Понятие бизнес-проекта и классификация его разновидностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Бизнес-проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение способов организации с определенными требованиями к качеству результатов, допустимыми рамками расхода средств и ресурсов и характерной организацией по его разработке и реализации.
Бизнес-проекты могут отличаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, продолжительностью, составом участников, уровнем сложности, влиянием результатов и т. д.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ БИЗНЕС.docx

— 21.77 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЕГО РАЗНОВИДНОСТЕЙ

Бизнес-проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение  способов организации с определенными  требованиями к качеству результатов, допустимыми рамками расхода  средств и ресурсов и характерной  организацией по его разработке и  реализации.

Бизнес-проекты могут отличаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, продолжительностью, составом участников, уровнем сложности, влиянием результатов и т. д.

Основания классификации бизнес-проектов:

1) тип проекта – по главным областям деятельности, в которых реализуется проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);

2) класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области (моно-, мульти-и мегапроект). Монопроект – это отдельный проект различных типов, видов и масштабов. Мультипроект – это комплексный проект, который состоит из монопроектов и требует использования многопроектного управления. Мегапроект – это целевые планы развития регионов, отраслей и других образований, объединяющих ряд моно– и мультипроектов;

3) масштаб проекта – по масштабам самого проекта, числу участников и уровню воздействия на окружающую среду (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты; межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия);

4) продолжительность проекта – по длительности периода реализации проекта (краткосрочные – до 3 лет; среднесрочные – от 3 до 5 лет; долгосрочные – свыше 5 лет);

5) сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности (простые, сложные и очень сложные);

6) вид проекта – по характеру предметной области проекта (инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.). Множество бизнес-проектов носит инвестиционный характер. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых основной задачей является вклад средств в разнообразные виды бизнесов с целью получения прибыли. В данной группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих постоянное развитие организации.

Организационные проекты – реформирование организаций, возможность построения новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.

Экономические проекты – приватизация организации, образование аудиторской службы, появление нового порядка налогообложения.

 

24. ЦЕЛЬ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПРОЕКТА.

Цели – это желаемый результат  деятельности, который можно получить в границах отдельного промежутка времени.

Задача – это желаемый результат  деятельности, который можно получить за запланированный промежуток времени, характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.

Цель становится задачей при  указании срока ее достижения и количественных характеристик желаемого результата. Цель достигается вследствие решения  ряда задач, соответственно, задачи можно  упорядочить по отношению к целям.

Цель проекта – это доказуемый результат и заданные условия  осуществления главной задачи проекта.

Для любого проекта можно создать  множество взаимосвязанных целей, отображающих строение данного проекта  и его участников. Цели проекта  необходимо четко сформулировать: они  должны быть понятны по смыслу; результаты должны измеряться, а поставленные и требования должны быть выполнимы.

При управлении проектами зона возможных  решений для достижения целей  проекта ограничивается периодом времени, рамками бюджета, полученными ресурсами  и необходимым качеством принимаемых  результатов. В процессе осуществления  проекта под влиянием изменений  в его окружении или в зависимости  от его прогресса и приобретаемых  неокончательных итогов цели проектов могут трансформироваться.

Установление цели – это общее  направление, которое делится на последовательные процедуры:

1) установление указателей цели;

2) установление допустимых целей проекта;

3) отображение целей проекта.

Для установления цели проекта применяются  разнообразные, как индивидуальные, так и групповые, методы.

В индивидуальной деятельности применяются  логические методы. Главная опасность  – ограниченный анализ направлений  поиска целей проекта.

В групповой деятельности чаще применяются  интуитивные методы, которые приводят к приобретению обширного спектра  целей проекта, в том числе: «мозговой  штурм», запись идей, творческая конфронтация, характерное структурирование и  др.

В описании цели проекта должны быть отражены ясно и однозначно:

1) результат проекта, который изображается как требуемое состояние системы в зависимости от типа и вида проекта;

2) сроки завершения – отражаются в виде временного промежутка времени, за который необходимо закончить проект;

3) порядок видоизменения цели проекта. В ходе жизненного цикла проекта возможна корректировка целей проекта;

4) иерархия зависимых целей. В описании целей проекта необходимо изобразить иерархию, которая используется в том случае, если одну цель проекта невозможно достичь.

ПРИЗНАКИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА

Главные признаки бизнес-проекта:

1) признак «изменения». Реализация проекта содержит в себе изменение материальной системы или предметной зоны, в которой осуществляется проект;

2) признак «ограниченной во времени цели» и «временной ограниченности». Цели проекта имеют временную ограниченность. При удачном окончании проекта целевая установка, данная руководителю, перестает существовать;

3) признак «отношение к проекту бюджета». Для многих проектов составляются отдельные бюджеты, использование которых проверяется особыми способами;

4) признак «ограниченности требуемых ресурсов». Для любого проекта необходимо применение всевозможных ресурсов: людей, техники, оборудования, материалов и др. Объем ресурсов проекта взаимосвязан с бюджетом и неизменно ограничен;

5) признак «неповторимости» имеет отношение к проекту в целом. Даже в проектах с высоким уровнем новизны есть процессы, которые применяются во многих других проектах. В проекте процессы могут повторяться;

6) признак «новизны» является признаком проектов изучения и формирования, но и для подобных проектов нередко существует «относительная новизна». Практически все организационные, экономические и социальные проекты имеют высокую степень «новизны»;

7) признак «комплексности». Комплексность можно установить по количеству используемых в проекте факторов окружения проекта и численности участников проекта, прямо или косвенно воздействующих на прогресс, результаты и последствия проекта;

8) признак «правового и организованного обеспечения». Правовое обеспечение находится в тесной взаимосвязи с разнообразными интересами большинства участников проектов и необходимостью регулирования их отношений. В зоне промышленного изучения и развития воплощаются в жизнь многочисленные проекты, имеющие сравнительные признаки проекта, кроме одного – формирования особой структуры для разработки и реализации проекта. Большая часть крупных проектов не может быть реализована в границах имеющихся организационных структур и требует формирования специфической для проекта организационной структуры в период осуществления проекта. Однако для некоторых мелких или сравнительно несложных бизнес-планов формирования специальной организации не требуется или неоправданно;

9) признак «разграничения». Любой проект имеет в своем распоряжении отчетливо установленные границы своей предметной области и должен быть изолирован от остальных;

10) признак «информационной и консалтинговой поддержки» обозначает необходимость обратной связи между отдельными элементами бизнес-проекта, а также мониторинга изменений во внутренней и внешней среде, привлечения консультантов по некоторым проблемам бизнеса.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БИЗНЕС-ПРОЕКТА

Проект – это комплекс мероприятий, который достигается в определенный период времени, у которого четко определены цели и их достижение свидетельствует о завершении проекта.

Развитие инвестиционного проекта  от первоначальной идеи до ее воплощения в жизнь может быть показано в  форме цикла, содержащего в себе три отдельные стадии, тесно взаимосвязанные друг с другом: прединвестиционную, инвестиционную и оперативную.

Разнообразные виды деятельности организаций реализовываются в прединвестиционной стадии параллельно, продолжаясь и в следующей инвестиционной стадии. Следовательно, если проведение исследования возможностей инвестирования предоставило достаточные результаты о жизнеспособности бизнес-проекта, то продвижение инвестиций и планирование реализации товаров и услуг начинаются в одно и то же время. Тем не менее главные усилия скапливаются на заключительной оценке проекта в инвестиционной фазе. Для снижения излишних расходов при ограниченных ресурсах необходимо ясное понимание последовательности событий при разработке бизнес-проекта, начиная с фазы разработки концепций, посредством конструктивных попыток по перемещению проекта на оперативную стадию. Необходимо также понимать значимость, которую представят инвесторы, коммерческие банки, поставщики оборудования, организации по страхованию экспортных кредитов и консультационные фирмы.

На всех стадиях цикла проекта  необходимо задействовать услуги консультационных и инжиниринговых компаний. Огромное значение должно быть отдано предынвестиционной стадии как ключевому центру внимания, потому как удача или невезение бизнес-проекта в конечном итоге зависят от маркетинговых, технических, финансовых и экономических исследований и их интерпретации, особенно при изучении возможности реализации данного бизнес-проекта. Требуемые для этого затраты не должны становиться преградой для проведения проверки и оценки бизнес-проекта в пред- инвестиционной стадии, поскольку это поможет сохранить внушительные суммы, включая расходы после начала функционирования бизнес-проекта.

Предынвестиционная стадия включает несколько этапов: определение факторов, благоприятствующих вложению средств (обнаружение возможностей инвестирования), анализ альтернатив бизнес-проекта и предварительный выбор проекта, а также его подготовка (предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) и формирование бизнес-плана) и вывод об инвестировании (отчет об оценке).

Конструктивное изучение и анализ возможностей поддержки также являются частью стадии подготовки бизнес-проекта и, как правило, проходят отдельно в целях дальнейшего присоединения в предварительные ТЭО и бизнес-план.


Информация о работе Понятие бизнес-проекта и классификация его разновидностей