ценные сотрудники, от которых зависит очень многое, и обычные наемники, которые просто механически выполняют свою работу. Получается, для того чтобы премировать первых, приходится поднимать зарплату вторым. Такой порядок создает шикарные условия для бездельников и для введения «конвертной» зарплаты. За этим следует еще одна проблема. Решение так и не принято.
2.2 Грейдинг
Посмотрите нижеприведенные симптомы «болезни» базовой (постоянной) части оплаты труда, которые присутствуют в различных компаниях:
1. Непрозрачность системы оплаты,
отсутствуют механизмы
2. Неконтролируемый рост фонда
оплаты труда за счет
3. Оплата для новых должностей
в компании необоснованно выше
оплаты давно работающих
4. В разных подразделениях или
филиалах по-разному
5. Нормативные локальные акты
по оплате являются
6. Тарифная сетка построена так, что специалист без категории может получать столько же, сколько и начальник отдела (размытость сетки).
7. Группы должностей, объединенные
в одну категорию оплаты, иногда
значительно отличаются по
8. Оплата труда не
9. Существует практика тотальных
прибавок зарплаты -- всем сотрудникам
одновременно и независимо от
профессионализма или
10. Оплата труда во многом
основана на мнении и
11. Разница заработной платы
лучшего и худшего на одной
позиции незначительна, работники
не заинтересованы в повышении
своего профессионального
12. Сотрудники оценивают систему
оплаты труда как
13. Принцип увеличения окладов
непрозрачен для многих
А ГРЕЙДИНГ - это инструмент, который помогает навести порядок в этой части оплаты труда. Внедрение системы грейдов в компании может реально помочь устранить вышеперечисленные симптомы, и, как следствие, способствовать:
o достижению бизнес-целей
o получению максимальной отдачи от инвестиций в персонал
o привлечению и удержанию в компании лучших специалистов.
ГРЕЙДИНГ - это процедура или система процедур по проведению оценки и ранжирования должностей, в результате которых должности распределяются по группам, или, собственно, грейдам, в соответствии с их ценностью для компании.
Система грейдов - система должностных разрядов, объединяющая различные должности организации в единую систему в зависимости от однотипности и значимости для организации проводимых работ, а также от качества работы отдельного сотрудника. Как правило, число грейдов близко или соответствует числу иерархических уровней в организации. Система грейдов, или позиционных должностей, представляет, по сути, корпоративный табель о рангах. Каждый сотрудник компании имеет свой ранг или грейд, в соответствии с которым рассчитывается уровень его заработной платы. Если в организации применяется система грейдов, то - в отличие от отечественной тарифной сетки - высоко квалифицированный специалист может получать заработную плату больше своего непосредственного начальника. А также в один разряд могут входить должности одного уровня из самых разных подразделений компании.
Таким образом, ГРЕЙД (grade (англ.) - степень, класс) - это группа должностей обладающих примерно одинаковой ценностью для компании. Количество грейдов может варьировать от 5-7 до 20. Каждому грейду соответствует определенный размер оклада, или «вилка окладов», которая может периодически пересматриваться, но сама система грейдов остается неизменной.
Система грейдов впервые появилась полвека назад в США по заказу госструктур, которые хотели разобраться, сколько надо платить чиновникам одного профессионального уровня, но выполняющим разную работу. В итоге была разработана универсальная система, которая учитывала ряд факторов, которые можно назвать компенсационными факторами, так как от них зависела материальная компенсация для определенной должности. Это такие факторы, как уровень ответственности, опыт, знания и навыки, результативность деятельности.
Возвращаясь к термину ГРЕЙДИНГ надо отметить, что мы имеем в виду под этим термином именно оценку должностей или должностных позиций, хотя в практике управления персоналом прослеживается употребление этого термина для двух различных подходов. 1-й подход: Грейдинг должностей или работ, когда оцениваются и ранжируются, т.е. распределяются по «грейдам» должности, независимо от того, какой именно работник занимает должность. Грейд должности зависит от ценности и важности данной должности для компании. 2-й подход: Грейдинг работников, -- когда оцениваются и распределяются по грейдам работники, персонально. В данном случае в совокупности учитывается и ценность выполняемой работы, и ценность самого работника, которая зависит от уровня его квалификации, опыта, мастерства и уровня развития его профессиональных компетенций.
Второй поход к грейдингу оправдан в компаниях, где выполняемые работниками функции и задачи, объем самостоятельности и ответственности и другие параметры зависят в большей степени не от должности, а от квалификации и способностей самого работника. Т.е. можно сказать, что каждый работник в такой компании в определенной степени уникален и выполняемые им функции и задачи могут рассматриваться как отдельная должность. Таким параметрам соответствуют, например, консалтинговые компании, или другие небольшие по численности компании, в которых предъявляются высокие требования к уровню образования и квалификации работников.
Таким образом, как мы видим, грейдинг работников совмещает в себе и грейдинг должностей и, собственно, оценку самих работников.
Система грейдов, -- вполне логична и доступна для реализации собственными силами практически в любой компании. Но в любом случае, это потребует тщательного изучения этого вопроса, особенно его практической стороны, чтобы получить наиболее оптимальный результат при использовании минимальных временных, человеческих и финансовых ресурсов.
Грейдирование преследует следующие цели:
1) систематизация наименований всех должностей компании;
2) установление чётких границ («вилок»)
стоимости всех должностей
3) создание простого, понятного, прозрачного и справедливого инструмента для начисления зарплаты;
4) разработка системы
5) формирования стратегии
6) внедрение единого подхода к циклу приёма, ротации и увольнения персонала компании;
7) создание эффективной
8) оптимизация труда
В основе грейдирования должностей лежат такие принципы:
1) экономическая обоснованность - связь с результатами компании;
2) ясность и прозрачность - объективность системы, её понятность для всех категорий персонала;
3) справедливость - при большем
влиянии на результат компании
сотрудник получает большее
4) однородность - соответствие вознаграждений сотрудников, оказывающих одинаковое влияние на результат;
5) рыночная конкурентоспособность
- создание конкурентных
Процедура грейдирования достаточно затратна. Для её проведения потребуются ресурсы, а именно:
1) информация (стратегия, цели и
планы компании; организационная
структура предприятия; каталог
должностей и должностные
2) люди (экспертная комиссия в
составе 10-15 человек: топ-менеджмент, руководители
среднего звена, сотрудник отдела
управления персоналом; возможно
привлечение внешнего
3) финансы (зарплаты членов экспертной
комиссии, а также затраты на
обучение и услуги
4) время (в среднем 1 - 1,5 года на разработку и внедрение).
Очень важно отметить, что перед масштабным внедрением системы во всей компании желательно провести пилотное внедрение в нескольких направлениях / отделах с целью апробации и внесения корректив в случае необходимости в таковых.
Разумеется, если речь идет о небольшой фирме, создание такой системы излишне. Здесь зафиксировать приемлемый для обеих сторон уровень компенсации можно достаточно просто, а конфликты, связанные с заработной платой сотрудников, решаются, как правило, в частном порядке. Совсем другое дело, когда подобные проблемы возникают в средних и крупных компаниях. Предприятия нередко несут серьезные потери от неэффективного управления фондом зарплат, а производительность труда сотрудников может уменьшаться из-за несправедливой или неочевидной системы компенсаций. Грейдинг оказывается оправдан в крупных компаниях с численностью сотрудников более 500 человек, хотя бывают и исключения.
Проследить прямой экономический эффект от введения системы грейдов - задача не из легких. В данном случае речь скорее должна идти об оптимизации расходов на персонал, чем о непосредственной экономии. Конечный результат зависит от многих факторов, стремиться к корректной оценке которых нужно еще до введения грейдов. Автоматизация, при ее правильном проведении, способна значительно облегчить этот процесс. Основная практическая проблема, возникающая при грейдировании, - это корректная оценка должностей. Если говорить о сложностях в процессе создания системы, то можно было бы отметить этап составления перечня уровней выраженности каждого из компенсируемых факторов: от точного и понятного описания каждого уровня во многом зависит корректность оценки, производимой экспертом. Основная ошибка здесь состоит в том, что оценивать начинают не должности, но конкретных людей, которые их занимают.
Быстрорастущие компании могут испытывать потребность в повторном пересмотре системы должностей. Существует несколько подходов к решению этой проблемы. Часть экспертов считают, что в подобных случаях может потребоваться регрейдинг, связанный с широкими изменениями в существующей системе, дроблением грейдов и т.п. Другие же утверждают, что после завершения первоначального базового проекта по созданию системы грейдов в компанию целесообразно принять специалиста, который будет заниматься точечной корректировкой системы компенсаций. При этом последняя может развиваться, сохраняя преемственность. Т.е. регрейдинг может быть полным, затрагивающим всю систему в целом, или же он может выражаться в точечной коррекции уже существующих грейдов. Наконец, существует мнение, согласно которому затраты на создание и поддержание грейдов для агрессивно развивающейся компании вообще не оправдывают себя.
Информация о работе Особенности современных систем оплаты труда: российский и зарубежный опыт