Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:38, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблемы бедности в России и ее влияния на экономическое развитие. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
изучение понятий «бедность»;
выявить причины бедности;
рассмотрение бедности в России;
изучение доходов населения;
4. Концепция бедности как самооценки.
В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов – считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток – субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.[17]
Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом.
Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.
1.3. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето (Вильфредо Парето (1848-1923гг.) – итальянский экономист и социолог), согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах.
Американский экономист Макс Лоренц (1876-1959гг.) развил закон Парето, предложив его графическое изображение в виде кривой распределения доходов, или кривой ("лука") Лоренца (рис.1).
Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. На рис.1 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОA, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°.
Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.
В реальной жизни пределом натяжения "лука" Лоренца (по некоторым оценкам) считается момент, когда на долю беднейших 40 % населения приходится 12-13 % общей суммы доходов семей страны, а разрыв в уровнях доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности.
Отношение площади сегмента между биссектрисой ОА и кривой Лоренца к половине площади квадрата называется коэффициентом Джини, который был выведен итальянским экономистом Коррадо Джини (1884-1965гг.). Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОА, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. При значении коэффициента, равном 1, кривая Лоренца представлена линией ОЕА, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Абсолютное неравенство — это гипотетический случай, когда все население не имеет доходов, кроме одного человека или одной семьи, которые получают весь доход. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни 0, ни 1, однако считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества.
Рис. 1 Кривая Лоренца
1.4. Показатели оценки бедности.
Уровень бедности определяется совокупностью различных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом, такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов РФ (Табл. 1).
Табл. 1. Система показателей бедности.
Показатель |
Формализация показателя |
Характеристика |
Доход |
Yi |
Уровень доходов населения, руб. |
Порог бедности |
Z |
Доход, обеспечивающий потребление на уровне прожиточного минимума |
Порог нищеты |
Z/2 |
Доход, не превышающий 50% порога бедности |
Масштаб бедности |
Q |
Численность населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума |
Масштаб нищеты |
Q* |
Численность населения, имеющего среднедушевой доход ниже 50% от величины прожиточного минимума |
Уровень бедности |
|
Отношение численности населения, имеющего среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, ко всему населению |
Степень нищеты |
|
Отношение численности нищих к численности бедного населения, % |
Уровень нищеты |
|
Отношение численности нищих к численности всего населения, % |
Дефицит дохода |
|
Суммарное значение дохода, необходимого для повышения доходов лиц, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, до величины прожиточного минимума |
Индекс глубины бедности (I1) |
|
Среднее отклонение доходов бедных от величины прожиточного минимума. Выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенной с численностью всего населения |
Индекс остроты бедности (I2)
|
|
Средневзвешенное отклонение доходов бедных от величины прожиточного минимума. Выражается величиной суммарного квадратического дефицита доходов, соотнесенной с численностью всего населения |
Приведенные показатели можно условно разделить на две группы: первая (степень бедности, масштаб бедности, степень нищеты, масштаб нищеты) характеризует количественные и качественные изменения масштаба данного явления. Вторая - используется для того, чтобы оценить, насколько глубоко протекает в обществе процесс обнищания населения. Наиболее точными индикаторами количественного определения неравномерности в распределении доходов является так называемая система агрегированных показателей бедности: уровень бедности (в нашей системе - степень бедности), глубина бедности и острота (жесткость) бедности. Если первый показатель (степень бедности) систематически рассчитывается официальной статистикой России, то применение двух других носит эпизодический характер.
Предложенная система показателей позволяет более глубоко оценить динамику изменений, происходящих в зоне бедности, как в целом по стране, так и в регионах. Такая оценка неравенства в благосостоянии населения весьма эффективна при сравнительных исследованиях во времени. Применимо к региональным условиям та или иная степень отклонения от величины прожиточного минимума позволит получить не только количественное, но и качественное представление о неравномерности в распределении дохода, а также общее представление об эффективности воздействия региональной социальной политики по сокращению дифференциации в уровне благосостояния населения.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по проблеме бедности нет еще точного и устоявшегося представления о том, что такое бедность. Отсюда и различия в оценке масштабов бедности, они колеблются от 20% до 40% (и даже больше) в зависимости от применяемого подхода к определению и измерению бедности.
