Проблемы осуществления государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Цели и задачи:
Рассмотреть систему финансового контроля
Выявить основные цели ГФК
Раскрыть проблемы осуществления ГФК
Определить пути совершенствования организации ГФК

Содержание работы

Цели и задачи работы.
Введение. Система финансового контроля.
Государственный финансовый контроль.
Проблемы осуществления государственного финансового контроля и пути совершенствования его организации.
Заключение.
Вывод.
Список использованных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Конференция.docx

— 23.83 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ Чувашский Государственный  Университет имени И.Н.Ульянова

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы осуществления  государственного финансового контроля в России и пути совершенствования  его организации

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Экономического факультета

Группа ЭК-06-12

Сафарова Яна Григорьевна

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание:

 

    1. Цели и задачи работы.
    2. Введение. Система финансового контроля.
    3. Государственный финансовый контроль.
    4. Проблемы осуществления государственного финансового контроля и пути совершенствования его организации.
    5. Заключение.
    6. Вывод.
    7. Список использованных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

  1. Рассмотреть систему финансового контроля
  2. Выявить основные цели ГФК
  3. Раскрыть проблемы осуществления ГФК
  4. Определить пути совершенствования организации ГФК

Система финансового  контроля:

  • государственный контроль;
  • аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);
  • внутренний контроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);
  • общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).

Что же такое ГФК?

В широком смысле ГФК —  это установленная законодательством  деятельность органов государственной  власти и управления всех уровней  по выявлению, предупреждению и пресечению:

  1. ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
  2. несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  3. недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

Цель государственного финансового контроля

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран  действует также система контроля по линии исполнительной власти или  так называемый правительственный  контроль, а также органы финансового  контроля при главе государства (президентский контроль). В России — это система контрольно-ревизионных  служб в федеральных министерствах и ведомствах: (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, Главное управление федерального казначейства Минфина России, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, различные департаменты банковского контроля Банка России, а также различные государственные органы, в пределах своих полномочий осуществляющие отраслевой или ведомственный финансовый контроль), Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (президентский контроль).

Организационно-правовая система  финансового контроля в Российской Федерации сегодня не является эффективно функционирующей системой. Эта система  скорее состоит из служб, ведомств и  органов, на которые возложены определенные контрольные функции, но которые  действуют несогласованно и разобщенно, не взаимодействуя друг с другом. Контрольную деятельность этих органов регулируют около 260 законов, постановлений, указов. Такое количество нормативных правовых актов в этой области скорее дезорганизует систему финансового контроля, нежели определяет порядок работы. Многочисленные правовые акты, как правило, повторяют друг друга, полномочия одного органа зачастую дублируются полномочиями другого (например, на федеральном и региональном уровнях). Как результат - отсутствие скоординированности в действиях органов финансового контроля. Такое положение в системе финансового контроля сигнализирует о несформированности этой системы, отсутствии ее целостности.

В России сегодня отсутствует  не только единая система финансового  контроля, но и единая концепция  ее формирования. Формирование органов  государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации все еще продолжается. Свою специфику на этот процесс накладывает  пока еще становление рыночной экономики. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового  контроля в целом и контрольных  органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. Неэффективность этой работы можно  связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. При этом работу по совершенствованию организации финансового контроля необходимо начинать с выявления существующих проблем, ограничивающих достижение поставленных задач.

Проблемы осуществления  ГФК

Проблемы, связанные со слабой нормативно-правовой базой, регламентирующей осуществление финансового контроля в Российской Федерации:

- отсутствие четкой законодательной  определенности полномочий контрольных  органов;

- смешение контрольных  функций органов, пересечение  их сфер деятельности;

- неопределенность круга  объектов финансового контроля; отсутствие алгоритма и порядка  реагирования на выявленные нарушения как органов, так и объектов контроля; низкая оперативность принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению финансового контроля; отсутствие четких внутренних стандартов составления нормативно-правовых актов;

- "оторванность" стратегического  финансового контроля от текущего  финансового контроля.

Приведем пример. Так, в  Конституции РФ лишь затронут вопрос о финансовом контроле и контрольных  органах. В статье Бюджетного кодекса  РФ "Понятия и термины, применяемые  в настоящем кодексе" отсутствует  термин "финансовый контроль". Кроме  того, в Бюджетном кодексе отсутствует  полный перечень органов, наделенных полномочиями финансового контроля (в качестве контрольного органа упомянута лишь Счетная палата РФ).

Проблемы, связанные с недостатками работы органов финансового контроля. К этой группе относятся такие проблемы, как: недостаточность и неправомерность мер по исполнению доходной части бюджета (сбор налогов и сборов, установление различных льгот и освобождение от уплаты платежей, растущая задолженность перед бюджетом); невыполнение требований соответствующих нормативных актов; отсутствие должного контроля за эффективным расходованием государственных финансовых средств, в том числе иностранных займов, полученных под гарантии Правительства РФ; нарушения самими контрольными органами действующего законодательства; нецелевое расходование средств; функциональная разобщенность органов финансового контроля и некоторые другие проблемы.

Реформы, направленные на разрушение вертикалей тоталитарного контроля, привели Россию к состоянию отсутствия адекватной государственной контрольной  системы, необходимой для решения  новых демократических задач. Реструктуризация существующей в стране системы финансового  контроля необходима, поскольку эта система перестала выполнять свое назначение. В печатных отчетах контрольных органов постоянно публикуются факты финансовых нарушений: нецелевое использование и невозврат государственных средств, неэффективное использование денежных средств, неправомерные расходы денежных средств и иные финансово-хозяйственные нарушения.

Все вышеописанные негативные моменты существующей системы финансового  контроля требуют создания соответствующей  системы государственного финансового  контроля, основанной на создании надежной правовой базы реформирования существующей структуры и реорганизации методов  действия. Такой адекватной системы  финансового контроля требуют сложившиеся  в стране и в мире социально-политические и хозяйственные условия, постоянно  расширяющиеся сферы деятельности хозяйствующих субъектов, а также  нарастание информационных потоков  и тенденция к преобразованиям  субъектов хозяйствования.

Таким образом, для выведения  российского государственного финансового  контроля на уровень развитых государств, где финансовый контроль действительно  эффективен, необходимы существенные преобразования в системе финансового контроля.

Пути решения  некоторых проблем организации  государственного контроля

Итак, для формирования развитой системы финансового контроля следует  предпринять ряд важных шагов:

- сформировать системную  и завершенную нормативно-правовую  базу, подвергнув систему финансового  контроля четкой стандартизации;

- провести реформу в  организационных структурах финансового  контроля; привести методологическую  основу в соответствие с современными  условиями;

- сформировать новую систему  процедур контроля (методическую  базу);

- создать целостные научно-исследовательскую и учебную базы (в том числе для формирование системы кадрового обеспечения);

- организовать соответствующую  информационно-коммуникационную инфраструктуру; обеспечить материально-техническое  (в том числе и социально-бытовое)  и финансовое функционирование  контролирующих органов.

Необходимо упорядочить  систему органов государственного финансового контроля исполнительной власти, разграничить функции между  ними и даже отдельными их подразделениями. Сегодня этот вопрос особенно актуален во взаимоотношениях между подразделениями  Министерства финансов России, налоговых  и других органов, которые непосредственно  осуществляют государственный финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Заключение

От своевременного решения  указанных организационно-структурных  вопросов, от совершенства правовой и  организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов  научных исследований зависит успех  организации и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной  системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом.

Вывод

Путем анализа информации выявила некоторые основные проблемы развития государственного финансового  контроля, а также возможные пути решения данных проблем.


Информация о работе Проблемы осуществления государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации