Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:54, реферат
В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.
Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов
В процессе снабжения предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.
В бухгалтерском учете поступление хозяйственных средств отражается по фактической стоимости, которая складывается из покупной стоимости поступивших средств и расходов, связанных с их приобретением, а также прочих затрат по доведению приобретенных активов до состояния, пригодного к использованию.
Значительный удельный вес в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально-производственных запасов.
Материально-производственные запасы представляют собой оборотные средства предприятия, которые можно разделить на две основные группы.
В первую группу входят материалы, предназначенные для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также материалы, необходимые для хозяйственных нужд предприятия.
Ко второй группе относятся материалы, предназначенные для продажи, а именно: готовая продукция, выпускаемая предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли.
Учет материалов ведется на синтетическом счете 10 «Материалы», в развитие которого открываются следующие субсчета:
10.1 — сырье и
материалы;
10.2 — покупные полуфабрикаты, комплектующие
изделия;
10.3 — топливо;
10.4 — тара и тарные материалы;
10.5 — запасные части;
10.6 — прочие материалы;
10.7 — материалы, переданные в переработку
на сторону;
10.8 — строительные материалы;
10.9 — инвентарь и хозяйственные принадлежности.
По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.
К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.
Материалы, которые относятся к средствам труда, — это различные виды инструментов, инвентаря и прочие средства, которые нельзя отнести к основным из-за их непродолжительного срока службы (менее одного года) и сравнительно небольшой стоимости (менее 10000 р. за единицу). Поэтому в настоящее время по методам учета эти средства приравнены к материалам. Учет таких средств ведется отдельно на субсчете 10.9.
Учет поступления материалов
Материалы могут поступать на предприятие от поставщиков, других юридических и физических лиц, за наличный и безналичный расчет, могут быть изготовлены непосредственно на предприятии и т.д. Основные проводки по учету поступления материалов приведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Поступили материалы на склад: от поставщиков |
10 10 |
60 91 |
Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы.
Учет ТЗР ведется обособленно на синтетическом счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов.
Пример 7.1. Учет материалов и ТЗР.
В течение месяца отражены операции, связанные с приобретением материалов (табл. 7.2).
Задание. Определить сумму списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство.
Таблица 7.2
Содержание операции |
Сумма, р. |
Дебет |
Кредит |
1 . Поступили материалы от поставщика |
120000 |
10 |
60 |
2. Акцептован и оплачен счет за доставку материалов |
5000 5000 |
10 60 |
60 51 |
3. Оплачены из кассы погрузочно-разгрузочные работы |
1000 |
10 |
50 |
4. Списаны материалы в производство |
30000 |
20 |
10 |
5. Списаны ТЗР по материалам |
? |
20 |
10 |
Сумма ТЗР (2-я и 3-я операции) составила 6000 р. Для расчета суммы списания ТЗР по материалам оформим табл. 7.3.
Таблица 7.3
Статьи затрат |
Получено, р. |
Списано, р. |
Списано, % |
Материалы |
120000 |
30000 |
25 |
Так как в производство списана V4 часть материалов, т.е. 25 %, то и сумма списания ТЗР должна составить такой же процент от общей суммы ТЗР, следовательно, она равна 1500
Понятие и виды транспортно-заготовительных расходов
Фактическая стоимость поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:
Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов.
Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.
Рис. 7.1. Схема транспортировки грузов
Учет транспортных расходов ведется в так называемых франко-ценах, которые определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 7.1).
Существует четыре основных варианта франко-цены:
В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в договоре между покупателями и поставщиками.
Учет списания материалов в производство
Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия.
Основные проводки по учету списания материалов отражены в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Списаны материалы со склада: в основное производство |
20 |
10 |
Материальные затраты имеют значительный удельный вес в себестоимости готовой продукции, поэтому важным является способ определения стоимости материалов, которые входят в себестоимость готовой продукции. Способ списания материалов в производство влияет непосредственно не только на себестоимость готовой продукции, но и на налогооблагаемую базу, например при расчете налогов на прибыль и имущество.
В условиях, когда цены на покупные материалы изменяются в течение отчетного периода, предлагаются следующие варианты списания материалов в производство:
Рассмотрим на примере, как списываются материалы в производство, если в течение отчетного периода они поступали по различным ценам.
Пример 7.2. Учет списания материалов в производство.
На 01.02 на складе предприятия находилось 40 кг краски по цене 30 р. за 1 кг (сальдо начальное). В течение месяца на склад поступило три партии краски (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Партия краски |
Дата поступления |
Количество, кг |
Цена за 1 кг, р. |
1 |
09.02 |
80 |
35 |
Задание. Определить стоимость краски, оставшейся на складе на конец месяца при списании ее в производство тремя методами — по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО, если в производство списано 200 кг краски.
Рассчитаем общую стоимость и количество приобретенной краски.
Сальдо: 30 р. • 40 кг
= 1200 р.
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2800 р.
Партия 2: 40 р. • 100 кг = 4000 р.
Партия 3: 45 р. • 60 кг = 2 700 р.
Итого: 280 кг на 10700 р.
1. Метод средней себестоимости.
При использовании этого метода определяют среднюю стоимость 1 кг краски, для этого общую стоимость приобретенной краски делят на ее количество:
10700 : 280 = 38,2 (р.).
В производство списано краски на сумму 38,2 • 200 = 7640 (р.), тогда на складе останется краски на сумму 10700 р. — 7640 р. = = 3060 р.
2. Метод ФИФО.
При использовании этого метода списывают краску с первого по времени поступления, начиная с сальдо, по принципу first in first out, т.е. «первым вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг.
Сальдо: 30 р. • 40 кг
= 1200 р.
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2 800 р.
Партия 2: 40 р. • 80 кг = 3 200 р.
Итого списано: 200 кг на 7200 р.
При использовании этого метода на складе останется краски на сумму: 10700 р. - 7200 р. = 3500 р.
3. Метод ЛИФО.
При использовании этого метода начинают списывать краску с последнего по времени поступления по принципу last in first out, т.е. «последним вошел, первым вышел», пока не наберут нужного количества — 200 кг:
Информация о работе Понятие процесса снабжения и классификация материальных запасов