Предпринимательский
бизнес план
Бизнес план – инструмент среднесрочного планирования.
Цель разработки
бизнес плана:
- Спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайшие 3-5 лет в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;
- Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на них;
- Сформулировать цели, стратегию и тактику их достижения;
- Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг;
- Оценить производственные и торговые издержки;
- Выявить соответствие кадров фирмы поставленным целям;
- Определить состав маркетинговых мероприятий;
- Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых ресурсов поставленным целям;
- Предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес плана;
Необходимость
в бизнес плане возникает в
следующих случаях:
- Открытие нового дела. Определение специализации и основных направлений коммерческой деятельности.
- Перепрофилирование существующих фирм. Выбор новых видов направлений и способов осуществления хозяйственной деятельности.
- Составление проспектов эмиссии ценных бумаг.
- Подготовка заявок на получение кредита.
- Выход на внешний рынок.
Основные рекомендации
по подготовке бизнес плана:
- Краткость. Изложение самого главного по каждому разделу плана.
- Доступность в изучении и понимании, т.е. необходимо избегать технических терминов.
- Информация должна быть емкой и четкой, не должно быть экспрессивных оценок. Обычно много цифровой информации, следовательно, затрудняется оценка, поэтому информацию классифицируют по определенным категориям и представляют в табличной форме или в виде диаграмм.
Резюме
Резюме – основные идеи бизнес плана.
В резюме включается следующая
информация:
- Цели и задачи бизнес плана.
- Краткое описание предприятия и его специализации.
- Текущее финансовое состояние.
- Собственные ресурсы.
- Преимущества продукции на рынке.
- Источники финансирования и потребности в инвестировании.
- Риски предприятия и их уровень.
- Экономическое обоснование и эффективность проекта.
Таким образом, это краткое изложение бизнес плана.
Резюме составляется
в последнюю очередь на основании
ключевых фраз разделов плана.
Содержание
бизнес плана
Общая характеристика
предприятия и товара.
О предпринимателе должны
быть приведены следующие сведения:
- Полное и сокращенное наименование предприятия и др. сведения (банковские реквизиты и т.п.)
- Размер уставного капитала.
- Характеристика менеджеров высшего звена управления.
- Основной вид деятельности.
- Миссия.
- Оценка слабых и сильных сторон предприятия и конкурентов.
- Описание продукции предприятия с позиции потребителя.
- Обосновывается необходимость совершенствовать товар.
- О продукте приводятся следующие сведения:
- Область применения.
- Показатели качества (надежность, ремонтопригодность, экономичность, эргономичность)
- Внешнее оформление.
- Патентная защищенность
Анализ рынка
и основных конкурентов
Оценка рынков сбыта
заключается в определении емкости
и степени насыщенности рынка, уровня
и степени удовлетворения спроса.
Анализ производится по всем основным рынкам, при этом необходимо
выявить наиболее перспективные рынки
сбыта. Анализ и оценка конкурентов предполагают
следующие характеристики:
- Объем продаж в натуральных показателях у основных конкурентов.
- Распределение и динамика долей рынка.
- Уровень цен.
- Финансовое положение, уровня технологии и качество продукции.
- Расходы на рекламу.
- Время деятельности предприятий
Производственный
план
Определяется производственная программа
предприятия, дается подробное описание
производственного процесса с указанием
проблем существующих в сфере технологии
и организации и путей из преодоления.
Важным аспектом является определение
себестоимости продукта.
В описании технологического процесса
указывается:
- Требуемые производственные мощности
- Условия и потребность приобретения технологического и прочего оборудования
- Потребность в сырье, качество и дисциплина поставок
- Требования к источникам энергии и их доступность
- Степени технологической и конструкторской подготовки производства
- Контроль качества готовой продукции
Структура производственного
раздела бизнес-плана:
- Производственная программа (объем выпуска продукции, коэффициент роста, доля реализации продукции в соответствии с договорами купли продажи)
- Схема технологического процесса
- Потребности в основных фондах (здания и сооружения производственного назначения, рабочие машины, оборудование, транспортные средства и т.п.)
- План производства заключается в планировании потребности в оборотных средствах, незавершенных производств, готовой продукции на складе, топлива и электроэнергии (количество, цена, переходящий остаток)
- Потребность персонала в заработной плате по категориям производственного персонала
- Калькуляция себестоимости
План маркетинговой
деятельности.
В этом разделе описывается
стратегия маркетинговой деятельности.
Записывается
в оценке возможности предприятия
в соответствии с ситуации на
рынке.
План маркетинга предусматривает
следующие разделы:
- выбор схемы распространения товаров напрямую или через посредников.
- анализ ценовой политики и методы ценообразования.
Используются следующие
данные:
- Определение, на сколько цены отражают издержки.
- Отношение покупателей к установленным ценам
- Использование предприятием политики стимулирования цен, или политики стандартных цен.
- Действия предприятия при изменении цен конкурентов
- известность цен на товары потенциальным клиентам.
- Уровень планируемой цены означает выработку ценовой стратегии:
- вытеснение конкурентов
- получения сверхприбыли путём «снятия сливок» с рынка
- сохранения стабильного положения при умеренной рентабельности и др.
- реклама: определяется тип (товарное или фирменное) и средства распространения рекламы. Расходы на рекламу определяются в разделе планирование производства.
- Методы стимулирования продаж, формирование спроса и организация послепродажного обслуживания:
- программа стимулирования сбыта;
- приёмы побуждения сбытового персонала;
- соответствие торговой сети поставленным целям;
- наличие фирменного стиля рекламы и товарного знака;
- использование различных видов кредита;
- эффективность привлечения внимания с помощью упаковки.
Организованный
план: обосновывается организационная структура:
линейная функциональная, матричная; производится
оценка, приводится организационная схема.
План по рискам.
Значение этого раздела
состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, будут
достигнуты полностью или частично.
Виды риска:
- производственный
- риск неиспользования хозяйственных договоров
- риск изменения конъюнктуры рынка
- риск возникновения непредвиденных затрат
- риск потери имущества
таким образом происходит изменение намеченного
объёма производства и объёма реализации,
повышение материальных и трудовых затрат,
увеличение дефектных изделий, рост цен.
- коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и в процессе оказания услуг.
- финансовый риск возникает в сфере финансового предпринимательства и финансовых сделок.
- инвестиционный риск.
Потери от риска:
- Материальные, непредусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении
- Трудовые, потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами.
- Финансовые потери возникают в результате прямого денежно ущерба (штрафа, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги и т.д.)
- Специальные потери, связаны с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среды, престижу предпринимателя.
После оценки степени
риска разрабатывается перечень
мер, позволяющие его уменьшить.
Финансовый
план.
В этом разделе бизнес-плана
обобщаются все предшествующие материалы
и предоставляют их в стоимостном виде.
Здесь необходимо подготовить
следующие документы:
- Прогноз объёмов реализации
- Баланс денежных расходов и поступлений
- Таблицу доходов и затрат
-
График достижения безубыточности – это схема, показывающая влияние на прибыль объёмов производства, цены товара и себестоимости.
доходы переменные
расходы
и расходы
V реализации
денежных
единиц
точка безубыточности
постоянные
расходы
время