Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:54, реферат

Описание работы

В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

Файлы: 1 файл

Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов

В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

В бухгалтерском учете поступление хозяйственных средств отражается по фактической стоимости, которая складывается из покупной стоимости поступивших средств и расходов, связанных с их приобретением, а также прочих затрат по доведению приобретенных активов до состояния, пригодного к использованию.

Значительный удельный вес в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы представляют собой оборотные средства предприятия, которые можно разделить на две основные группы.

В первую группу входят материалы, предназначенные для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также материалы, необходимые для хозяйственных нужд предприятия.

Ко второй группе относятся материалы, предназначенные для продажи, а именно: готовая продукция, выпускаемая предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли.

Учет материалов ведется на синтетическом счете 10 «Материалы», в развитие которого открываются следующие субсчета:

10.1 — сырье и  материалы;  
10.2 — покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия;  
10.3 — топливо;  
10.4 — тара и тарные материалы;  
10.5 — запасные части;  
10.6 — прочие материалы;  
10.7 — материалы, переданные в переработку на сторону;  
10.8 — строительные материалы;  
10.9 — инвентарь и хозяйственные принадлежности.

По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.

К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.

Материалы, которые относятся к средствам труда, — это различные виды инструментов, инвентаря и прочие средства, которые нельзя отнести к основным из-за их непродолжительного срока службы (менее одного года) и сравнительно небольшой стоимости (менее 10000 р. за единицу). Поэтому в настоящее время по методам учета эти средства приравнены к материалам. Учет таких средств ведется отдельно на субсчете 10.9.

 

 

Учет поступления материалов

Материалы могут поступать на предприятие от поставщиков, других юридических и физических лиц, за наличный и безналичный расчет, могут быть изготовлены непосредственно на предприятии и т.д. Основные проводки по учету поступления материалов приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили материалы на склад:

от поставщиков  
от подотчетного лица  
от учредителей выявленные в результате инвентаризации как излишки 
от ликвидации основных средств сэкономленные в основном производстве  
изготовленные во вспомогательном производстве безвозмездно от юридических лиц

10  
10 
10  
10

10  
10 
10  
10

60  
71  
75 
91

91 
20 
23 
98


Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы.

Учет ТЗР ведется обособленно на синтетическом счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов.

Пример 7.1. Учет материалов и ТЗР.

В течение месяца отражены операции, связанные с приобретением материалов (табл. 7.2).

Задание. Определить сумму списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство.

Таблица 7.2

Содержание операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

1 . Поступили материалы от поставщика

120000

10

60

2. Акцептован и оплачен  счет за доставку материалов

5000 5000

10 60

60 51

3. Оплачены из кассы  погрузочно-разгрузочные работы

1000

10

50

4. Списаны материалы в  производство

30000

20

10

5. Списаны ТЗР по материалам

?

20

10


Сумма ТЗР (2-я и 3-я операции) составила 6000 р. Для расчета суммы списания ТЗР по материалам оформим табл. 7.3.

Таблица 7.3

Статьи затрат

Получено, р.

Списано, р.

Списано, %

Материалы 
ТЗР

120000  
6000

30000  
1500

25 
25


Так как в производство списана V4 часть материалов, т.е. 25 %, то и сумма списания ТЗР должна составить такой же процент от общей суммы ТЗР, следовательно, она равна 1500 

Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов

Фактическая стоимость поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:

  • затраты по подготовке продукции к отгрузке;
  • транспортные расходы;
  • железнодорожные тарифы;
  • таможенные пошлины;
  • расходы по страхованию грузов в пути;
  • оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;
  • затраты по хранению материалов;
  • затраты на погрузочно-разгрузочные работы;
  • прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.

Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов.

Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.

Рис. 7.1. Схема транспортировки грузов

Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 7.1).

Существует четыре основных варианта франко-цены:

  • «франко-склад поставщика» — все расходы на доставку берет на себя покупатель;
  • «франко-вагон, станция отправления» — расходы по доставке до станции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
  • «франко-вагон, станция назначения» — расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
  • «франко-склад покупателя» — все расходы по доставке берет на себя поставщик.

В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в договоре между покупателями и поставщиками.

Учет списания материалов в производство

Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия.

Основные проводки по учету списания материалов отражены в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списаны материалы со склада:

в основное производство 
во вспомогательное производство 
на общепроизводственные нужды 
на общехозяйственные нужды  
на исправление брака  
на строительно-монтажные работы  
на продажу на операции, связанные с продажей продукции

20  
23  
25 
26 
28  
08 
91 
44

10 
10  
10  
10 
10  
10 
10  
10


Материальные затраты имеют значительный удельный вес в себестоимости готовой продукции, поэтому важным является способ определения стоимости материалов, которые входят в себестоимость готовой продукции. Способ списания материалов в производство влияет непосредственно не только на себестоимость готовой продукции, но и на налогооблагаемую базу, например при расчете налогов на прибыль и имущество.

В условиях, когда цены на покупные материалы изменяются в течение отчетного периода, предлагаются следующие варианты списания материалов в производство:

  • метод средней себестоимости;
  • метод ФИФО;
  • метод ЛИФО;
  • по себестоимости каждой единицы.

Рассмотрим на примере, как списываются материалы в производство, если в течение отчетного периода они поступали по различным ценам.

Пример 7.2. Учет списания материалов в производство.

На 01.02 на складе предприятия находилось 40 кг краски по цене 30 р. за 1 кг (сальдо начальное). В течение месяца на склад поступило три партии краски (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Партия краски

Дата поступления

Количество, кг

Цена за 1 кг, р.


2  
3

09.02  
18.02  
25.02

80  
100  
60

35 
40 
45


Задание. Определить стоимость краски, оставшейся на складе на конец месяца при списании ее в производство тремя методами — по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО, если в производство списано 200 кг краски.

Рассчитаем общую стоимость и количество приобретенной краски.

Сальдо: 30 р. • 40 кг = 1200 р.  
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2800 р.  
Партия 2: 40 р. • 100 кг = 4000 р. 
Партия 3: 45 р. • 60 кг = 2 700 р.  
Итого: 280 кг на 10700 р.

1. Метод средней  себестоимости.

При использовании этого метода определяют среднюю стоимость 1 кг краски, для этого общую стоимость приобретенной краски делят на ее количество:

10700 : 280 = 38,2 (р.).

В производство списано краски на сумму 38,2 • 200 = 7640 (р.), тогда на складе останется краски на сумму 10700 р. — 7640 р. = = 3060 р.

2. Метод ФИФО.

При использовании этого метода списывают краску с первого по времени поступления, начиная с сальдо, по принципу first in first out, т.е. «первым вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг.

Сальдо: 30 р. • 40 кг = 1200 р.  
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2 800 р. 
Партия 2: 40 р. • 80 кг = 3 200 р.  
Итого списано: 200 кг на 7200 р.

При использовании этого метода на складе останется краски на сумму: 10700 р. - 7200 р. = 3500 р.

3. Метод ЛИФО.

При использовании этого метода начинают списывать краску с последнего по времени поступления по принципу last in first out, т.е. «последним вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг:

Информация о работе Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов