Понятие и виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
1. дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;
2. рассмотреть формы несовершенной конкуренции;
3. показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;
4. изучить виды несовершенной конкуренции;
5. определить цель несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность …………………….…4
2. Способы пресечения недобросовестной конкуренции ……………………...8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список источников………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

контрольная работа ко коммерческой деят.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Кафедра трудового права и социального обеспечения

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: «Правовое регулирование коммерческой деятельности»

 

на тему: «Понятие и виды конкуренции»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

юридического факультета

гр. 463-1/2-2

Ю.О. Игнатенко.

 

Проверил:

 

__________________________

 

__________________________

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

Оглавление.

 

          Введение…………………………………………………………………….3

1. Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность …………………….…4

2. Способы пресечения недобросовестной конкуренции ……………………...8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список источников………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела  разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования  конкуренции. Распространение методов  недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

Следовательно, эффективная  защита от недобросовестной конкуренции  — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Цель данной работы: изучить  сущность недобросовестной конкуренции  и систему мер по защите от нее.

Задачи данной работы:

1.  дать определение  понятию «несовершенная конкуренция»;

2.  рассмотреть формы  несовершенной конкуренции;

3.  показать какие  существую методы добросовестной  и недобросовестной конкуренции;

4.  изучить виды  несовершенной конкуренции;

5.  определить цель  несовершенной конкуренции;

6.  рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;

7.  изучить способы  защиты от недобросовестных конкурентных  действий;

8.  дать краткую  характеристику каждому из способов  защиты от недобросовестных конкурентных  действий.

 

 

 

 

1. Недобросовестная  конкуренция: понятие, сущность

 

Конкуренция в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

 

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную конкуренцию  и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества  продукции

- снижение цен ("война  цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров  и услуг.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

- экономический (промышленный  шпионаж)

- подделка продукции конкурентов

- подкуп и шантаж

- обман потребителей

- махинации с деловой  отчетностью

- валютные махинации

- сокрытие дефектов  и т.д.

К этому можно также  добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Недобросовестная конкуренция  — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые  действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товара с  незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах  официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический  термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт  потребителю препятствия к смене  поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто.

Спектр деятельности, которую можно  назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

 

– все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять  предприятие, товары, промышленную или  коммерческую деятельность данной фирмы  за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в  заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция  в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей конкурентов,  направленный на то, чтобы привлечь  их в качестве клиентов и  сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

3) неправомочное использование  или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли другой  фирмы для противодействия или  недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих  товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления, что  потребителю предоставляется возможность  покупки на необычайно выгодных  условиях, когда на самом деле  этого нет;

9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой  проводится сравнение с товарами  или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Традиционно выделяют две модели регулирования  рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции. В европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями и направленное на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции.

Для России правовое регулирование  недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал  под понятием недобросовестной конкуренции  что-то индивидуальное и свое. Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).

Понятие недобросовестной конкуренции  появилось в законодательстве Российской Федерации после принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». В  ст. 10 Закона устанавливался запретна недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление на конституционном уровне. Статья 8 Конституции закрепляет свободу экономической деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Цель недобросовестной конкуренции — остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом  часто не упоминаются, не перечисляются  многие методы обеспечения превосходства.

К основным чертам недобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельности конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими в заблуждение утверждениями.

 

2. Способы пресечения недобросовестной конкуренции.

 

При избрании способа  защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

 

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции  относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.

 

  1. Предписание антимонопольного органа.

 

Предписание представляет собой правообразующий юридический  факт и является обязательным для  исполнения письменным требованием  антимонопольного органа. Оно направлено на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Информация о работе Понятие и виды конкуренции