2.1. Бедность в России
Если в Западной Европе в новое время сложилось преимущественно негативное отношение к бедным, которые якобы сами виновны в своих бедах, то в дореволюционной России бедность рассматривалась как горе, в котором виновно скорее общество, чем конкретный индивид. Эта трактовка бедности как порождения несправедливого социального строя способствовала широкому распространению социалистических воззрений.
В советские времена понятие «бедность» практически не применялось. На смену ему пришло понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а население делится на тех, кто обеспечен в большей или меньшей степени.
В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90% населения России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку для оценки бедности в России применялись критерии, которые используются в развитых странах.
Однако официальная российская статистика тоже отмечала в 1990-е высокий уровень бедности, хотя и не более 35%. Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992, другой произошел после дефолта 1998. За годы экономического роста в России произошло сокращение бедности в два раза, преимущественно за счёт повышения заработной платы во всех секторах экономики, особенно там, где наблюдалась высокая концентрация низкооплачиваемых рабочих мест. Принципиальных изменений в профиле бедности пока нет: самую многочисленную группу среди бедных по-прежнему составляют лица трудоспособного возраста; семьи с детьми отличаются максимальными рисками бедности, которые вдвое выше среднего уровня бедности по стране; домохозяйства, состоящие только из пенсионеров, наоборот, вдвое реже остальных семей попадают в число бедных. Пенсионеры преодолевают бедность преимущественно за счёт того, что работают. Среди неработающих пенсионеров уровень бедности в полтора раза выше среднероссийского уровня. В совокупности эти результаты указывают на то, что потенциал влияния экономического роста на бедность практически исчерпан, и в перспективе ее сокращение следует связывать с адресными программами социальной поддержки бедных.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов.
Является государственной гарантией получения минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Определяется на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
Рассчитывается ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне цен на продукты питания, товары, услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
На 3 квартал 2011 г. прожиточный минимум составляет:
В России с 1 июня 2011 года увеличили минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 6,5%, таким образом, теперь он составляет 4611 рублей. Законопроект об увеличении МРОТ подписал президент России Дмитрий Медведев. МРОТ не менялся с 2009 года и ранее составлял 4330 рублей.
За прошедшие десять лет общефедеральный МРОТ вырос в 32 раза – в 2000 году он составлял 132 рубля.
Согласно Трудовому кодексу России, МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, который на данный момент составляет 6367 рублей в месяц. Правительство предлагает провести повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума поэтапно.
МРОТ – законодательно закрепленная денежная сумма, которую обязан заплатить работодатель за месяц труда работника. Показатель также используется для вычисления сборов, налогов, штрафов и других платежей. В России существует федеральный МРОТ, но регионы имеют право устанавливать собственный показатель, но не ниже общероссийского. Считается, что размер минимальной оплаты труда оказывает влияние на доходы беднейших слоев населения, так как зарплата среднего класса определяется чаще всего на условиях рынка. Так, согласно данным Росстата, в сентябре 2011 года средняя зарплата в стране составляет около 22,5 тысяч рублей.
Около 15% россиян, чей доход не дотягивает до прожиточного минимума – в России в 1 полугодии 2011 года выросло на 2 млн. до 21.1 млн. В первом полугодии 2010-ого, доходы ниже прожиточного минимума имели 19,1 млн. россиян.
Бедность в России обладает чертой, типичной для развивающихся стран. В развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей. В России же бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях (в первую очередь в бюджетном секторе экономики).
2.2. Причины бедности в России
Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм.
Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превращения ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший место во всех странах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокращения бедности связаны в первую очередь с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.
С другой стороны многие изменения в социальной политике обусловлены развитием рыночной экономики: структурная безработица, развитие платных услуг в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. социальных отраслях.